
Из книги
SOFİ TRAM-SEMEN
(Sufilya Semenova, Soufilia Semenova)
"NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" .
Издательство "KAYNAK", Стамбул.
2008.
ПЕРЕВОДЧИК
АРАС СЁЗЮЕР
(ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГЛАВЫ "ДЕБЕТ".
Как напоминалось и ранее, КЪУТ и СУР пришли в МИФОЛОГИЮ НАРТОВ из древних, языческих верований и после установления единобожия ТЕНГРИ, стали на второй план, возле полубогов ТЕЙРИ.
Так, КЪУТ и СУР стали, как бы частью, помощниками ДЕБЕТА-ТЕЙРИ.
Тенгриянская религия, начало которого читается во втором тысячелетии до новой эры, была религией уже установленного патриархального периода, а потому символы языческих верований периода матриархата, уже не могли иметь влияния. Но народ не расставался со своими древними кумирами и дал им жизнь в своей новой мифологии, пусть даже во второстепенной роли.
ХУННЫ никогда не оставляли без внимания любое значимое событие и непременно переносили это в свой фольклорный мир, создавая песни-сказания, которые исполнялись всегда, во времена, известных по китайской исторической хронологии, длительных застолий и бесконечных народных гуляний.
Их потомки КАРАЧАЕВЦЫ тоже нисколько не утратили стиль знаменитых предков и сочинение песен, шуток, анекдотов, палавр, осуждений, страданий, плачей и пр. успешно продолжается и сегодня. Ни одно событие времени не проходит мимо народных сказителей-ашыгов, джырчы, самаркъаучула, текелеучюле,текебёркле, хыртдамайла и др. мастеров слова и остряков. Тому есть множество примеров, но наша тема не эта, а МИФОЛОГИЯ НАРТОВ, а потому продолжим представление божества железа, ДЕБЕТА-ТЕЙРИ.
Появление образа ДЕБЕТА-ТЕЙРИ, несет в себе отпечаток времени обработки железа, которая совершила переворот в жизни ХУННОВ, так как железные орудия труда, принесли с собой другие возможности, которые отразились и в духовном мире народа. На пограничных базарах КИТАЯ (Чин), в ТУРФАНСКОЙ ДОЛИНЕ, также в ЗАПАДНОМ КРАЕ внутренней Азии, ХУННЫ уже продавали не только обработанную кожу, шерсть, мясные и молочные продукты, но имели товар, в обмен на который могли приобретать все самое ценное и передовое своего времени, включая и китайский шелк (чына дарий). Наряду с развитием железного промысла активизировались и другие искусства, как резьба по камню, дереву, кости, бронзе, растительные и шерстяные половики (кийиз, джеген), обработка морских ракушек (чокъуракъ), наскальная резная живопись и пр., что тоже имело серьезное отражение в духовной жизни народа, вживляясь в каждодневную жизнь, в виде традиций, становясь, с течением времени, народными обычаями. ТЕЙРИ-ДЕБЕТ - явление периода этого бурного роста народного творчества, этого чудесного возрождения, которое пришло с началом ЖЕЛЕЗНОЙ ЭРЫ.
Ну а СУР и КЪУТ, не остались забытыми, народ их сохранил, как помощников ДЕБЕТ-ТЕЙРИ.
Многие исследователи не считают нужным отвести место в своих записях КЪУТ и СУР, считая их второстепенными, но народ помнит и чтит их. Например, в сказке БАЙЧЫ есть такие строки:
"...СУР кёрюгю ёртен юрюб, темир джагъа,
Юсюнде уа, сурат салыр, оюу къаза,
Къызгъан темир къолларында бюгюлюучю,
Иши бла кесин энчи билдириучю,
Хут-устаны, къарнаш кибик, сюе эдим..."
Что касается КЪУТа, то народ не сохранил никаких песен, связанных с именем КЪУТ, видимо из-за воинственного авторитета. Но КЪУТ сохранен в древних народных сказках, именуемых "ОБУР АГУНДАНЫ ТАУРУХЛАРЫ", где упоминается, как божество войны и ссор, неся смысловую нагрузку о необходимости неуничтожительных столкновений, ради сохранения и приумножения тотур-ТЕНГРИ.
В некоторых изданиях народного творчества встречается попытка представить ДЕБЕТ-ТЕЙРИ кузнецом-мастером, а местом его деятельности КАВКАЗ и ЗАКАВКАЗЬЕ, что, к сожалению, искажает внутренний строй произведения и географию НАРТСКОЙ МИФОЛОГИИ. Надо полагать, что исследователи пропустили такие фольклорные свидетельства, как СУУ-АНА, которая была его кормилицей, как КЮН-ТЕЙРИ, который был его отцом и ДЖЕР-ТЕЙРИ, родительница божества. Рожденный от ТЕЙРИ, которые не имеют материального лица и являются энергетическим образом (тотур-ёз), он никак не мог быть материально воплощенным "кузнецом-мастером". Но иные исследователи такую логику исследовательской мысли считают нормальным. Что ж... Тут сказать нечего.
*Просто хотелось бы напомнить, что в фольклоре КАРАЧАЕВЦЕВ сохранены ийнары (любовная лирика), где точно указывается "место жительства" СУУ-АНА. Оно во внутренней Азии, в ХУРЛА-КЁЛ( озеро КОРЛА).
*КЁК-ТЕЙРИ(КЮН-ТЕЙРИ) -божество, не имеющее материального облика, олицетворяющий энергетический облик небесных просторов и всего, что там.
*ДЖЕР-ТЕЙРИ (здесь надо отметить, что в некоторых вариантах, ДЖЕР-ТЕЙРИ представляется в женском образе, хотя в основном, ДЖЕР-ТЕЙРИ воспринимается в мужском роде, как тотур-отражение ТЕЙРИ-ЁГЮЗ) тоже является невидимой энергетической силой, отражением ТЕЙРИ-ЁГЮЗ.
Таким образом, противоречия и вольности в интерпретации отражаются самой структурой НАРТСКОЙ МИФОЛОГИИ.
Следовательно, ДЕБЕТ-ТЕЙРИ не мог иметь человеческий облик и, тем более, быть кузнецом. О был ТЕЙРИ, который олицетворял ЖЕЛЕЗНУЮ ЭРУ, отвечая за знания и дух ХУННОВ.
(продолжение следует)