
Из книги
SOFİ TRAM-SEMEN
(Sufilya Semenova, Soufilia Semenova)
"NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" .
Издательство "KAYNAK", Стамбул.
2008.
ПЕРЕВОДЧИК
АРАС СЁЗЮЕР
( В этом посте хочу перевести для вас ПРЕДИСЛОВИЕ книги, что отражает мнение и издательства, и самого автора СОФИ ТРАМ-СЕМЕН).
ИЗДАТЕЛЬСТВО "КАЙНАК".
"В этой работе, писатель связывает малоизвестность НАРТСКОЙ МИФОЛОГИИ с хуннской традицией, так называемого УСТНОГО АРХИВА, когда исторические и фольклорные сведения передавались из поколения в поколение методом ПЕСЕН-ЛЕГЕН, ПЕСЕН-СКАЗАНИЙ и.т.д., которые, таким образом оставались замкнуты в языковом, культурном пространстве народа.
НАРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ, со стройной системой иерархии божеств, исследованием связей между всем созданным и создателем, чистотой эстетических, этических и морально-нравственных основ, с оригинальным утверждением энергии(тотур), как основы зарождения сущего, утверждение единого бога ТЕНГРИ, как источника тотур (энергии), а также мысль о триединстве каждого сотворенного, является плодом творческого ума далеко не рядового народа.
Эта книга исследует МИФОЛОГИЮ, ТЮРКОВ-ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ и дает исчерпывающую интерпретацию тенгриянской иерархии, связям между создателем и созданным, морально-нравственным поискам народа, многопластовости осмысления мира древними тюрками и рассматривает нравственный облик ГУННО-КАРАЧАЕВЦЕВ, через призму его богатейшего народного творчества, частью которого является и МИФОЛОГИЯ НАРТОВ."
***
ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА, СОФИ ТРАМ-СЕМЕН.
Наверное не будет странным, если сказать, что самым привлекательным звеном фольклорной культуры каждого народа, является МИФОЛОГИЯ, поскольку она всегда является показателем того, как ЧЕЛОВЕК отрывается мыслью от окружающей (ближней, видимой) природы и устремляется в невидимый мир, что говорит о вхождении народа-создателя, в новую ступень развития, где основой для мысли начинают служить такие возбудители, как ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ, ЗЕМЛЯ и НЕБО, ВСЕЛЕННАЯ и БЕСКОНЕЧНОСТЬ и др., что доказывает многосложное отношение народа к непознанному миру.
Если внимательно изучить мифологическое творчество, можно вывести определяющие черты любого сообщества, в зависимости от направления мысли в сторону духовности или материальности, благородства или жестокости, жертвенности или всеподавления, а также ориентиров эстетических, этических, морально-нравственных, которые непременно оседают в традициях и нравах каждого народа-создателя.
Первобытные идолы и языческие верования были почти у всех древних народов, но у ХУННОВ, на рубеже 3-1 тысячелетия .д.н.э., каким-то образом, в совершенный отрыв от культуры окружающих народов, все древние верования сливаются в одно, чтобы подчиниться ТОТУР-ТЕНГРИ (ТЕНГРИ-ДЫХАНИЕ, ЭНЕРГИЯ). А приход к мысли об единобожии, свидетельствует о длительной истории и духовном развитии каждого народа. Во внутренней Азии, это первенство принадлежит ХУННАМ-ТЮРКАМ, что не может не вызвать гордости у их потомков.
МИФОЛОГИЯ ХУНН-НАРТОВ выводит на арену ТЕНГРИ, который является просто ТОТУР(дыханием, энергией), что питает собой все сотворенное во вселенной, что является авангардной для своего времени, разрушив влияние пугающих, наказывающих, а тем самым лишающих человека личного мужества, религиозных верований. ТЕНГРИЯНСТВО-религия общения с творцом, через ТОТУР(энергия, дыхание), которая "продолжается до тех пор, пока сотворенный следует неукоснительным постулатам создателя, а именно ПРИЗНАНИЕ ПРАВА СОЖИТЕЛЬСТВА ВСЕХ РАЗНОСТЕЙ, ПРИЗНАНИЕ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ ВСЕГО СУЩЕГО, ПРИЗНАНИЕ ВСЕГО СОЗДАННОГО-НЕРАЗРЫВНОЙ ЦЕПЬЮ ТОТУР(дыхания, энергии) и ПРИЗНАНИЕ НЕЗЫБЛЕМЫМ СТОЛКНОВЕНИЯ РАЗНОСТЕЙ, чтобы сохранить и приумножить ТОТУР ТЕНГРИ, где главенствующим выступает КУЛЬТ УМА И ДУХОВНОСТИ перед СИЛОЙ ЗЛОТВОРЕНИЯ.
И то, что ТЕНГРИ и полубоги ТЕЙРИ не имеют определенного лица, провозглашается их присутствие в каждом дыхании, говорит о продвинутости мысли и духовности, когда материальное отодвинулось на второй план, став средством поддержания ТЁНГЕК (тело), а духовные поиски стали уделом "дороги к ТЕНГРИ".
Когда сравнивается МИФОЛОГИЯ НАРТОВ с другими известными мифологиями, возникает два образа миропонимания:
*в одном (например, Греческая мифология) БОГИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЛИКЕ и ПОДВЕРЖЕНЫ ВСЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СТРАСТЯМ, как любовь, ненависть, зависть, нетерпимость и.т.д. И эти признаки указывают на то, что народ-создатель все еще МЫСЛЕННО не прорвал "скорлупу" ВИДИМОГО МИРА.
*а в другом случае (например, Нартская мифология), наблюдается прорыв МЫСЛИ из замкнутости ВИДИМОГО МИРА, с многосложным процессом осмысления тайн ВСЕЛЕННОЙ и ЗАРОЖДЕНИЯ СУЩЕГО.
В первом случае, человеческий облик и страсти Богов говорят о приземленности мысли и ценности МАТЕРИАЛЬНОГО БЫТИЯ, а во втором случае видны признаки продвинутой мысли, протягивающейся до ВЕЧНЫХ ТАЙН ВСЕЛЕННОЙ И СОТВОРЕНИЯ, с акцентом на ценность ДУХОВНОГО БЫТИЯ.
Таким образом можно утверждать, что между сравниваемыми мифологиями - огромный эволюционный промежуток, где первая-указывает на МОЛОДОСТЬ СОЗДАТЕЛЯ-НАРОДА, а вторая - носит все признаки ЗРЕЛОСТИ древнего народа, прошедшего все ступени религиозной культуры от ИДОЛОВ до ТОТУР-ТЕНГРИ, образ которого является загадкой для исследователей фольклора, поскольку непостижимы пути, приведшие ХУННОВ к такой простой и одновременно гениальной мысли о БОГЕ-ЭНЕРГИИ (тотур).
Как видно, в первом случае, духовные поиски и становление духовного облика народа базируется на видимом, знаемом, уже познанном пространстве, где мысль имеет тенденцию к расширению, исходя из знакомого окружения и протягивается с ЗЕМЛИ на НЕБО и в непознанное пространство, а во втором случае исследователь сталкивается, с уже напомненной уникальностью нартской мифологии, как эволюция мысли, исходящей из ТОТУР-ТЕНГРИ, то есть, с НЕБА на ЗЕМЛЮ. Таким образом, в первом случае народ-создатель держит фундаментом духовного развития- МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР и УСТАНАВЛИВАЕТ СВОИ духовные ПРИОРИТЕТЫ, исходя из материальной основы, а во втором случае, видится ценность ТОТУР (ДЫХАНИЕ ТЕНГРИ), который совершенно обесценивает все материальное и выдвигает на первый план ТЕНГРИЯНСКУЮ ДУХОВНОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ ЖИЗНИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕНГРИ.
Может быть, ответ на открытый вопрос о храбром хуннском характере, лежит именно в этой просветленной вере, которую теологическая наука обходила и продолжает обходить. Но думаю, что не из-за злого умысла, просто в головах наших профессоров-теологов, тоже, отложилась царская "история", где "ТЮРКИ" были "варварами, а потому и не посчитали нужным исследовать удивительный мир ТЮРКСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, которое поражает авангардностью мысли, несвойственной своему времени, имеющую актуальность и в наши дни.
К сожалению, система изучения истории, основываясь только на археологических данных, является крайне однобокой. Исследование истории этносов, должна включать в себя, как основополагающее и исследование произведений устного народного творчества, где сохранены глубокие знания по этапам эволюции данного этноса. А ТЮРКИ это тот народ, в культуре которого закодированы сведения, которые могут пролить свет на оставшуюся в тени историю сосуществования древних народов Евразии.
МИФОЛОГИЯ ГУНН-НАРТОВ, КАРАЧАЕВЦЕВ является еще одним доказательством уникальности ТЮРКОВ-ХУННОВ и ни один народ в мире не может похвастать лучшими достижениями, чем ХУННЫ, потомки ЖУН, ДИ, СЕР и СЕРОВ.
В нынешнем КАРАЧАЕ имеется и алано-сарматский этнический субстрат, что случилось после побратания АЛАНО-САРМАТ с победившими их ХУННАМИ(ГУННАМИ) и образования на Кавказе ЕДИНСТВА КАВКАЗСКИХ (СКИФСКИХ) НАРОДОВ, В НАЧАЛЕ 3в.н.э. И таким образом, ТЮРКСКАЯ КУЛЬТУРА, как более совершенная, стала доминирующей, вобрав в себя и элементы культур местных народных кланов (скифов, кимр, алано-сармат, ашин и др.), видимо поэтому имеет место присваиваемость другими народами произведений ТЮРКСКОЙ КУЛЬТУРЫ, например, как героический эпос НАРТИАДА, ПОЭМА "БИЙНЁГЕР", НАРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ, НАРТСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, НАРТ СЁЗЛЕ, ДЖУЛДУЗЛАМА, АЙТЫУЛА, ЭЖИУЛЕ, ОРАЙДАЛА, ДЖЫРЛА, КЮУЛЕ, САРЫНЛА, ИЙНАРЛА, ЧАМЛА, ПЫРХ-ЧЫРХЛА, ОЙДАМАЙЛА, БОЛМАЗЛА (ПАЛАВРАЛА) и.т.д. Надо полагать, что культуры, слившиеся в глубине тысячелетий, стали синтезом культур КАВКАЗА (Скифии), создав единую кавказскую культуру, таким образом, став общей, в проявлении самобытного культурного облика каждого кавказского народа. Иключение могут составить только Адыги(Кабардинцы, Черкесы), которые пришли в Северо-Восточную Скифию в конце 15в.н.э., но и они уже стали частью роскошной ТЮРКО-СКИФСКОЙ кавкаказской культуры.
Пользуясь случаем хочу поблагодарить переводчиков, граждан ТУРЦИИ,
АРАСА СЁЗЮЕР (ARAS SÖZÜER), ХАЙРИЕ ГЁЗАР )HAYRİYE GÖZAR), МЕЛЕХАТ ЯЙЛА (MELEHAT YAYLA), ЭМИНЕ АЛБАЙ (EMİNE ALBAY), ШЕРИФЕ ЙЫЛМАЗ (ŞERİFE YILMAZ), МЕХМЕТ КААН КОЧАЛИ (MEHMET KAAN KOÇALİ), НАДИРЕ КИБАРОГЛУ (NADİRE KİBAROGLU), ДЖУНЕЙТ ДИЛЕР (CUNEYT DİLER), ДИЛЕК ГЮНЮЛТАШ (DİLEK GÜNÜLTAŞ), а также карачаевцев, которые сохранили и передали сведения по МИФОЛОГИИ НАРТОВ и НАРТ СЁЗЛЕ.
С благодарностью привожу их имена:
*МАРАТ КОБАНОВ-Бургас, Болгария.
ХАМИД БОТАШ- США, Патерсон Нью-Йорк.
*АМИНАТ АКАЕВА-Россия, КБР, Нальчик.
*АЙСАРА СЕМЕНОВА-Россия, с.Кобу-Баши, Зеленчукского р-на КЧР.
*ФАТМА ТАМБИЙ-США. Ричвуд.
*ЯХЬЯ БИЧАКЪСЫЗ-США, Патерсон.
*БАТДИН БОЮНСУЗОВ-Россия, КЧР, с.Кобу-Башы.
*АЛЛА ОТАРОВА-Россия,КЧР,с. ДЖАГА.
*АХМАТ БАЧИЕВ-Россия, КБР, г.Нальчик.
*ЗУБАЙДА ЭЛЕКУЕВА-Россия,КЧР, г. КАРАЧАЕВСК.
*ХАЛЮК ЭССЕН-Турция, г. Эскишехир.
*ЛАРИСА БОГАТЫРЕВА-Россия, КЧР, Уруп.
*ШАХАРБИЙ АЛИЕВ-Россия, КЧР,г.Черкесск.
*АЛАШ МАМАЕВА-Россия,КБР, Терскол.
*МАНАФ БАЙЧЕККУЕВ-Россия, КБР, Азау.
*ТАМЕРЛАН ХУБИЕВ-Россия, КЧР, Доммай.
*АЙТЕН БАХЧИВАН-Турция, Тракия.
*СУЛЕЙМАН-КАРЧА АЛТЫНДЖАБА-Турция, Анкара.
*ШАДИЕ БОРАН-Турция, Ерьяман.
*ШЕМСИ КУРШУН-Турция, Анкара.
*ЭРТАН ЭРСОЙТурция, Анкара.
*ХАРУН АЛТЫНТАШ-Россия, КБР, Яникой.
И ДР.