• Авторизация


Запись №17. МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ 30-08-2009 15:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


266284_k_5087  NART M?TOLOJ?S? KAPA?I (75x108, 3Kb)
Запись №16. МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ

Из книги
SOFİ TRAM-SEMEN
(Sufilya Semenova, Soufilia Semenova)
"NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" .
Издательство "KAYNAK", Стамбул.
2008.


ПЕРЕВОДЧИК
АРАС СЁЗЮЕР
MELEHAT YAYLA
HAYRİYE GÖZAR


(продолжение представления глав из книги Софи Трам-Семен)

"ДЖАН КЕТСЕ-ТИН БАР"- нартская поговорка подтверждает мысль о двойственности сути каждого сотворенного и вечности энергетического существования.
Таким образом, в мифологии ГУНН-НАРТОВ, отчетливо проступает мысль о составляющих каждого сотворенного:

*ТЁНГЕК Тело) - среда, куда входит оживляющая энергия ДЖАН;
*ДЖАН (душа-энергия);
*РУХ(ТИН) - душа носитель информации от ТЕНГРИ.

Эти три составляющие взаимозависимы, без отсутствия одного, не может существовать другое. А потому, в мифологии, вселенная рассматривается, как неразрывная цепь взаимозависимостей, в существовании которых заинтересован каждый пребывающий в мире. К тому же это относится не только к человеку, а адресуется ВСЕМУ СУЩЕМУ.

Эта вера, как показатель авангардного мышления, направило ХУННОВ в сторону развития духа и мысли, заставляя народ ломать границы традиционного миропонимания своего времени, что и сегодня отчетливо читается в фольклоре ГУННО-КАРАЧАЕВЦЕВ.

От этого миропонимания установились и национальные традиции, особенная этика и эстетика, а также нравственные "законы" которые незыблемы и живы по сей день.

Вера в вечность ЁЗ (Суть) отразилась в традициях народа, которые определили его национальный облик. Отчетливо видно это в церемонии похорон, предстающих из песен-легенд, где умершего не оплакивали, а пели САРЫН (песня-плач) и КЮУ(песня-прощание), где перечислялись все достоинства умершего и просилось у ТЕНГРИ радости пребывания в мире ТОТУР девятипластных небес.

Эта традиция имеет свое отражение и сегодня. На похоронах нет таких неприятных сцен, как обмороки, показательные выкрики, чрезмерные демонстрации страдания и пр., ну а мужская половина общества, в этих случаях не плачет никогда. ГУНН-НАРТЫ КАРАЧАЕВЦЫ мужественно справляются с чувствами. "ЭРКИШИ ДЖЫЛАМАЗ, ЭРКИШИ МЫДАХ БОЛУР" ("МУЖЧИНА НЕ ПЛАЧЕТ, МУЖЧИНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ГРУСТИТЬ") старая поговорка тоже подтверждает сказанное.

Многим может может показаться, что тройное составляющего каждого сотворенного - нажим интерпретатора НАРТСКОЙ МИФОЛОГИИ. Чтобы не закралась такая мысль, приведем бесспорный источник их литературного памятника НАРТОВ-КАРАЧАЕВЦЕВ, "НАРТИАДЫ".
В НАРТИАДЕ с девятипластных небес нисходит ТОТУР (энергия) РУХ(ТИН), раскалывает гранитную скалу (СОС КЪАЯ) и из этого соприкосновения рождается легендарный герой нартского эпоса СОС-УРУКЪ (СОС-УРКЪА)-(гранитный осколок). (СОС -гранит, УРУКЪ, УРКЪА-осколок).

Таким образом народ, свои мифологические верования и достижения мысли переносили и на свое литературное творчество, как показатель веры в РУХ(ТИН) (Душа-Суть), вечной и несущей информацию от ТЕНГРИ, который наделил ее ЁЗ (суть), чтобы сходясь с ТЁНГЕК (тело) и ДЖАН (энергией) мог до бесконечности материализовывать себя.

Для подтвержедения слов приведем отрывок из книги НАРТЫ, изданной в издательстве ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, в 1994г.
Присоединиться к Кавказскому происхождению СОС-УРУКЪ и НАРТОВ как исследователь, не имею возможности. Адрес НАРТОВ, как бы ни старались их "омолодить" иные историки, все же СРЕДИННАЯ (ВНУТРЕННЯЯ) АЗИЯ, а их присутствие в кавказском регионе относится к 6-5 в. д.н.э., ко времен МАЛОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ, с активным потоком во время БОЛЬШОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ в 1в.д.н.э. и 1в.н.э. Ну, не станем углубляться в историю, обратимся к тексту из книги НАРТЫ.

(небольшая выдержка из текста)
СОСУРУКЪ ТАШДАН ЫШАРА, КЮЛЕ ТУУГЪАНДЫ,
ТАШЛАРЫ ОРАКЛАЙ, КЁЗЛЕРИ ТАНГ ЧОЛПАН КИБИК ДЖАНГАНДЫЛА,
АНЫ ОЛ ЗАМАНДА ТЮЗ АТЫ СОСТАР БОЛГЪАНДЫ,
ОЛ АТНЫ, ОЛ ЗАМАНДА НАРТ ДЖЫЙЫЛЫБ АТАГЪАНДЫ,
БАРА-БАРА УА СОСУРУКЪ ДЕБ КЪОЙГЪАНДЫЛА.

СОСУРУКЪ ТОГЪУЗ АЙНЫ ТОГЪУЗ КЮНДЕ ЁСГЕНДИ,
ТЕМИР ЫЛЫХТЫНДАН ЧАЛЫУЛА ЭШГЕНДИ,
ТЕМИР КЪАНГАЛАДАН ЧАБЫРЛА ЭТИБ КИЙГЕНДИ,
ОЛ БИРСИ НАРТЛАДАН АКЪЫЛЛЫ, КЪАРЫУЛУ БОЛГЪАНДЫ.

(подстрочный перевод на русский язык)

"...Сосурук из камня вышел улыбаясь и смеясь,
Брови, как серпы, а глаза как Венера на заре,
В то время его звали Состар,
Тогда нарты собравшись его так назвали,
Ну а потом Сосурукъ стали называть.
Сосурук за девять дней рос за девять лет,
Вязал из железных прутьев вязки,
Из железных досок себе готовил чабыр(обувь).
Он превосходил многих нартов в уме и силе..."

(Здесь, конечно, есть над чем задуматься, так как НАРТЫ существовали до появления железа во внутренней Азии, а потому к тексту надо относиться как к одной из поздних (дополнененных) версий.
Фольклорная экспедиция ТМИФИС, в 1994 году обнаружила отрывки древнего текста о СОС-УРУКЪ, которые, после окончательных исследований и доработок, будут представлены в книге "НАРТСКИЙ ЭПОС И ЕГО СОЗДАТЕЛЬ")(фольклорное исследование).

Исходя из приведенного, наличие в мифологии нартов мысли о ТРИЕДИНСТВЕ (Тёнгек, Джан, Рух(Тин)-носитель Ёз), ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ всего сущего, ПРЕХОДЯЩЕСТЬ "ТЁНГЕК", "ДЖАН" и вечность РУХ(ТИН-ЁЗ) открыто присутствует и это никак не может быть воспринято, как свободная интерпретация.

(продолжение следует)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Запись №17. МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ | EVREN-1 - Sofi Tram-Semen | Лента друзей EVREN-1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»