• Авторизация


Запись №16. МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ 29-08-2009 14:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


266284_k_5087  NART M?TOLOJ?S? KAPA?I (75x108, 3Kb)
Из книги
SOFİ TRAM-SEMEN
(Sufilya Semenova, Soufilia Semenova)
"NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" .
Издательство "KAYNAK", Стамбул.
2008.


ПЕРЕВОДЧИК
АРАС СЁЗЮЕР
MELEHAT YAYLA
HAYRİYE GÖZAR



ИЗ ГЛАВЫ "ДЖЕР ИЕСИ (ДЖЕР-ИЕ) - (ВЛАСТЕЛИН ЗЕМЛИ).

ДЖЕР ИЕСИ, ДЖЕР-ИЕ - божество, которое в мифологии занимает важное место по значимости, после ТЕЙРИ, который является властелином Земли и вторым после Создателя-ТЕНГРИ. Под ответственностью ДЖЕР-ИЕ находятся полубоги ДЕБЕТ( его подручные КЪУТ и СУР), АЙМУШ, ЭРИРЕЙ, АПСАТЫ, ДОЛАЙ, (с меньшим значением АГЪАЧ КИШИ).
Эти полубоги, через ДЖЕР-ИЕ соединяют свои усилия с КЮН-ТЕЙРИ, ТАНГ-ТЕЙРИ, ЭЛИЯ, УСКУБРИЙ(ГОРИЙ) и СУУ-АНА, которые действуют непосредственно по велению ТЕЙРИ.

Фольклорная экспедиция не обнаружила текстов, непосредственно обращенных к самому ДЖЕР-ИЕ. Но в большом количестве имеются "песни", обращенные к другим божествам, которые действуют под его началом. Может быть поэтому народ не счел нужным "личного обращению" к божеству.
Вполне возможно и то, что за многие века искареженной истории, эти "песни" могли быть забыты.
Но, как бы там ни было, сегодня не имеем в наличии древних текстов, но сама система внутренних связей и взаимоотношений в НАРТСКОЙ МИФОЛОГИИ, постоянно указывает на ДЖЕР-ИЕ, а также в НАРТСКИХ СКАЗКАХ, почти в каждом тексте, можно обнаружить ссылку на него и других божеств.
А потому отсутствие текста компенсируются другими источниками и вполне раскрывается образ почтенного божества ДЖЕР-ИЕ.

Образ ДЖЕР-ИЕ, как и образ треногой УЛАЙ (Акъ Марал) такие мифологические персонажи, которые заставляют расширить привычные горизонты мышления.

ДЖЕР-ИЕ-божество, которое является энергетическим (тотур) отражением ТЕЙРИ-ЁГЮЗ, который держит на рогах ЗЕМЛЮ.

ТЕЙРИ-ЁГЮЗ - имеет материальную сущность, где обоснован ТЕНГРИ-ТОТУР (энергия Тенгри), а ДЖЕР-ИЕ лишен материальной сущности и является его энергетическим отражением.

ТЕЙРИ-ЁГЮЗ привязан к месту и держит Землю, а его отражение ДЖЕР-ИЕ быстро передвигается по Земле и приводит в исполнение веления ТЕЙРИ ЗЕМЛИ, по помощи существованию всего Сотворенного на Земле, организации их ВЗАИМОСВЯЗИ и ВЗАИМООТРАЖЕНИЯ, для СОХРАНЕНИЯ и УВЕЛИЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ ТЕНГРИ (Тотур Тенгри), путем провоцирования постоянных СТОЛКНОВЕНИЙ.

БЕЗ СТОЛКНОВЕНИЙ-НЕТ ЭНЕРГИИ, БЕЗ ЭНЕРГИИ-НЕТ СУЩЕГО -вот та мысль, которое утверждается в мифологии, через образ ДЖЕР-ИЕ и других божеств.
Есть такая древняя поговорка:

"БАТЫР -УРУШУУДАН,
ТОТУР-СЮРТЮШЮУДЕН"

подстрочный перевод на русский язык:

"ХРАБРЫЙ - ОТ СРАЖЕНИЙ,
ЭНЕРГИЯ - ОТ ПРИТИРАНИЙ".

Как видно, пословица открыто указывает на мифологию и ее основную мысль, которая прочитывается и других произведениях устного народного творчества НАРТОВ-КАРАЧАЕВЦЕВ.

Смелость этой мысли не может не заставить задуматься ученых этнологов и фольклористов. Есть над чем задуматься и серьезной философской аристократии.

Двойное свойство ТЕЙРИ-ЁГЮЗ материальная и энергетическая (тотур)) одновременно несет в себе мысль о двойственности сути всего Сотворенного ТЕНГРИ, а именно наличие у всего Сущего двойного состояния, когда материальное-преходяще, а энергетическая суть вечна.

Здесь хочется подчеркнуть одну из УНИКАЛЬНЫХ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ ЭТОЙ МИФОЛОГИИ о том, что энергетическая суть несет в себе так называемый ЁЗ(СУТЬ), где сохранено все, что касается данного творения и что этот энергетический сгусток, в любое время, может вернуться в ТЁНГЕК (ТЕЛО) и создавать себя бесконечно в любое время.
Оригинально и то, что РУХ(ТИН) имеет вечно тот ЁЗ(суть), которую изменить не может и воплощаться может только в том виде, в каком он наличествует от сотворения в ЁЗ(СУТЬ).

Оглядываясь на образ ТЕЙРИ-АДАМЫ (ТЕНГРИ-АДАМЫ) через призму этой веры, становится понятно, почему нарты сражались за право быть посланником ТЕЙРИ (ТЕНГРИ) и падать на лезвия девяти мечей.
Вера в БЕССМЕРТИЕ, трепет от перехода в ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, уничтожал страх физической смерти во временном облике и воодушевлял на энергетическую суть (ЁЗ), что ассоциировалось с приближенностью ТЕНГРИ.


Надо полагать, так родилась вера в бессмертие у ХУННОВ(ГУННОВ), о котором говорится во всех исторических источниках, называя их "НЕБЕСНЫМИ ГОРДЕЦАМИ", "НЕУЛОВИМЫМИ ВСАДНИКАМИ", "ЛЕТАЮЩИМИ ВСАДНИКАМИ", "РЫЖИМИ ИМПЕРАТОРАМИ" и пр., так родилась слава их оружия, патронажное отношение к слабым народам, желание покровительствовать всему миру и разнести веру о ТЕНГРИ, вера в которого делает человека свободным от СТРАХА ФИЗИЧЕСКОЙ СМЕРТИ, ОТ ПОКЛОНЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОМУ СУЩЕМУ и ДАЕТ ОСНОВУ ПРИЗНАНИЯ ПРАВА СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ВСЕГО РАЗНОГО, В СОВОКУПНОСТИ СОСТАВЛЯЮЩЕГО ЦЕЛОЕ, созданное ТЕНГРИ.

Таким образом, в мифологии НАРТОВ утверждается двойная суть(ёз) всего сущего и физическое бытие ставится на положение ОГРАНИЧИТЕЛЯ ВЕЧНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, без границ и условностей.
Аналогов такого глубинного подхода к анализу мироздания и такого светлого миропонимания вопроса ЖИЗНИ и СМЕРТИ, до сих пор, пока не обнаружено ни в одном фольклорном произведении, а потому, эта мифология является гордостью и золотым фондом культуры НАРТОВ-КАРАЧАЕВЦЕВ.




(продолжение следует)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Запись №16. МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ | EVREN-1 - Sofi Tram-Semen | Лента друзей EVREN-1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»