• Авторизация


Запись №15. МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ 28-08-2009 00:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


266284_k_5087  NART M?TOLOJ?S? KAPA?I (75x108, 3Kb)
Из книги
SOFİ TRAM-SEMEN
(Sufilya Semenova, Soufilia Semenova)
"NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" .
Издательство "KAYNAK", Стамбул.
2008.


ПЕРЕВОДЧИК
АРАС СЁЗЮЕР

(продолжение предыдущей записи)


Хотя фольклорной экспедиции не посчастливилось найти древние песни о СУ-АНА, это божество постоянно присутствует в каждодневном разговоре, а также часто встречается в НАРТСКИХ СКАЗКАХ.
Каждый ребенок с детства знает, что входя в воду всегда надо помнить о СУ-АНА, которая, "когда спит нечаянно может вздохнуть и втянуть на дно того, кто заплывает далеко".
СУ-АНА серьезное, почтенное божество и нет ни одного текста, где бы в ее адрес были шутки, как, например, в адрес Ускубрий (Горий). Может быть это уважение появилось во времена жизни ХУННОВ (ГУННОВ) в пустыне ГОБИ, (после оттеснения их из первой родины, Китая), где вода была высшей ценностью, кто знает, но то, что СУ-АНА поддерживает свой авторитет тысячелетия, наблюдается в народном творчестве нартов.

*В вышеприведенном тексте упоминается СУ-ЁРЕ (по иным высказываниям ГЕМУДА), вращающий волны и вызывающий КАУ-БОРАН, что наводит на мысль о предках ХУННОВ (ГУННОВ)-ЖУНОВ, ДИ, СЕРОВ и СИН.
Серы и Сины в истории проходят как тот европеидный народ, который проложил "ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ" и продавал китайские товары другим народам. Об этом имеются множественные упоминания в записях древних путешественников, китайской исторической хронологии и землеописателей многих стран. Они также известны, как мореплаватели-перевозчики. Напрашивается мысль, не оттуда ли образ СУ-ЁРЕ, волнующий море КАЙ-БОРАНОМ. Достоверно известно, что СИНЫ и СЕРЫ не были оттеснены в Северный Китай, как их братья ЖУНЫ и ДИ, а оставались в Южном Китае.

Приведенный, в прошлом посте текст ценен тем, что помогает раскрыть очень интересную национальную особенность ГУННОВ-ТЮРКОВ, а именно, подчеркнутое всеми исследователями-историками, отношение к понятию "богатство".
Для них богатством было не то, что имело утилитарную ценность, а то, что давало настроение, радовало глаз и зажигало чувства. Слова "Пусть богатство будет для тех, кто жаждет богатства, а то, что предназначено нам пусть будет с цветом души", подводят слушателя именно к этой удивительной национальной черте характера.
По свидетельству записей в исторической хронологии Китая, ХУННЫ хранили, как ценность реликвии путешествий, цветные ракушки, нефритовые камни, обработанные рога, оригинальные работы по кости, дереву, металлу и коже. Также их гордостью были рисунки на скалах. Об этом свидетельствуют и древние слова ТЮЙМЕ-СУРАТ, КЪЫРГЪЫ-СУРАТ, ДЖАЗМА-СУРАТ, КЕРКМЕ-СУРАТ, ДЖАБЫШМАКЪ-СУРАТ, ТАКЪМА-ТЮЙЮМ, КЪОРУКЪ-СУРАТ, ТАШ-СУРАТ и.др.
Обнаруженные у Сыма Цян свидетельства о неравнодушии ХУННОВ к ракушкам (чокъуракъ) абсолютно точно, потому что, у далеких потомков ХУННОВ, КАРАЧАЕВЦЕВ это слово слово имеет чуть ли ни магический смысл и подчеркивает особенную ценность человека, явления или вещи.
Например:
*Роды высшего сословия (шанюйские, ханские роды) в КАРАЧАЕ называют ЧОКЪУРАКЪ БИЙ.
Также: ЧОКЪУРАКЪ СУУ - чистейшая вода, ЧОКЪУРАКЪ ХАУА - чистейший воздух, ЧОКЪУРАКЪ СЫРЛЫ ТУКЪУМ - аристократический род с высоконравственной репутацией и.т.д.
Вполне возможно, что это отношение запало в генетическую память с тех времен, когда "рыжеголовые ЖУНЫ и ДИ жили у моря, прежде чем были оттеснены в Северный Китай "черноголовыми" китайцами. (См. исторические сведения о войне "РЫЖЕГОЛОВЫХ" и "ЧЕРНОГОЛОВЫХ" в Китае (Чин)). Между рыжеголовыми и черноголовыми шла война за гегемонию в течение 3 тыс. лет (китайская история), 7 тысяч лет (русский историк Гумилев. Этой мысли придерживаются и многие европейские историки, в частности Миллер).

* Слова "ТЕНГИЗ ЧОКЪУРАКЪДАН БУУНЛУКЪ"(браслет из морских ракушек) дают нам сведение о том, какие украшения считались самыми ценными.

*В тексте есть и упоминание о китайском шелке ( ЧЫНА ДАРИЙДЕН БОЮНЛУКЪ), который был товаром особой важности, на рубеже 3-1 столетий д.н.э. Во времена новой эры, китайский шелк уже не вызывал того восторга, поскольку купцы заполонили им пограничные базары всех народов, куда были проложены морские и сухопутные пути.

Этот ИЙНАР (лирическая песня) конечно же не является мифологическим произведением, но те сведения, которые там имеются, отражают мифологических персонажей СУ-АНА и ее подручного СУ-ЁРЕ, также является ярким свидетельством того, как взаимосвязан, переплетен между собой весь НАРТСКИЙ фольклор.


(продолжение следует)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Запись №15. МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ | EVREN-1 - Sofi Tram-Semen | Лента друзей EVREN-1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»