
Из книги
SOFİ TRAM-SEMEN
(Sufilya Semenova, Soufilia Semenova)
"NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" .
Издательство "KAYNAK", Стамбул.
2008.
ПЕРЕВОДЧИК
АРАС СЁЗЮЕР
МЕЛЕХАТ ЯЙЛА
ХАЙРИЕ ГЁЗАР
ТАНГ-ТЕЙРИ упоминается не только в мифологии. Как и говорилось вначале, прелесть НАРТСКОГО фольклора в том, что он присутствует во всех проявлениях народного творчества и все устные произведения переплетены между собой. Например: НАРТ СЁЗЛЕ (Пословицы и поговорки Нартов), НАРТ АЙТЫУЛА (Нартский Эпос), НАРТ ТАУРУХЛА (Нартские сказки), НАРТ ДЖУЛДУЗЛАМА (Нартская астрология), СЫР АЙТЫУЛА (Исторические песни), АЙТЫУЛА (Песни-легенды), ИЙНАРЛА (Лирические песни), ЧАМЛА (Шуточные песни), НАКЪЫРДАЛА (Песни-комплименты), СИНГИ СЁЗЛЕ (Детские песни-училки), БЕЛЛАУЛА (колыбельные песни), ХАРХЛА (Смешные исторические песни), ПЫРХ-ЧЫРХЛА (анекдоты), СИЛДЕЮКЛЕ(небылицы, гротескные байки, рассчитанные на забаву публики. Преимущественно этот жанр используется лицедейскими масками АКСАКАЛ, ЧЮЙРЕ-ТОН, ЗЫКГЫЛ-ТЕКЕ, СИЛТИ-ХЫЗЕН, БИЙЧЕ, БИЙ, БАН-БАЛЯТДУ, ТЫНГЫК). Если исключить из цепи хоть одно из этих произведений, это сразу ощущается, поскольку во всех текстах идет постоянная ссылка на другое произведение.
Например:
*СОС УРУКЪДАН-КЕШЕНЕ,
МЕРМЕР ТАШДАН-ТЁШЕМЕ
(Нарт сёзле. Ссылка на Нартский эпос);
*БУРГЪУ БОРАН УГЪУЛДАУКЪ
ТЁБЕН АЯЗ ТЫНГЫЛАУКЪ,
СИБИРИК ДЖЕЛЬ ДЫБЫРДАУКЪ,
ОЙНАР ДЖЕЛЧИК ДЫБЫЛДАУКЪ,
ТУНГУЧ УЛУМ АНГЫЛАУКЪ...
(Детские песни. Ссылка на Нартскую Мифологию.);
*ЭМЕГЕНГЕ-ЭТ,
АДАМ УЛГЪА-БЕТ
(Нартский эпос, Ссылка на исторические легенды народа);
*ОЙ ДОЛАЙ, ДОЛАЙ ДА, МАЙ ДОЛАЙ,
ДА БИЗНИ БИЙЧЕ УА ПЫРС-КЪАЙНАЙ,
ДА АШ ЮЙДЕ УА ЧАУ ЧАЙКЪАЙ...
(Из Мифологии. Ссылка на ПЫРХ-ЧЫРХЛА);
*ХЭЙ,КЮЗДЕ ТУУГЪАН- КЮЙСЮНМЕЗ,
ЧИЛЛЕДЕГИ ЮЙСЮНМЕЗ,
КЪЫРАУЛУДА ТУУГЪАН ЧЫДАУЛУ,
АРГЪЫШЛЫКЪДА ТУУГЪАН ДЖАРАУЛУ...
ХЭЙ, КЕЛГЕН КЕЛИН КЪЫРКЪАРЛЫ БОЛСУН,
ДЖАГЪЫЛГЪАН КЮЕУ ДА БАЙХЫНДА ТУУСУН...
КЪЫРКЪАР АЙДА АДАМЫН ИГИСИ ТУАР,
ДА БАЙХЫН АЙДА АДАМНЫ ТИРИСИ ТУАР... и.т.д.
(Джулдузлама),
Напомним, что все произведения фольклора ГУННОВ-КАРАЧАЕВЦЕВ, имеют оригинальную мелодию и постоянно исполняются во время длительных застолий аристократических родов, что способствует передаче всей этой богатейшей культуры молодым поколениям.
(К сожалению, присоединённые к Гуннскому Карачаю, в послереволюционные времена, служивые роды не обладают этими традициями, так что исследователям фольклора надо принять это во внимание).
(продолжение следует)