• Авторизация


Запись №11. МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ 23-08-2009 10:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 (75x108, 3Kb)
Из книги
SOFİ TRAM-SEMEN
(Sufilya Semenova, Soufilia Semenova)
"NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" .
Издательство "KAYNAK", Стамбул.
2008.


ПЕРЕВОДЧИК
АРАС СЁЗЮЕР


(продолженние прошлой записи)




Как видно ГОРИЙ (УСКУБРИЙ, ДЖЕЛЬ-ТЕЙРИ), по свидетельству имеющихся песен, ближе к народу более других божеств, так как, в сознании народа он отождествляется с особым божеством, которому ТЕНГРИ даровал право соединять собой все Создания, разнося, от одного к другому, ТОТУР (энергию) Создателя, ТЕНГРИ.

По Нартской Мифологии, ГОРИЙ (УСКУБРИЙ, ДЖЕЛЬ-ТЕЙРИ) имеет огромные владения, в виде вышеприведенных ветров и воздушных движений. В предыдущем посте были даны основные ветры, здесь приведем разновидности ветров, которые являются порождением "ДЖЕЛЬ":

*ДЖЫЛЫ ДЖЕЛЬ-Восточный ветер;
*ОГЪАРЫ ДЖЕЛЬ-Северный ветер;
*ТЁБЕН ДЖЕЛЬ-Южный ветер;
*ИЙИРИК ДЖЕЛЬ-Западный ветер;


-*Сибирик Джель - предвестник смерчи, "подметающий" ветерок.
-*Ойнар Джель - меняющий направления небольшой ветерок.
-*Аяз легкий ветерок.
-*Серийюн-прохладительный ветерок.

ГУНН-НАРТЫ КАРАЧАЕВЦЫ имеют удивительную склонность, в бытовой, каждодневной речи, говорить со ссылками на историю, мифологию, эпос, астрологию (джулдузлама), легендам, шуткам и к площадным древним маскам. Без сравнений практически нет ни ссоры, ни любви, ни дружбы. Эта потрясающая склонность самими КАРАЧАЕВЦАМИ никак не объясняется, они даже не задумываются об этом. Но эта народная привычка-наследие гениального подхода ГУННОВ к сохранению своей истории, которые создали уникальный УСТНЫЙ АРХИВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, сочинив песни-сказания, с оригинальной мелодией, ориентировав их на детей и тем самым сделав обычаем народа, пение этих песен, вместо колыбельных, с сызмальства внедряя в сознание ребенка главные сведения о своем народе.

Приведем несколько довольно часто употребляемых в каждодневной речи, сравнений:

*КЪУНАДЖИН КЁРГЕН СУУ ЧЫПЧЫКЪЧА НЕК КЁБГЕНСЕ? (Почему надут так, словно воробей, увидевший молодую корову?)
(ИЗ НАРОДНЫХ СКАЗОК).

*УСКУБРИЙ КИБИК О БАРЫУГЪА ДА БИР КЪАРА! (Ты погляди на эту походку Ускубрия).
(ИЗ МИФОЛОГИИ).

*ДЖЕЛИМАУЗЧА ОЛ УЛЛУ АУЗУН АЧЫБ АЙТМАГЪАНЫ КЪАЛМАДЫ (Раскрыв большой рот, как у ДЖЕЛИМАУЗ, наговорил(а) всё что пришло на язык).
(ИЗ МИФОЛОГИИ).

*БАЛДЫРАДЖЮЗДЕ ТУУГЪАННЫ АЛСАНГ, ДЖАЗ ДЖАБАЛАКЪ КЪАКЪГЪАНЛАЙ ДЖАШАРСА.(Если женишься на той, которая родилась в преддверии весны, будешь жить, как под рыхлыми хлопьями мокрого снега. (Здесь имеется ввиду неустойчивость характера и сентиментальность)).
*КЮЗ АЛЛЫНДА ТУУГЪАН-ИШДЕ БАШ. (Рожденный в июле лидер в деле).
(ИЗ ДЖУЛДУЗЛАМА).

*"СОС УРУКЪДАН-КЕШЕНЕ, МЕРМЕР ТАШДАН-ТЁШЕМЕ". ХАР ЗАТ КЕСИНИ ОРНУН ТУТАР.
(Из гранитного боя построится КЕШЕНЕ(наземный могильник), а из мраморного камня - нарядный настил).
(ИЗ НАРТСКОГО ЭПОСА)
(ПРИСУТСТВУЕТ В ДРЕВНИХ ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ НАРТОВ-КАРАЧАЕВЦЕВ).

*ДЖАСАКЪЧЫ КИБИК КЮН АЙЫКЪГЪА НЕК ТУРГЪАНСА? (Что ты загородил солнце, как сборщик дани).
(ИЗ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕСНИ О "БУРГЪУ-ДЖЕЛЬ").

*ПАРИЙ КИБИК САЛПЫЛАНЫБ ТУРА ЭДИ. (был, как дворняга Парий, с опущенными лопухами ушей).
(ИЗ НАРТСКИХ СКАЗОК).

Эти примеры многочисленны. Все привести не удастся.

Продолжая тему УСКУБРИЙ (ГОРИЙ, ДЖЕЛЬ-ТЕЙРИ) можно сказать, что это божество является СВЯЗУЮЩИМ звеном всего сущего между собой и с СОЗДАТЕЛЕМ.
А важность и особая чтимость Ускубрий (Горий, Джель-Тейри) оттого, что он разносчик ТОТУР ТЕНГРИ, которая являясь ДЫХАНИЕМ, поддерживает жизнь во всех СОЗДАНИЯХ ТЕНГРИ.

Вот какими ступенями идет мысль, относительно донесения ТОТУР (энергии) до Созданий:

ТЕНГРИ - ТЕЙРИ ЗЕМЛИ - ГОРИЙ (УСКУБРИЙ, ДЖЕЛЬ-ТЕЙРИ).
И таким образом, на УСКУБРИЙ возложена миссия обеспечения самого важного составляющего бытия, а именно ДЫХАНИЯ, что означает бытие ФИЗИЧЕСКОЙ и ДУХОВНОЙ (тенгриянская) ДУШИ.

По мифологической трактовке взаимообщение энергии (тотур( мироздания происходит следующим образом:

ТЕНГРИ отделяет энергию Земли ТЕЙРИ Земли, который, в свою очередь, приводит в движение всех полубогов, чтобы распространить, сохранить и преумножить тенгриянский тотур (энергию). У каждого божества, в этой цепи есть свое конкретное место деятельности.

Например:

*КЮН-ТЕЙРИ (Тейри-Солнце)- помогающий, дающий рост;
*ДЖЕР ТЕЙРИ, ДЖЕР ИЕ (Тейри-Земля) - создающий;
*СУУ-ТЕЙРИ, СУУ-АНА (Тейри-Вода, Вода-Мать) - проглоатывающий, стабилизирующий;
*ТЕРИ-ЁГЮЗ (Вол-Тейри) - удерживающий баланс Земли;
*ЭЛИЯ, ШЫБЫЛА (Тейри-Молнии и осадков) - форсирующий энергию (тотур);
*ГОРИЙ*УСКУБРИЙ, ДЖЕЛЬ-ТЕЙРИ) (Тейри-Ветер) - носитель и распространитель энергии Тенгри и.т.д.

Интересно то, что в Нартской Мифологии, красной нитью проходит мысль, о взаимосплетенности и взаимозависимости всего сущего, через энергию, которую поддерживают и преумножают все Тейри, с большим уклоном важности в адрес ГОРИЙ (УСКУБРИЙ, ДЖЕЛЬ-ТЕЙРИ).

ПРЕУМНОЖЕНИЕ ЖЕ ЭНЕРГИИ(ТОТУР) происходит путем взаимозависимой переплетенности разнородных созданий, путем их бесконечного ТРЕНИЯ, СТОЛКНОВЕНИЯ, ВЗАИМООТРИЦАНИЯ, УНИЧТОЖЕНИЯ. Так, в Нартской Мифологии, утверждается незыблемость права на вечное, параллельное существование ДОБРА и ЗЛА, ЖИЗНИ и СМЕРТИ, ПОРОКА и БЛАГОНРАВИЯ, как источника (через столкновения) ОБНОВЛЕНИЯ ЖИЗНЕПОРОЖДАЮЩЕЙ ТЕНГРИЯНСКОЙ ЭНЕРГИИ (ТОТУР).

А то, что делает эту мифологию уникальной - мысль О ПЕРВИЧНОСТИ (первоисточник) ЭНЕРГИИ, куда уже вживлены духовная и физическая сущность всего СОЗДАННОГО.
Все Создания взаимозависимы и вынуждены противостоять, так как их трения необходимы для поддержания и преумножения ТОТУР (энергии)ТЕНГРИ.

Приведем отрывок из одного древнего текста, читающегося маленьким детям, который подкрепляет сказанное:

"...КЪУМУРСХАНЫ БЁДЕНЕ ЧЁБЛЕДИ,
БЁДЕНЕНИ ТЮЛКЮ АШАДЫ,
ТЮЛКЮНЮ БЁРЮ ДЖЫРТДЫ,
БЁРЮНЮ КЪАБЛАН БАСДЫ,
КЪАБЛАННЫ ДОММАЙ УРДУ,
ДОММАЙНЫ АЙЮ ДЖЫРТДЫ,
АЙЮНЮ КЪАЯ БАСДЫ...

ДЖЕР ДА АУЗУН АЧДЫ,
АЧДЫ ДА АЙЮНЮ ДЖУТДУ...

ЭНДИ АЙТ,
ДЖЕР КИМНИ ДЖУТДУ?

Подстрочный перевод на русский язык:
Муравья склевала дикая курица,
Дикую курицу съела лиса,
Лису задрал волк,
Волка задушил тигр,
Тигра убил доммай(дикий вол),
Дикого вола съел медведь,
Медведя придавила скала...

А Земля открыла рот
И проглотила медведя...

Теперь скажи,
Кого проглотила Земля?

Как видно, отчетливо читается незыблемость ОБЩНОСТИ РАЗНОГО, НЕОБХОДИМОСТИ ИХ ТРЕНИЙ и СТОЛКНОВЕНИЙ, ГИБЕЛИ РАДИ ВОЗРОЖДЕНИЯ и ПРОДОЛЖЕНИЯ СУЩЕГО в цепи Мирозданья.



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Запись №11. МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ | EVREN-1 - Sofi Tram-Semen | Лента друзей EVREN-1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»