
Из книги
SOFİ TRAM-SEMEN
(Sufilya Semenova, Soufilia Semenova)
"NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" .
Издательство "KAYNAK", Стамбул.
2008.
ПЕРЕВОДЧИК
АРАС СЁЗЮЕР
(продолжение выдержек из вышеназванной книги).
Приведем один вариант, относящийся к РОЖДЕНИЮ ЗЕМЛИ.
Вариант записан от народного умельца (резчик по дереву)
БАТДИНА БОЮНСУЗОВА, из села Кобу-Башы, Зеленчукского района, КЧР, в1994г.
*
ДЖЕР, ЭРТДЕДЕ, ДЖУММАКЪ ЭДИ,
КЪАРАН ТАРТХАН ТУМАКЪ ЭДИ,
ТУРА-ТУРА ДУКГУЛ БОЛДУ,
ДУКГУЛЛАРЫ ЗЫКГЫЛ БОЛДУ,
ТОТУР УРУБ, ТИТИРЕДИ,
АЛАМ ЧАКЪГЪА КЮКЮРЕДИ,
БИШЕ-БИШЕ, БИШИРИЛДИ,
УРА-САРКЪА ТЮШЮРЮЛДЮ,
ДЖАЙЫЛДЫ ДА ДЖАЙЫКЪ БОЛДУ,
ТОГЪУЗ КЁКГЕ АЙЫКЪ БОЛДУ.
ТЮШДЮ ДА КЪАЛАЙГЪА ТЮШДЮ?..
ТЕЙРИ-ЁГЮЗНЮ МЮЙЮЗЮНЕ ТЮШДЮ,
ТЕЙРИ АНГА -ДЖЕР БОЛ-ДЕДИ,
ОЛ ДА АЙТХАНЫН ЭТДИ...
*
(Подстрочный перевод текста "Рождение Земли"):
Земля, в давние времена, была клубком,
Глухой и непроницаемой темнотой...
Жила себе клубясь, жила и в один из времен
Стала рваться на части,
Потому что на него пал тотур (энергия),
Что взвыла она сердито на вселенную...
Варилась-кипела и проварилась,
Была бита-сбита-слита и уронилась,
Стала плоско-плоскостною плоскостью,
Представ девятипластному небу.
Уронилась-то(упала), а куда уронилась?!..(упала)
Уронилась (упала) на рога Тейри-Ёгюз...
Тенгри сказал ей: БУДЬ ЗЕМЛЕЮ
И она сделала то, что велел Тенгри.
Из главы ДЖАН бла ТИН ***(CAN ve RUH).
(Поскольку в русском языке существует только одно слово ДУША, которое характеризует и энергетическую, и материальную, и духовную суть ПОНЯТИЯ, в переводе, ДЖАН переводится, как душа "энергетическая", а РУХ, как "духовная суть ДУШИ".
В Мифологии Гуннов-Карачаевцев существует четкое разделение, НА СОСТАВНЫЕ части, всего Сотворенного по духовной (вечной) и материальной (преходящей) сути, обособление их свойств и подчеркивание правил взаимозависимости всего сотворенного, что является показателем многослойного подхода к восприятию окружающего мира и тайн непознанной вселенной.
Например:
В гуннской мифологии приковывает к себе внимание то, что, в отличие от большинства древних мифологических толкований, четко обособлены СОТВОРИВШАЯ ЭНЕРГИЯ (ТОТУР-ТЕНГРИ), ДУША-движитель (ДЖАН), ДУША-духовная суть (ТИН,РУХ) и ТЕЛО (ТЁНГЕК), без которого не могут иметь возможности быть и ТОТУР, И ДУША-движитель, и ДУША-духовная суть, тем самым подчеркивая ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ, ОБРЕЧЕННОСТЬ НА СОВМЕСТНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ и ВЫНУЖДЕННОСТЬ СЛИЯНИЯ всего, что является разным по сути, для того, чтобы сталкиваясь ПОРОЖДАТЬ ТОТУР(энергию), который вынужден обновляться, чтобы поддерживать сотворяющую энергию ТОТУР-ТЕНГРИ в "пространстве деятипластных небес".
Приведем примеры:
"ДЖАН ДЖОК ЭСЕ,
ТИНДЕН НЕ ХАЙЫР,
ТИН ДЖОКЪ ЭСЕ
ДЖАНДАН НЕ ХАЙЫР!.."
Если нет материализующейся ДУШИ
К чему ДУША -суть,(духовная),
Если нет ДУШИ -сути, (духовной),
К чему ДУША материализующаяся!..
Здесь четко видно, как взаимосвязаны ТОТУР, ТЕЛО, где она материализуется и ДУША-духовная суть, несущая информацию о существовании и бытии всего Сущего.
В наши времена, после длительных исследований фактов клинической смерти человека и опроса переживших подобную смерть, утвердили понятие разделенности ДУШИ энергетической и ДУШИ, несущей информацию, смотря через призму которых нельзя не восхититься мудростью этих древних народных сказаний.
ТЕЙРИ ЁГЮЗ.
Тейри-Ёгюз, в мифологии нартов, является ярким примером самопожертвования, ради блага других, держа на "своих рогах Землю, на которой ТОТУР-ТЕНГРИ создал всё разнообразие и обрёк их на взаимозависмость", чтобы, возрождая энергию через столкновения, могли "существовать" и "видоизменяться".
Тейри-Ёгюз, как образ, несущий основополагающую духовную идею ДОБРА, в свою очередь, стала основой к появлению и образа ТЕЙРИ-АДАМЫ, которая стала традицией ХУННОВ(ГУННОВ) и которая существует по настоящее время в КАРАЧАЕ, в виде мужской клятвы.
В древности было множество народов, где героика самопожертвования была великим шагом и становилась объектом подражания новых поколений. Как и "Ифигения в Авлиде", "Тейри-Адамы" тоже оставил след, который восхищает и в наше время. Сегодня большинство мужчин гуннов-карачаевцев, каждодневно клянутся клятвой "ТЕРИ-АДАМЫ", хотя не все помнят, откуда эта клятва осела в генетической памяти народа. А она берет свое начало от 5в.д.н.э., когда установилось единобожие ТЕНГРИ и когда, перед важными событиями, астрологи советовали ПОСЛАТЬ ПОСЛА ТЕНГРИ. "Посол" был мужчиной, не назначался, а завоевывал право быть "ПОСЛАННИКОМ" и это было абсолютно добровольным шагом, к чести рода избранника и к его посмертной славе. Видимо это восхищение "ПОСЛОМ" и породило клятву "ТЕЙРИ-АДАМЫ".
Экспедиция ТМИФИС обнаружила такой текст, предвещающий войну:
КЪОРУКЪ ТУТМАЗ, КЮБЕ ТЫЙМАЗ, ТЁГЕРЕГИМ ТЫНГ БОЛДУ,
ТЕРИ-АДАМЫ ТОГЪУЗ КЪАМА АУЗУНА КЪЫН БОЛДУ...
АЙ, КЮУ ДЕСЕМ, ТИЛИМ БАРМАЗ КЁК-ТЕРИГЕ ТАРЫГЪЫУ,
АЙ, СЫЙ ДЕСЕМ-ЧЫДАМАЗЛАЙ БАУРУМДА БИР АУУРУУ.
ХЕЙ, УЛАНЛА, ТИРИЛИГИЗ, ЮЧЛЮ-ТИРЕУ ТУРУГЪУЗ,
КЪАНЛЫ ДЖАУНУ, НАРТ-КЪАБАКЪГЪА ДЖЕТГИНЧИНГЕ, УРУГЪУЗ!
ДЖАЯ ТАРТАР - АТ БЕЛИНЕ!.. ДЖАЯКЪ ТАРТАР - КЁМЮНГЕ!..
ДЖУРТ БОЛМАСА-НЕ ДЖАШАУ БАР, ДА ТУРУГЪУЗ ТЕБИНГЕ!..
(Подстрочный перевод на русский язык)
Все поглотила такая тишина,
Что не отразил бы щит, не удержала бы кольчуга,
Тейри-Адамы стал ножнами для 9-ти мечей...
Эй, коль скажу Плач, не поворачивается язык жаловаться на Тенгри-Небес,
Эй, а коли скажу Честь-в груди непереносимая боль...
Хэй, сыновья, соберите силы, станьте троесложной стеной
И бейте врага на подступах к земле Нартской!
Тот, кто может тянуть лук - на коня!..
А кто немощен- к вечному пристанищу!..
Ведь нету жизни, коль нету родины,
Так вставайте на справедливый протест(бой)!...
(продолжение в последующих постах).