Это цитата сообщения
EVREN-1 Оригинальное сообщение

Отрывки из книги
SOFİ TRAM-SEMEN
(Sufilya Semenova, Soufilia Semenova)
"NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" .
Издательство "KAYNAK", Стамбул.
2008.
ПЕРЕВОДЧИК
АРАС СЁЗЮЕР
Приведенные, в предыдущих постах, древние тексты, не очень удобны для перевода, так как в них, в полной мере присутствует, так называемая "эластичность" тюркского языка, когда в зависимости от смысла предложения, темы и личности вещателя, совершенно меняется коренной смысл слов. Старотюркский язык-язык метафор, сравнений, подтекстного общения, принуждающий к пониманию абстрактного смысла сказанного. Но даже и такой несовершенный перевод, дает представление о смелости мысли, возвышенности чувств, предпочтение духовности, в противовес материальному. До сегодняшнего читателя доходит прекрасная, традиционная форма тюркского стихосложения, "скользящая" рифма, объемный смысл и сжатый текст, удивительная философская глубина мысли, утверждающая ВСЕЕДИНСТВО ВСЕГО СУЩЕГО В ЦЕПИ МИРОЗДАНИЯ, ЧЕРЕЗ ТОТУР-ТЕНГРИ, ИХ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ ЖИЗНИ ДУШИ.
Приведенные тексты пробуждают вопросы и размышления такого рода:
*откуда такая оторванность от Земли и связь с Небом;
*каковы были причины зарождения идеи единого Создателя-Тенгри;
*определение сути Тенгри, как ТОТУР (энергия)-как пример уникальной эволюции мысли, которая не встречается ни у одного народа Земли;
*как появилась такая смелая мысль, как "зарождение Матери-тумана";
*на каком уровне духовного развития должен был быть народ, чтобы суметь сказать об этапности зарождения звезд и пр.
Возраст народа определяется уровнем тех морально-нравственных и духовных ценностей, которые, в виде традиций, осели и органично прижились в его повседеневной жизни, став национальной или расовой особенностью данного сообщества.
Точно так же, как человек проживает младенчество, детство, отрочество, молодость, зрелость, старость, так и народы проживают все стадии "роста" и "увядания", с той только разницей, что один человек проживает это в плане физическом, а народ-в духовном плане.
А потому, народы, в фольклоре которых тяжеловесно понятие материального, можно отнести к "молодым" народам, а преобладание духовных исканий и привнесенность их в морально-нравственную сферу народа, указывает на "преклонный возраст" народа-автора.
В мире есть множество осколков древних народов, которых можно отнести к категории "старых". И если сравнить один из таких "осколков" с иными многочисленными, но "молодыми" народами, в духовном отношении, первые оказываются богаче.
Многочисленность, власт-имущесть, политическая авангардность народа, не является показателем его духовности и культуры. За короткий период времени, при активном развитии НТС, любому "молодому" народу, взять прочные позиции на мировой арене возможно, но за краткий исторический период духовное богатство нажить, впитать и усвоить, невозможно.
А потому, иные, считающие себя великими и могучими народы, никак не могут быть рассматриваемы, как духовный авангард.
Фольклор-как кольца дерева, указывает на возраст народа.
Читая тюркский фольклор, важной частью которого является ТЕНГРИЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, нельзя не признать ДРЕВНОСТЬ и ОРИГИНАЛЬНОСТЬ этого произведения.
А САМАЯ ПОТРЯСАЮЩАЯ ЧЕРТА ЭТОЙ МИФОЛОГИИ - ТОТУР(энергия), посредством которого ТЕНГРИ питает мир от собственной сути.
Приведем здесь МОЛИТВУ ТЕНГРИ ("ПРОВОДЫ В ПУТЬ").
Хей, Тейри тенге-тенг,
Тен болмагъанга-кенг.
Ючден бёлюучю,
Кёлден кёрюучю,
Аякъсыз джюрюучю,
Ёзюнден бериучю,
Тотур ойнар болдургъун,
Бере-бере толтургъун!..
Тотур барда - джан ойнар,
...къан къайнар...
Хей, Тейри тенге-тенг,
Тен болмагъанга-кенг.
Джел, джолуна сакъ болсун,
Эл, артындан джакъ болсун!..
Къаран тартса - тартар болгъун,
Джау джабышса атар болгъун,
Тыугъыч турса чачар болгъун,
Муну джолун ачар болгъун!
Джан-джанындан, садакъ ётмез, ёз къыйгъын,
Джая-джая, кенге джайыб, сау джыйгъын!
Хей, Тейри тенге-тенг,
Тен болмагъанга-кенг...
(Перевод на русский язык в последующем посте).