• Авторизация


Запись №2.// ТЕНГРИЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ 26-07-2009 12:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


266284_k_5087  NART M?TOLOJ?S? KAPA?I (75x108, 3Kb)


Запись №2.
Отрывки из книги
СОФИ ТРАМ-СЕМЕН
(Суфилья Семенова, Соуфилиа Семенова)


'NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ'


ТЕНГРИ / ТЕЙРИ


Версий мифологических песен-молитв и повествований множество и в каждой семье КАРАЧАЯ, воспитание детей, с сызмальства, начинается пением этих "песен", наряду с колыбельными песнями (Бешик джыр). А потому и появляются версии, которые носят отпечаток времени и временных корректур.

Но есть и такие, которые хранят первозданность, которые и являются подлинной ценностью этой мифологии.

Приведем здесь три примера МОЛИТВ ТЕНГРИ (ТЕЙРИ). (Все версии даются в сокращении).



Версия №1.
Услышана от ГЕЗАМ БОЮНСУЗОВОЙ, из села КОБУ-БАШЫ, Зеленчукского р-на, КЧР, в 1978г. Молитва за здравие больного.

ТЕЙРИ, ОНГАРТХЫН,
ТЕЙРИ, АНГАРТХЫН,
САУСУЗНУ ЧАРХЫН ОЙНАТХЫН...
ТОТУРДАН-УРХУ,
АДАМДА-БУРХУ...
БУРХУНГУ БЕРИ АТХЫН,
МУНУ ЧАРХЫНА ТАРТХЫН,
ТАРТЫБ А КЪАЛА КЪАЛДЫРГЪЫН,
ДЖАШАУДАН ДЖАНЫН ТАЛДЫРГЪЫН...

Подстрочный перевод на русский язык:

ТЕЙРИ СМЕНИ СОСТОЯНИЕ, В СТОРОНУ УЛУЧШЕНИЯ,
ТЕЙРИ, ВЕРНИ ЕМУ СОЗНАНИЕ,
ЗАСТАВЬ ЗАРАБОТАТЬ ТЕЛО И ДУШУ БОЛЬНОГО!..
ОТ ЭНЕРГИИ ТВОЕЙ- ДУНОВЕНИЕ
КРОШЕЧНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ...
ТАК НАПРАВЬ ЭТО ДУНОВЕНИЕ СЮДА,
ДА НАКРОЙ ТЕЛО И ДУШУ ЕГО,
ДА ОСТАВАЙСЯ НАКРЫВШИ,
ДАВ УСТАТЬ ЕМУ ОТ ДОЛГОЙ ЖИЗНИ.



Версия №2.
Услышана от ПАРИЗАТ БОТАШЕВОЙ, из села КЫЗЫЛ ОКТЯБРЬ, Зеленчукского р-на, КЧР, В 1964Г.

ТЕЙРИ ОНГАРТХЫН,
ТЕЙРИ, АНГАРТХЫН,
САУСУЗГЪА ТОТУР ОЙНАТХЫН,
ТОГЪУЗ КЁКГЕ КЁЗ АЧДЫРГЪЫН,
СЮЙЮНЧЮ-ТИГИМ ЧАЧДЫРГЪЫН,
НАРАТ БАЛАСХА ДЖАТДЫРМАГЪЫН,
КЕШЕНЕ КЁЗНЮ ДЖАБДЫРМАГЪЫН,
ЧАРХЫН ОЙНАТХЫН, ОЙНАРЛАЙ,
ТОТУРДАН ЭТГИН КЪАЙНАРЛАЙ,
ТОТУРУНГ КЪАЙНАЙ КЕЛСИН,
САУСУЗГЪА САУЛУКЪ БЕРСИН!..
БИР УРГЪУНГ БЛА ДЖАН САЛЫУЧУ УЛЛУ,
УР УРХУНГДАН МУНГА ДА БИР УРХУ!

Подстрочный перевод на русский язык:

ТЕЙРИ СМЕНИ СОСТОЯНИЕ, В СТОРОНУ УЛУЧШЕНИЯ,
ТЕЙРИ, ВЕРНИ ЕМУ СОЗНАНИЕ,
ЗАСТАВЬ ЗАРАБОТАТЬ ТЕЛО И ДУШУ БОЛЬНОГО!..
ЗАСТАВЬ ОТКРЫТЬ ГЛАЗА НА ДЕВЯТИПЛАСНОЕ НЕБО
И ДАЙ НАМ РАЗДАВАТЬ СЛАДОСТИ ЗА ВЕСТЬ СЧАСТЛИВУЮ!
НЕ ДАЙ КЛАСТЬ ЕГО НА ЕЛОВЫЕ НОСИЛКИ,
НЕ ДАЙ ЗАКРЫВАТЬ ОКОНЦЕ КЕШЕНЕ,
ДАЙ ОЖИВИТЬСЯ ТЕЛУ И ДУШЕ, ЧТОБЫ ОЖИЛ,
НАПОЛНИ ЭНЕРГИЕЙ, СЛОВНО ПЕРЕПОЛНЕН,
ПУСТЬ ТВОЕ ДУНОВЕНИЕ ИДЕТ КИПЯЩЕ,
ПУСТЬ БОЛЬНОМУ ДАСТ ВОЗРОЖДЕНИЕ!..
ВЕЛИКИЙ, КОТОРЫЙ ОЖИВЛЯЕТ КРОШЕЧНЫМ ДУНОВЕНИЕМ,
ПОВЕЙ И ДЛЯ НЕГО ТОЛИКОЙ СВОЕГО ЖИВИТЕЛЬНОГО ВЕЯНИЯ.

*Кешене-наземная могила ГУННОВ-ТЮРКОВ. Образцы находятся у подножия Эльбруса.



Версия №3.
Из книги "НАРТЫ", изд. "ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА", Москва, 1994г.

ТЕЙРИ, СЕНИ КЪУЛУНГМА,
КЕСИМ ДА НАРТ УЛУМА,
СУУ ТЕЙРИСИ, СУУДАН САЛГЪАНСА ДЖАНЫМЫ,
КЁК ТЕРИСИ БЕРГЕНДИ ДЖАНЫМЫ,
ДЖЕР ТЕЙРИСИ АШ БЛА ТОЙДУРДУНГ,
АПСАТЫДАН МАЛЛА БЕРИБ СОЙДУРДУНГ,
НАРТЛА БАРЫ ДЖАРАТЫЛДЫКЪ ТЕЙРИ КЪАНЫНДАН,
НАРТХА ЁТДЮ ХАР БИР ДЖИГИНГ ДЖАНЫНГДАН,
БАШ УРАМА ТАЛ ЧЫБЫКЪЛАЙ, ИЙИЛИБ,
ТЕЙРИ -ДЕЙМЕ, ХАР ЗАМАНДА СЮЙЮНЮБ.


Подстрочный перевод на русский язык:

ТЕНГРИ, Я РАБ ТВОЙ
И САМ Я СЫН НАРТОВ.
ТЕЙРИ ВОДЫ, ТЫ ДАЛА МНЕ КРОВЬ,
ТЕЙРИ НЕБА ТЫ ДАЛ МНЕ ДУШУ,
ТЕЙРИ ЗЕМЛИ МЕНЯ НАКОРМИЛ-НАСЫТИЛ,
ДАВАЯ ОТ АПСАТЫ ЖИВОТНЫХ НА УБОЙ.
В НАРТАХ-КРОВЬ ТЕНГРИ,
В НАРТЕ ВСЯ ЕГО СУЩНОСТЬ.
КЛАНЯЮСЬ ТЕБЕ НИЗКО, КАК ТОПОЛИНАЯ ВЕТКА
И ГОВОРЮ "ТЕНГРИ", ВСЕГДА С ВНУТРЕННИМ СЧАСТЬЕМ.


Как видно, два первые версии сохраняют традиционный стиль древнетюркских произведений, удивительны по глубине осмысления вселенной и себя в ней. А вот третий вариант является инородным "телом", где нарушены и основные постулаты тенгриянской религии, и стиль древнетюркских текстов, и покорежен смысл.
К сожалению, кремлевская политика все еще не отказывается от заржавевшего "курса управления и маневрирования, продолжая возводить в профессорский сан в национальных регионах всех, кто МАЛО ВЕДАЕТ И МЯГКО УПРАВЛЯЕТСЯ. Оттого и сталкиваемся с такими, вот, "шедеврами". Что имеется ввиду?..

ПЕРВОЕ:
*В тенгриянстве не было коленопреклонства, а наоборот, молебень представляла собой устремленность к небу.

Никогда, в тенгриянской молитвенной культуре не было позы главопреклонения! Ни единого исторического источника, свидетельствующего об этом, история не обнаружила.

ВТОРОЕ:
*Слово "КУЛ" (раб) ничего общего не имеет с тенгриянской религией.
В тенгриянстве -ТЕНГРИ- наставник, прощающий, наставляющий на путь славы и правды, ИСТОЧНИК ЛЮБВИ, питающий сотворенных астральной струей ЛЮБВИ, через "энергетические (тотур) нити" и никогда не карающий.
ТЕНГРИ НЕ КАРАЕТ, ОН ОТРЫВАЕТСЯ ОТ ГРЕШНИКА-вот все наказание.
Поэтому, имеющееся в тексте слово "кул", не может рассматриваться, как подлинный элемент тенгриянской культуры.

ТРЕТЬЕ:
"Склоненность, "как тополиная ветка", тоже не из культуры тенгриянского вероисповедания и может смело вернуться к "создателям-ученым".

Но, несмотря на все грехи "рукоприкладства" и "причесываний" старины, даже в этом тексте сохранены важные сведения, которых не сумели "стереть" заказные "толкователи истории".
Вот они. Например: сведения об Апсаты, дающем животных нартам; Су Тейри, дающей кровь, Тейри Земли, накормившем живущих, сведение об этногенезе, как рожденные от Тенгри и.т.д.

История и этническая культура требуют к себе особое отношение, где оригинал не может меняться, в зависимости от изменений политической коньюнктуры.

***
С пожеланиями, светлым умам, личностного и профессионального достоинства, в отстаивании правды и широких знаний в вопросах истории и культуры этносов РФ!..
***

(ПРОДОЛЖЕНИЕ КНИГИ В ПОСЛЕДУЮЩИХ ЗАПИСЯХ)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Запись №2.// ТЕНГРИЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ | EVREN-1 - Sofi Tram-Semen | Лента друзей EVREN-1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»