Передвижники с первых шагов своей деятельности ставили целью сочетать критику действительности с утверждением положительного идеала. Их пейзажи воссоздали не только размытые осенней непогодой проселочные дороги, развалившиеся избенки, виды, где все кричало о бедности и убожестве пореформенной России. Они показывали и бескрайние нивы, корабельные леса, полноводные реки — все то, что в иных социальных условиях могло бы стать источником народного благосостояния. Как гимн богатству и плодородию русской земли восприняли современники картину Шишкина «Рожь» (1878). Точно море, шумит и колышется ржаное поле. Только в середине слегка расступилось оно, пропуская полевую дорогу. Кажется, вот-вот проселок исчезнет в волнах всколыхнувшейся под налетевшим горячим ветерком, засверкавшей всеми оттенками золота спелой ржи.
Роняя тень на дорогу, ласточки низко «стригут» накаленный воздух, а выше — над полем — па фоне безбрежного лазурного неба в звенящем полуденном зное поднимаются, широко раскинув темно-зеленые ветви, одинокие сосны — последние многовековые великаны, оставшиеся от когда-то шумевшего на месте пашни смолистого бора. Все ждет освежающего летнего дождя, и его уже предвещают появившиеся на горизонте опаловые кучевые облака.
Большая тема воплощается живописцем в жизненно правдивом образе природы. Не зрелищем она предстает перед зрителем, а ареной труда человека — человека-преобразователя, человека-творца. Зрителя охватывает чувство гордости от сознания обширности родной земли, от сознания созидательной силы русского крестьянства, отвоевавшего у дремучих лесов эти просторы.
Здесь вы найдете креатив во всех его проявлениях.