Однако путь Саврасова — путь лирического пейзажа — не являлся единственно возможным для национальной демократической школы изобразительного искусства. Об этом свидетельствовало творчество Ивана Ивановича Шишкина (1832—1898), выставившего вслед за саврасовской картиной известное полотно «Сосновый бор» (1872). В нем художник выступил основоположником реалистического эпоса в демократической пейзажной живописи.
Творчество И. И. Шишкина. Подобно Саврасову, он происходил из купеческой (правда, провинциальной') среды, тоже закончил Московское училище (1852—1856), но, найдя полученное образование недостаточным для себя, поступил в Академию художеств (1856—1860). Большая золотая медаль дала ему возможность посетить Германию, Чехию и Швейцарию. Званием академика его отметили ужо в 1865 году, а профессора — в 1873-м.
Во всех творческих поисках художника отчетливо сказывалось влияние материалистического мировоззрения Белинского и Чернышевского. Искусство для Шишкина являлось средством образного познания мира — познания с помощью кисти и карандаша. Недаром Крамской считал, что Шишкин — «единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом».
Соединение исследовательского и художественного подхода к природе стало одной из существенных черт творческого метода живописца. Однако любые поиски всегда у него подчинялись строгой идейной задаче. Они целиком направлялись на утверждение положительного идеала. Потому-то такое исключительное значение придавал произведениям мастера глава передвижников И. Н. Крамской. В письме к Ф. А. Васильеву он с предельной категоричностью заявил: «Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это — человек-школа».
Здесь вы найдете креатив во всех его проявлениях.