У Саврасова же это одна из важнейших творческих целей. В картине «Грачи прилетели», например, великолепно передана вибрация нагретого солнцем весеннего воздуха. Подобное впечатление достигается взаимопроникновением двух цветовых гамм, определяющих собой колористическую.основу полотна. Колорит произведения основывается на бело-голубых тонах, в которых решены небо, снег, весенние лужи, и серо-коричневых, в которых написаны деревья и строения; но эти цвета не изолированы друг от друга. На белом снегу видны коричневые проталины, в голубой глади воды отражаются желто-серые строения. В то же время на бревенчатых стенах играют голубые отсветы от освещенного снега. Именно такое взаимопроникновение цветовых гамм и порождает у зрителя впечатление движения токов весеннего воздуха.
Наконец, самое важное при сопоставлении Венецианова с Саврасовым — это то, что первый искал не типизацию пейзажа, а лишь его национальную конкретизацию. Природа в произведениях Венецианова — характерно местная, тверская.
Саврасов же стремился к тому, чтобы пейзаж в картине «Грачи прилетели» воспринимался как обобщенный образ России. Здесь особое художественное значение имеют горизонтальные линии композиционной схемы полотна. Так, деревья, помещенные слева и справа от центральной группы берез и срезанные краем холста, зрительно расширяют границы изображенного пространства, словно продолжая его за пределами рамы. Точно такое же композиционное назначение имеет и вытянутая линия строений, находящихся позади деревьев. Обе эти композиционные линии ритмически повторяются и подхватываются горизонталью потемневших, напитанных влагою полей и т. д., вплоть до дальних планов. Поэтому при рассматривании произведения пространство для зрителя постепенно все ширится и бесконечно растет. Тогда-то и рождается представление, будто веселый гомон грачей слышит не одно лишь селение, изображенное живописцем, а вся необъятная Русь.
Глубоко осознанное стремление художника к типизации пейзажного образа выявляется даже в выборе местности, где была написана картина, — село Молвитино Костромской губернии. Его наименование Саврасов счел необходимым проставить на холсте рядом с датой и подписью. И если сегодня это название, казалось бы, ничего не говорит зрителю, то лишь потому, что селение получило в наше время новое, более высокое имя — Сусанине. Таким образом, произведение создавалось на этюдном материале, собранном на родине великого русского патриота. Указав место исполнения в надписи на полотне, мастер хотел еще глубже связать образ картины с широким понятием отчизны, чтобы словно напомнить, что из подобных скромных, рассеянных по России деревень и сел выходили и выходят бесчисленные герои, которыми никогда не перестанет гордиться породивший их народ.
Здесь вы найдете креатив во всех его проявлениях.