Обреченность Алексея подчеркивают и акцентирование фронтальная фигура Петра, и устойчивость композиционной схемы, построенной на господстве горизонталей (шеренга картин, украшающих комнату, строгий ряд стульев, вытянувшихся вдоль стены, наконец, абрис верхней доски стола — все эти линии своей протяженностью обособляют одинокую композиционную вертикаль фигуры царевича, изолируют его от окружающей обстановки).
В искусстве Ге важны три краеугольных положения, без которых немыслимо было дальнейшее развитие русской исторической живописи. Во-первых, опора на национальную тематику (что уже проявилось в творчестве Шварца). Во-вторых, отказ от внешне эффектной трактовки исторического материала, психологическая разработка сюжета. В-третьих, показ переломных периодов отечественной истории, открывавших дорогу прогрессивным тенденциям.
В следующем полотне — «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) — живописец раскрывает лицемерие этой «идеальной» дворянской правительницы, воспетой официальными историками. Притворно скорбя о смерти своей благодетельницы, она уже вынашивает вероломный план захвата престола.
В 1875 году Ге создает картину «А. С. Пушкин в Михайловском», посвященную времени ссылки поэта и тайному посещению его декабристом И. И. Пущиным.
Завоевав имя в области исторической картины, художник многого достиг и в портретном жанре. Исполненные им портреты А. И. Герцена (1867) и Л. Н. Толстого (1884) остались в ряду лучших психологических портретов из написанных передвижниками.
Здесь вы найдете креатив во всех его проявлениях.