Холодный дневной свет, вливающийся в зал из окон и двери, помогает художнику колористически объединить пятна одежды посетителей, подобно тому как объединяет запечатленных людей их общая судьба. А господствующие в цветовой гамме многообразные оттенки черного как бы говорят о безжалостной жестокости этой судьбы, имеющей, однако, не мистическое, а вполне реальное обличье.
Социальная тематика нередко отличала произведения Маковского, посвященные жизни городских низов— «Посещение бедных» (1874), «Свидание с сыном» (1882), «На бульваре» (1886—1887) и другие.
Так, картина «На бульваре» рассказывает о крестьянке, приехавшей павестить мужа, ставшего «фабричным», и показать ему их первенца, родившегося, вероятно, после отъезда отца на заработки. Молодой глава семьи живет, по всей видимости, в рабочей казарме, поэтому бульвар оказался наиболее уединенным местом. Для женщины все здесь представляется чужим: снующие прохожие, однообразные здания, обступившие островок чахлой зелени, и даже любимый человек, неузнаваемо изменившийся в городе. Подвыпивший, он, небрежно развалясь, тихонько «играет песни» на гармонике. Все в нем бесконечно далеко от забот, принесенных приездом жены: ему безразличны ее нужды, как стала безразличной она сама и опостылевшая деревня.
Скорбно ссутулясь, крестьянка никак не может понять — что же произошло, отчего тот, кто еще недавно покинул родное село лишь ради ео блага и блага будущего ребенка, теперь так равнодушен к их судьбе? Живописец ставит подобный вопрос и перед зрителем, воздействуя на его эмоции не только сюжетом. Сама цветовая осенняя, «моросящая» гамма содержит в себе резко звучащие пятна, разбросанные в одежде мужа и жены, в лоскутном одеяле, укутавшем ребенка.
Трудно было более убедительно показать разлагающее воздействие капиталистического города, чем это сделал Маковский.
Посвящая себя городской тематике, он не прошел мимо такого прин-циниальгго важного явления в общественной жизни России, как освободительное движение, захватившее прогрессивную интеллигенцию, — «Узник» (1882), «Вечеринка» (1875—1897), «Допрос революционерки» (1904).
Однако наиболее важные для передвижников творческие решения в этой области принадлежат Николаю Александровичу Ярошенко (184G— 1898).
Здесь вы найдете креатив во всех его проявлениях.