Выходец из крестьянской среды, он поступил в Академию художеств после нескольких лет учения в иконописной мастерской. Однако, не пожелав в конце академического курса работать над мифологическим сюжетом, живописец в 1866 году оставил Академию.
Его творчество помогает полнее ощутить глубину познания передвижниками пореформенной деревни. Показывая, что новые общественно-экономические отношения принесли лишь иной способ закабаления, передвижники обнаружили вторжение этих отношений даже в личную и бытовую стороны жизни крестьянина, разрушающих прежде прочные моральные устои. Такой вывод позволяет сделать, например, полотно «Семейный раздел» (1876). Оно запечатлело ставшее типичным явление — распад патриархальной семьи: братья не ужились под общей крышей после смерти отца; каждый пожелал иметь отдельное хозяйство, сбывать на рынке свой товар. Дележ имущества проходит отнюдь не полюбовно: старший обделяет меньшего брата. Тщетно взывая к совести, обиженный с укоризной разводит руками.
Лучшее произведение Максимова — «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875).
Передвижники задумывались над перспективами русского села, рассказывали в отличие от предшественников не только о горестях и бедах народных. Они хотели как можно лучше изучить крестьянство, оценить его как общественную силу. Вот почему на выставках Товарищества заняли видное место сцены, рисующие народные обычаи и нравы, объясняющие психологию крестьянской массы.
Самобытная поэзия крестьянского быта — то главное, что стремился передать автор картины. Кстати, видимо, данный аспект и помог преодолеть обычно свойственную максимовской живописи монотонность колорита. Перед нами скромная горенка, неожиданно преображенная вышитыми полотенцами, развешанными по стенам и обрамляющими иконы. Мажорная цветовая гамма их узоров составляет основу колорита, самым насыщенным тоном которого служит наряд новобрачной.
Невестой нельзя не залюбоваться, даже ее испуг при появлении колдуна говорит о поэтичности натуры, сложившейся в мире каждодневного общения с природой и наделившей стихийные силы осмысленностью и качествами доброй или злой воли.
От новобрачной взгляд зрителя естественно переходит к зловещему гостю; впечатление усиливают цветовые акценты: белый головной убор невесты перекликается с искрящимся снегом, запорошившим одежду колдуна. Пришедший, вступив из сеней, нарочито не стряхнул с себя снежных хлопьев, чтобы заставить собравшихся еще больше ощущать его связи со стихиями, бушующими за стенами.
Здесь вы найдете креатив во всех его проявлениях.