Использовав вытянутую в длину фронтальную композицию, художник открыл для себя возможность показать на примере многих персонажей, насколько скудна та еда, которую они прихватили с собой из дома, — лук да черный хлеб. Что же касается дворян, то, хотя они и не видны, тем не менее об их материальном достатке позволяет судить батарея пустых винных бутылок, стоящая на подоконнике раскрытого окна, рядом с лакеем, вытирающим тарелки.
Существует мнение, что мясоедовская картина подсказала В. М. Гаршину идею рассказа «Подлинная история энского земского собрания».
Передвижники понимали, что и новые, капиталистические отношения несли крестьянству только новую форму эксплуатации. Показательна в этом плане картина К. А. Савицкого «Ремонтные работы па железной дороге» (1874).
Полотно опять-таки будто бы отталкивается от поэзии Некрасова, в частности от стихотворения «Железная дорога». Однако живописец нашел 3 самостоятельное решение темы, разработав сюжет, не менее убедительный для разоблачительной характеристики русского капитализма, нежели мотив строительства.
Русская промышленная буржуазия, стремясь стать вровень с веком, осуществляла свои замыслы в условиях примитивной техники за счет нещадного закабаления трудящихся масс. Железнодорожное строительство превратилось в ведущую отрасль хозяйства отсталой России — государства колоссальной протяженности. Дороги прокладывались в бешеном темпе, чтобы вслед за сдачей их в эксплуатацию быстрее получить следующий выгодный заказ. В результате, как правило, вслед за строительством почти немедленно приступали к ремонтным работам. Вот о них-то и рассказывает картина. Первое же чувство, которое она вызывает, — возмущение крайней примитивностью орудий и организации труда, эксплуатацией людей, вынужденных надрываться за гроши.
Столь острой реакции зрителя автор добивается уже тем, что строит композицию от центра, из самой гущи работающих. Зритель, словно бы введенный в толпу ремонтников, теряет возможность сразу охватить все действие в целом. Поэтому оно представляется ему особенно хаотичным. Такое впечатление усугубляется для смотрящего тем, что движение рабочих потоков, направленных в разные стороны, будто бы взаимоперекрещивается. (Это достигается благодаря сложности рельефа местности — косогоры, рытвины, железно дорожная выемка.)
Колористический строй произведения довольно своеобразно прокомментировала консервативная газета «Московские ведомости», раздраженно писавшая: «Лиловые рабочие возят и копают землю посреди лиловой выемки какой-то железной дороги, копают и возят, и все тут»1. Такая цветовая гамма эмоционально, убедительно передает гнетущее молчание, нависшее над местом работ.
Фигура десятника с палкой в руках, выделяющаяся темным пятном в общей приглушенной тональности картины, будто концентрирует в себе всю тяжесть новых форм труда.
Ведущим мастером крестьянской темы в Товариществе считался Василий Максимович Максимов (1844—1911).
Здесь вы найдете креатив во всех его проявлениях.