Проникновение социально-критичееких настроений в Академию художеств. Социально-критические настроения, характерные для шестидесятых годов, проникали и в классы Академии художеств: в 1861 году ее выпускник В. И. Якоби исполнил полотно «Привал арестантов». В 1864 году шумный успех имела «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого, посвященная таинственной узнице Петропавловской крепости, которую считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Кирилла Разумовского и поэтому бросили в темницу по распоряжению Екатерины 11 (опасавшейся того, что княжна может претендовать на русский престол). Картина воспринималась как осуждение жестокого своеволия самодержавных правителей.
Наконец, 9 ноября 1863 года разразился так называемый «бунт четырнадцати». Выпускники, возглавляемые И. Н. Крамским, отказались исполнять «программу» (дипломную работу) на заданную им мифологическую тему.
Санкт-Петербургская Артель художников. Покинув Академию, «протестанты» объединились в Санкт-Петербургскую Артель художников, образованную по типу производственной коммуны, идея которой получила широкое распространение с выходом в свет романа Чернышевского «Что делать?». Артель принимала заказы на живописные работы, и добросовестность их исполнения принесла ей заслуженный авторитет. В качестве средства общения с творческой интеллигенцией столицы художники нашли такую форму, как «рисовальные классы». Каждый четверг в помещении, арендованном для общей артельной мастерской, собирались молодые живописцы и литераторы. Вечер проходил в непринужденной обстановке, в занятиях рисунком, а также в оживленном обмене мнениями по самым животрепещущим вопросам жизни России.
В воспоминаниях Репина «Далекое близкое» рассказывается о спорах, кипевших на «четвергах» вокруг сочинений Д, И. Писарева «Разрушение эстетики», «Роман кисейной барышни», «Пушкин и Белинский», трактата Роберта Оуэна «Образование человеческого характера». Эти споры по генеральным проблемам эстетики, философии, литературы и истории были отражением той политической борьбы, которая развернулась в стране в шестидесятые годы.
Почин Артели оказал серьезное влияние на умы современников. Но время требовало организации более высокого типа. Ее основой должны были стать не профессиональная работа на паях, а прежде всего единство мировоззренческих принципов.
Организация Товарищества передвижных художественных выставок. Мысль о создании объединения, ставившего целью служение искусства обществу, высказал художник Г. Г. Мясоедов еще в 1868 году. В следующем году из среды московских живописцев выделилась инициативная группа, которая связалась с петербуржцами, и в первую очередь с Крамским. Последний стал душой задуманного объединения.
2 ноября 1870 года был утвержден устав нового творческого содружества — Товарищества передвижных художественных выставок. Под ним стояли подписи 15 мастеров, в том числе В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. М. Прянишникова, Н. Н. Ге, М. К. Клодта.
Таким образом, просветительские задачи выдвигались в уставе на главное место. Организационные пункты устава устанавливали в качестве высшего органа Товарищества — общее собрание. Для ведения же текущих дел избиралось правление. Представить произведение на жюри очередной выставки мог любой сторонний художник. Если его работа не отвергалась, он получал права экспонента, дававшие совещательный голос на собрании и обеспечивавшие долю дохода от входной платы, делившейся между всеми участниками выставки. Это материальное подспорье всегда было существенно для того, кто жил лишь за счет своих творений. Экспонент, зарекомендовавший себя на ряде выставок, мог баллотироваться в члены Товарищества. Будучи избранным, он приобретал привилегию выставлять работы без жюри.
Такая подлинная демократичность наряду с провозглашенными передвижниками и неукоснительно проводившимися в жизнь высокими творческими идеалами обеспечивала Товариществу постоянный приток новых талантов. От выставки к выставке оно крепло, превращаясь в собирательный центр прогрессивных сил изобразительного искусства всей страны, и своей самоотверженной деятельностью подлинно обеспечило проникновение прогрессивного демократического искусства в самую толщу народных: масс России.
Здесь вы найдете креатив во всех его проявлениях.