О сколько нам открытий чудных.. (с) Нет, правда, правда - не раз за эту поездку мой "внутренний видеоряд" претерпевал радикальные метаморфозы. Одна из них - Вифезда, купальня у Овечьих ворот.
О Вифезде писал евангелист Иоан:
"Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью."
Человеческому мозгу свойственно далекое делать близким, невиданное привязывать к реальности хорошо знакомыми бытовыми деталями. По осени ездили в Свято-Введенский монастырь под Покровом, была там замечательная по душевной теплоте икона: Николай чудотворец "в валеночках" - ну а как? хоть далекий (где те Миры Ликийские, а где мы!), хоть святой, но ведь если зимний, как же ему не мерзнуть?
И если русский человек читает о святом (целебном) источнике и купальне, что он может представить? Запруженный и огороженный родник, деревянные мостки, в особо признанных случаях будку или часовенку над местом купания. Вокруг, разумеется, леса, поля и прочие просторы, где вполне себе могла расположиться сотня-другая страждущих калек. "Ходы" меня всегда напрягали, но и они как-то представлялись - навесами от дождя, крытыми мостовыми.
Однако, у северного подножья Храмовой горы взгляду открылось совершенно иное:
1. Возраст этих руин - сколько-то там веков до нашей эры. То есть во время Христа это было грандиозное городское сооружение (жилые постройки рядом, до Храма - рукой подать). Два больших искусственных водоема (или один, перегороженный). Как туда попадала вода? В более позднее время - наполнялась дождями, но возможно ранее были и притоки.
Странное, странное место.. Для омовения жертвенного скота? Но люди и скот, в одной воде? Гигантская миква для ритуального омовения перед посещением Храма? Но не слишком ли сложно?
Загадочный ангел, возмущающий воду. Неизвестно откуда берущуюся. И больные - жаждущие, годы проводящие в ожидании, или расталкивающие друг друга в стремлении первыми попасть в оживший "источник" - "великое множество" уже представляется тысячами, а не сотнями. Жуткая, мрачная картина. Хотя ведь и исцелялся кто-то. А кто-то в отчаяньи рыдал: почему опять не он?!
Что они ели? Где спали? Куда в туалет в конце концов ходили? И как этот "рассадник антисанитарии" вписывался в будничную, "мируную" жизнь горожан?
"..Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний."
По преданию это случилось здесь, о чем и говорит табличка:

История с исцелением имела продолжение. Вечное продолжение, когда трагедия и чудо конкретной человеческой жизни тут же берется в оборот искуссными мастерами интриги и "большой политики", берется как инструмент, как повод, как провокация.
"Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу."
Прошло два тысячелетия. Стоят древние стены купальни. Стоят средневековые стены, построенные на доисторических стенах , и уже тоже успевшие стать древними. Синее небо. Голуби. Зеленеющие оливы. Место покоя. Место исцеления, освободившееся от стонов и страстей, съедающих несчастных.
Часто попадаются жернова, которые использовались для отжима оливкового масла. Для аутентичности понакидали))
Стоп. Видите купол базилики? Это базилика святой праведной Анны. Здание не просто рядом, с Вифездой их соединяет общий садик. И это соседство тоже предстоит осознать и осмыслить.
2. Базилика святой Анны. Возведена на месте дома праведных Иоакима и Анны, и где по одной из версий родилась дева Мария.
Иоаким и Анна. Притягательна, хоть во многом и не понятна, их судьба. А как любима икона "Встреча"!
Значит, здесь они жили: чуть ниже - "дом милосердия" - место боли и болезни, чуть выше - Храм. Они между. И просят младенца.
Каждый день с одной стороны - наблюдая физические страдания, неотделимые от бренной телесности, с другой стороны - обращая лицо к Вечному во время молитвы - они делют, кажется, иррациональный выбор, они все-таки просят благословить их хрупким побегом жизни.
Они не думали о плохом, эти ребята. Можно даже решить, что они вообще ни о чем не думали. Да пусть хоть так. Главное, что они верили. Верили в жизнь, в то, что она должна продолжаться, в то, что она не бессмысленна и, конечно, нужна Ему.
"Античная фигура и седой негр в белом шарфе" - назвала бы я мезансцену))
"
Внутри просто и серьезно. Но не строго.
Очень уютоне местечко. Похоже здесь собираются, чтобы обсудить кое-что из блаженного Августина))
Цветущий садик рядом с базиликой
Плавно вливающийся на территорию Вифезды. И такое симпатичное дерево с плодами-горошками. Вид у него съедобный. Но не рискнула.
3. И если с одной стороны от руин Вифезды базилика святой Анны, то с другой и сейчас вплотную примыкают жилые постройки.
Голубь - птица мира и доступной жрачки)
У луны бессоница
Разделяют жилье и археологическую территорию небольшие посадки кипарисов и олив.
Оливки с дерева - страшная гадость. Горькие, потом не отплюешься.
Царство котов. Их там с десяток бродило.
4. Последнее в этой записи, оно же первое в этом дне - раннее солнечное утро. Чтоб у нас такое лето было, как у них зима!
Поскольку жили мы в арабском районе, то и обходились без будильника: в положенное время кричал за окном муэдзин. Солнце смеялось в окно. Навигатор..- нет, навигатор спасовал - карта самонадеяно показывала дорогу "напрямки" к храмовой горе.
"Прямки" и в самом деле оказались прямыми, только очень уж крутыми и однозначными - лестница, сжатая с двух сторон стенами, высотой в 2-3 этажа и длинная- длинная...
Под ноги выскочила кошка. Металась и петляла. Не клянчила. Вела себя странно, ничуть не похоже на своих собратьев, солидно восседающих на стенах. Довела нас до самого низа и растворилась. Не кошка, а дух лестницы.
После спуска, уже знакомой дорогой, мимо грота Марии.
снова вверх
к Львиным воротам.

24.
а потом - читай сначала!))