От Марка (14:33-42) И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
Возвращается и находит их спящими.
Гефсиманский сад - место абсолютного человеческого одиночества. На кресте Христу предстоит пережить и богопокинутость, но здесь, сейчас - Его оставили люди.
В своей человеческой ипостаси Иисус сталкивался с непониманием, неприятием, с враждой и угрозами - Он давал, они не брали.
В Гефсиманском саду, Он сам просил, чтобы дали Ему. Просил тех, кого считал лучшими, не просто учениками, но братьями. Просил, казалось, о немногом: Симон! Не мог ты бодрствовать один час?
Симон, Иаков, Иоан прятали глаза - "не знали, что ему отвечать". Он просил снова и снова. Мучительно тоскуя под тяжестью выбора своего, Он искал поддержки, - тщетно. Так бывает во сне, когда кричишь, а тебя не слышат.
Да будет воля Твоя! - и край темного, наполненного ночными звуками сада занялся чадящими огнями факелов. Очнулись ученики. Приблизился предатель. .. Тот клятый поцелуй уже в большей степени трагедия Иуды, а не Христа.
Многие из нас знают это состояние, когда даже самый тяжелый выбор приносит облегчение, потому что избавляет нас от сомнений.
1. Здесь
2. Купола церкви всех наций (Храм моления о чаше)
Камень, на котором молился Иисус до кровавого пота. Над ним построен храм.
Это удивительный храм Моления о чаше. Католический храм, построенный в 1919-1924 с участием многих стран (отсюда второе название - Церковь всех наций, 12 куполов - вроде как тоже символ церквей - участниц строительства). Храм расположен на фундаменте часовни, сооруженной крестоносцами в 12 веке, а та в свою очередь, сооружалась на руинах базилики 4 века, разрушенной землетрясением.
Фото с общим видом взяла в сети, простите. Не нашли точки, с которой можно было бы снять, фасад и тот с трудом "в кадр влез"
Обходя вокруг
Старые оливы очень берегут. Некоторым реально по 2000 лет. Но есть и кусочки с новыми посадками.
Вообще олива - удивительное дерево. (2000- лет! Представляете, 2000 лет! А меня когда-то поразило, что яблони по 100 лет живут. Что такое 100 лет и что такое 2000?). Так вот, старые оливы укрепляют, цементируют, так что уже и не разобрать, где древесина, где камень и из этого дремучего, корявого вдруг выбивается гибкий и нежный побег. Как ни в чем не бывало. Эти старушки и плодоносят. Плоды собирают, давят масло.. Жизнь.
3. Храм произвел впечатление .... короче - произвел огромное впечатление. Он сделан, как ночной сад. В нем нет дневного освещения. Космические сферы наверху - темной густой синевы с вытканными звездами, только в алтарной части один из куполов наполнен солнечным светом. Небо, звезды, темные контуры ветвей терновника. Кажется, что даже жаркое дыхание ночи касается лица. И вот это то, о чем я уже говорила - современная архитектура, оставаясь современной, не стилизованной, не вносит диссонанса в историческое восприятие. Она словно юный побег на древнем стволе оливы. Плоть от плоти.

Фасад только на обратной дороге удалось снять.
4. Чуть выше по склону Елеонской горы- еще одно место печали. По преданию Иисус оплакивал здесь Иерусалим: “Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!” (Лк. 13:34). Это легко представить - город лежит перед глазами, как на ладони.
А сейчас видно золотые купола церкви святой Марии Магдалины. В Иерусалиме существует запрет на такое декоративное золото. За редким исключением, к которому и относится эта русская православная церковь и монастырь, на территории которой она расположена. Где-то там пещера, в которой не смогли удержаться от сна Петр, Иаков и Иоан.

Садик залитый предзакатным солнцем
Можно заглянуть (в прямом смысле заглянуть - через окошко, не спускаясь вниз) в одну из гробниц. Здесь выставлены древние каменные ящики (оссуарии), принадлежащих еврейскому некрополю «Доминус Флевит».
Небольшая капелла Плача Господня (Доминус флевит). Ее купол по форме должен напоминать слезу.
Печаль тиха и покойна - О, Иерусалим..
5. Грот Марии (Подземная церковь успения Богородицы ) тоже в Гефсимании. Как же удивительно все рядом. И как территориально логичны оказываются "перемещения" библейских событий.
Семейное погребение. Здесь похоронены Иоаким и Анна. Здесь же - Иосиф Обручник.
Первую церковь над усыпальницей строила святая Елена (Да она тут всё строила! Прям загордилась своим именем)
Над дверями образ Богородицы "Знамение". Образ, который я считаю "своим", поскольку была это первая иконка, которую я купила и чествование которой, как оказалось впоследствии, приходится на мой день рождения.
Герб францисканцев. Две скрещенные руки - Христа и святого Франциска. Рука Христа обнаженная со следом от гвоздя, рука Франциска со стигматом, посередине Иерусалимский крест. Изображение символизирует единение и уподобление св. Франциска Христу.
За 17 веков церковь разрушалась и восстанавливалась несколько раз (при этом нижняя церковь, где находится гроб Богородицы осталась нетронутой). Видимо изображение осталось от времен падения крестоносцев (12 век), когда за гробницей стали следить францисканцы. Сейчас здесь католиков нет, есть престолы принадлежащие православным церквям: Греческой, Армянской, сирийской, Коптской. И, видимо, поскольку одной из святынь храма является чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма, то здесь как-то по особенному чувствуется русское присутствие.
Сейчас прочитала - оказывается, и для молитв мусульман есть специальное местечко. У мусульман свои предания и раз во время своего ночного полета из Мекки в Иерусалим пророк Мухамед видел свет надо Гробницей Марии, то место это непростое. Светлое место.
Я все пишу - церковь, церковь ...Но это именно пещера - выдолбленное, выложенное в естественной породе, особенно впечатляет вход - широкая лестница, прокопченные стены, сводчатые потолки, с которых свисает немыслимое множество горящих лампад - грот-туннель, ведущий в освещенный зал.
"По традиции" кроме нас в храме только одна девушка и несколько священнослужителей))

Ворота за нами закрываются на замок. На Иерусалим спустился вечер.