Понятие агрессивности, ее виды:
Агрессивность – мотивированное, структурированное поведение, противоречащее нормам и
правилам поведения людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и
неодушевленным), приносящее вред людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство,
оно имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного
развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие
ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.
Портрет агрессивного ребенка: гроза детского коллектива, ругается, нападает, ищет
внимания, чтобы его увидели, обратили внимание.
Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте
трех - пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта
поведения и как качество личности. Так что еще в дошкольный период надо правильно
относиться к поведению агрессивного ребенка.
Существует 3 типа направленности агрессии человека, когда есть фрустрация:
- вина за создавшееся сложное положение приписывается другим людям;
- вина за создавшееся сложное положение приписывается себе;
- вина за создавшееся сложное положение приписывается объективным обстоятельствам.
Выделяют следующие виды реакций:
Физическая агрессия –использование физической силы против другого лица.
Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не
направленная.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении
(вспыльчивость, грубость)
Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной
борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до
убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и
через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим
человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Можно выделить три основных источника деструктивного поведения:
1) стиль детско-родительских отношений:
- гиперопека
- недостаточность требований и запретов (семьи с «двойным» стандартом);
2) Соматические заболевания и заболевания головного мозга;
3) Особенности среды.
Делается вывод, что проявление агрессии у дошкольника является следствием множества причин,
наиболее значимыми из которых являются:
- неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;
- низкий социальный статус ребенка в группе;
- неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями
операционального характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности;
- неудовлетворенность потребности в признании.
- одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника являются
дефекты семейного воспитания!