В этой статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся особенности и приемы аниме. Можно заметить, что половина из них обусловлена просто экономией - экранного времени, работы аниматоров и художников. Что неудивительно, учитывая, сколько этого добра снимается и показывается в Японии. Ну что же, начнем.
- Большие глаза. Наверное, самая известная особенность аниме. Своими корнями, как не странно, уходит к Диснею. Дело в том, что персонаж с большими глазами выглядит более мило и юно.
- Развивающиеся плащи. Очень часто в аниме появляются персонажи в плащах, которые, к тому же, постоянно развиваются (бывает даже в безветренной комнате). Это и в самом деле круто выглядит, не знаю только, чем обусловлено. Стоит заметить, что в американских комиксах, многие супер герои точно так же щеголяют в развивающихся плащах.
- Цветные волосы. Появляются только в аниме (в манге их нет по причине ее одноцветности). По некоторым версиям, цвет символизирует характер героя, кроме того, используется для различий между ними.
- Разнообразные и достаточно сложные прически. Длинные, развивающиеся волосы. Второй, после глаз инструмент для придания индивидуальности и создания движения. Волосы нарисовать правдоподобней и анимировать легче, чем лицо.
- Одинаковая внешность. То, за что аниме очень часто ругают ее противники. Действительно, на первый взгляд, все персонажи выглядят одинаково - большие глаза и цветные развивающиеся волосы. На самом деле, именно стиль глаз и волос используется для создания индивидуальности, в то время, как остальные черты лица утрируются, и почти всегда одинаковы. Может быть все дело в индивидуальном восприятии внешности у западной и восточной культур.
- Линии движения. Пошло из манги. Для создания иллюзии движения, вместо подробной анимации, во время особенно резких и быстрых движений, фон практически пропадает, а вместо него появляются линии.
- Фон настроения. Данный прием похож на предыдущий. Но используется для передачи настроения. В этом случае персонаж показывается как бы висящим в воздухе, а все вокруг приобретает оттенок его эмоций (красный - ярость, белый - грусть, голубой - безмятежность и т.д.).
- Символическое обозначение эмоций. Один из наиболее экономящих работу художников и аниматоров прием. Вместо того, что бы правдоподобно менять выражение лица героя, оно ужасно искажается и ставится какой-то конкретный значок. Для злости и напряжения используется крестик (как бы напрягшиеся вены). Для смущения - красная штриховка или круги под глазами. Для страха - капелька (пота). Потоки слез, когда персонаж очень сильно расстроен. И т.д.
- Сильные искажения. Используются для придания комичности ситуации или того, что бы подчеркнуть ее несерьезность. Персонажи изображаются очень схематично и достаточно сильно искажаются. Иногда это доходит до того, что вместо лица рисуется круг, а вместо глаз - просто кресты.
- Грубая прорисовка. Так же как и предыдущий прием используется для того, что бы подчеркнуть ситуацию. Но не ее комизм, а наоборот, серьезно. Картинка в этом случае выглядит, как достаточно грубый (но реалистичный) набросок карандашом или пером, поверх которого наложены краски.
- Шрамы и татуировки. Наиболее часто используются, как "феньки" для придания индивидуальности персонажу. Такое количество людей, имеющих шрамы или татуировки на лице, как в аниме, вы не встретите больше нигде.
- Парящие предметы. Используются для придания ситуации ощущения безмятежности (перья, лепестки сакуры и розы, клиновые листья и т.д.) или напряжения (замедленное падение осколков стекла, драгоценностей и т.д).
- Дождь. По большому счету, является одной из разновидностей предыдущей особенности. Только более реалистичной. Анимация достаточно резкая, а вокруг персонажей появляется облачко брызг от падающих на них капель. Сами герои, обычно при этом не выглядят намокшими, а, попав под крышу, мгновенно высыхают.
- Преувеличенная реакция. Например, один из персонажей может упасть, когда второй скажет какую-нибудь глупость или что-то неожиданное.
- Фальшивая драка. Персонажи начинают драться, что может показывать достаточно условно (облако, из которого появляются руки, ноги, звезды и т.д.), после чего, оба появляются в синяках, перевязанными и заклеенными. На следующей смене плана оба выглядят уже, как ни в чем не бывало, а все следы побоев пропадают.
- Громкие крики. Как они кричат, как кричат. Особенно женщины и дети. Иной раз кажется, что нормально разговаривать или чуть-чуть повышать голос они просто не умеют. Либо говорят сверх спокойно, либо орут так, как будто их режут.
- Объявление своих действий. При выполнении каких-то особенно мощных ударов (боевые связки, комбо, магия и т.д.) обязательно произносится название. Т.е. каждая сверх атака имеет свое имя, которое обязательно надо произнести. Когда это касается каких-то заклинаний еще понятно, но природу именования ударов я так до сих пор и не понял. Может быть, истоки находятся где-то в китайских боевиках, где противники просто обязаны были "повыпендриваться" друг перед другом, перечисляя стили и удары, которыми они владеют.
- Хруст суставов. Практически все крутые парни, перед дракой (а иногда и просто так) хрустят всем, чем можно - суставами рук, шеи, мускулами спины, разве что не ушами.
- Мега пушка. Сюда может относиться мега меч, мега лазер, мега космический корабль и т.д. Какой-нибудь сверх мощный артефакт.
- Перекрестки. Происходят, когда в одном аниме появляются персонажи из других.
- Дразнилка. В аниме она почти всегда одна и та же: оттягивается нижнее веко, высовывается язык и произносится что-то типа "бееееее!!!!"
- Ложные сны. С персонажем что-то происходит (чаще плохое), что позже оказывается просто сном. Данный прием используется не только в аниме, но на мой взгляд, в последнем - наиболее часто.
- Отсылка с событием прошлого. Повествование временно останавливается и показывается какое-то событие из прошлой жизни персонажа. Используется для раскрытия внутреннего мира героя и объяснения его последующих действий.
- Одновременная реакция. Заключается это в том, что когда происходит что-то очень ужасное (или не очень, но тоже ужасное), то по очереди показываются все персонажи с распахнутыми глазами и разинутыми ртами - таким образом, подчеркивается значительность произошедшего события и экономится экранное время (работы аниматоров нет, а время то идет).