• Авторизация


Дворцово-парковый музей-заповедник Гатчина 27-11-2023 23:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/7.Интерьеры.


145a12e1421663160033_46-mykaleidoscope-ru-p-gatchinskii-dvorets-v-sankt-peterburge-dos-48

190417_1314_gatchina_2_

Антресольный этаж Арсенального каре
 
Антресольный этаж – небольшой по высоте этаж, расположенный между первым и третьим этажами боковых каре Гатчинского дворца. В Арсенальном каре в настоящее время располагается выставка «Семья императора Александра III в Гатчине».
 
Мраморная лестница
Мраморная лестница была главной парадной лестницей Арсенального каре. Интерьер создан по проекту архитектора Р. И. Кузьмина в 1840-1850-е годы.
IMG_1946
Главным элементом убранства является декоративная отделка стен, колонн и пилястр цветным искусственным мрамором.
04331220d7d75b2a88ab1a4fa7152034
IMG_1986
В лепном декоре использованы имперские мотивы – многократно повторенные двуглавые орлы с атрибутами государственной власти. Отличительная особенность интерьера – световой фонарь в центре плафона.
IMG_1952
IMG_1951
IMG_1987
IMG_1988
 
Несмотря на то, что лестница существенно пострадала во время пожара в 1944 году, на одной из площадок сохранился подлинный мраморный камин, чугунная решетка сложного прихотливого рисунка была воссоздана по историческим документам.
IMG_2047
В настоящее время интерьер полностью восстановлен.
IMG_1949
 
"Личные комнаты семьи Александра III"
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949432
27 марта 1881 года император Александр III вместе с семьей переехал в Гатчину. Семья заняла антресольный этаж с низкими сводчатыми потолками и небольшими помещениями. 
oie_21963IRV1UKJ3
На вводной экспозиции представлены мемориальные предметы из коллекции императора Александра III и его супруги Марии Федоровны: фарфор, скульптура, живопись. Особое место занимает тема коронации государя. На торжество, которое состоялось в Москве 15 мая 1883 года, семья императора выехала из Гатчины.
oie_2195857C74MAFHJ
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949461
Посетители могут увидеть коронационное кресло и коронационный альбом. Из частной коллекции на экспозицию предоставлены предметы, связанные с лейб-гвардии Кирасирским Ее Императорского Величества полком, квартировавшим в Гатчине; шефом его была государыня Мария Федоровна.
oie_2194339JFAhZ2qs
Спальня императора Александра III и Марии Федоровны
oie_2193923OTJiNAAT
 
Спальня Александра III и Марии Федоровны в Гатчинском дворце была общей для супругов, и ее убранство вполне соответствовало их вкусам. Помещение заполняла разностильная мебель и множество мелочей; вазочки, флаконы, коробочки, косметические приборы находились на столиках, комодах и шифоньерах. Акварели, живописные работы и фотографии украшали стены. За ширмой, выполненной в восточном вкусе, располагалась двойная кровать красного дерева, прикроватные тумбочки, умывальный стол, над которыми висело большое количество икон.
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949454
oie_2194117jyIRcfAI
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949455
Камермедхенская
Императриц и великих княгинь обслуживал целый штат женской прислуги. Промежуточное положение между свитой и придворнослужительницами занимали камер-фрау. Эти дамы отвечали за гардероб высочайших особ. Кроме того, в услужении при дворе состояли камер-юнгферы и камер-медхен – прислуга более низкого ранга. Даже на эти должности девушек подбирали очень тщательно, они были образованы и знали языки. Они занимались утренним и вечерним туалетом своих хозяек, делали простые прически, не требовавшие умения парикмахера, стелили постели… Во дворце у некоторых из них комнаты располагались прямо при гардеробе высочайших особ. При гардеробе также были гладильщицы и портнихи, которые приводили в порядок платья и при необходимости могли внести изменения в готовый наряд.
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949456
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949458
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949457
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949459
oie_2113525ZmW5HFlT
Столовая
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949466
Столовая служила местом сбора семьи и близких лиц, приглашенных к трапезе, одновременно за стол садилось не более шести-семи человек. Питание царской семьи было организовано следующим образом: во главе кухни стоял наемный метрдотель, которому подчинялись все повара и рабочие, оплачиваемые из гофмаршальской части Министерства двора. Метрдотелю бесплатно предоставлялось все оборудование, но продукты он закупал на собственные средства. Заказы принимались ежедневно, как в ресторане.
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949467
Государь был необычайно бережлив в расходовании средств на личные нужды, в пище был умерен и предпочитал простой здоровый стол. Одним из его любимых блюд был «поросенок под хреном», а также соленые огурцы и простокваша, из напитков - квас и изредка мадера (вопреки распространившимся после 1917 года слухам, Александр III был очень воздержан в употреблении спиртных напитков).  
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949468
Гостиная (кабинет) императрицы Марии Федоровны
Рабочий кабинет Марии Федоровны служил также гостиной для интимного кружка императорской семьи. «Кто из близких посетителей Гатчины не знает этой комнаты? - писал С. Д. Шереметев, - И здесь, у самых дверей…, стояло кресло, приложенное к пианино, перед которым стоял табурет. На это кресло после завтрака неизменно садился Государь и пил кофе. В это время Императрица, сидя на кушетке, разговаривала с кем-либо из присутствующих».
505252_original
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949433
Мягкие «кутаные» кресла и диваны, столики и этажерки давали возможность комфортно расположиться приглашенному обществу. В гостиной сохранилось много мемориальных вещей - стол с вышивкой, письменный стол императрицы, этажерка, угловой шкафчик, небольшие вазы, живописные полотна: «Присяга великого князя Александра Александровича» Б. П. Вилевальде, «Великий князь Михаил Александрович за рисованием» К. В. Лемоха и «Борзые собаки» Р. Ф. Френца
oie_21125438QAV2QFlS
oie_21124612rvOfZgH1
oie_21125252WbKV4cID
 
Рабочий кабинет императора Александра III
Место для кабинета было выбрано самим государем, которому нравились башенные помещения с прекрасными видами на парк. Эта комната через винтовую лестницу сообщалась с приемными залами и большим кабинетом на третьем этаже, а также Арсенальным залом. Император часто работал здесь до глубокой ночи. Комната была плотно заставлена мебелью, оставаясь при этом скромной и уютной: три письменных стола, шкафы и этажерки с книгами, кресла для посетителей, которых государь приглашал садиться во время докладов. На стенах находились живописные и акварельные работы с изображениями лесных пейзажей и морских видов, столы украшали многочисленные произведения декоративного искусства, изделия из фарфора и стекла, фотографии, прессы, охотничьи ножи и курительные приборы.
oie_2113718Ri3XDZVO
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949439
oie_21125646hYRAVriV
oie_2113936F2d0UQVo
oie_21131111HJ5UU3aF
oie_21131250u2sogctG
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949444
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949443
 Кабинет великих князей Николая Александровича и Георгия Александровича.
Кабинеты старших сыновей Александра III - великих князей Николая и Георгия Александровичей находились в соседнем крыле антресольного этажа и были одинаково обставлены. Сейчас кабинет временно воссоздан на месте гардеробной и в нем экспонируется много мемориальных вещей: письменный стол, табурет-бочка, шахматный столик, резные слоновьи бивни... На столах, книжных шкафах и этажерках представлены предметы, необходимые для обучения: письменные приборы, книги, инструменты.
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949453
В собственных кабинетах великие князья готовили домашнее задание, занимались любимыми делами. Уроки продолжались и летом, некоторые даже во время путешествий. Цесаревич Николай обучался по гимназическому курсу, а в 1885-1890 годах — по специальной программе, дававшей наследнику престола знания по экономике, праву и военному делу. Воспитатель Г. Г. Данилович привил ему с ранних лет качества, поражавшие современников – сдержанность, выносливость и самообладание. Его брат Георгий, напротив, обладал живой и артистичной натурой. Александр любил проводить свободное время со своими детьми и их товарищами, которые без смущения играли с государем.  
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949450
Кабинет великой княжны Ксении Александровны
Комнаты Ксении Александровны примыкали к апартаментам родителей и отличались изысканностью и единством стиля.
В кабинете находились декоративные изделия из фаянса, фарфора, стекла производства европейских мануфактур и Императорского фарфорового завода. Основным украшением стен были фотографии разных лет: в 1894 году Ксения вышла замуж, и на снимках можно увидеть не только изображения времени детства великой княжны, но и семейные фотографии великого князя Александра Михайловича и Ксении Александровны с детьми, Николая II с супругой.
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949445
Внутренние двери дворца обычно вели в коридоры, прихожие или небольшие комнаты, где находились ванные и ватерклозеты. В подсобном помещении за кабинетом демонстрируется биде и туалетное кресло.
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949447
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949446
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949448
Спальня великой княгини Ксении Александровны
Обстановка спальни была скромной и типичной для своего времени: стол для умывания с мраморной столешницей, бельевые шкафы, зеркала, кушетка и кресла «кутанки».
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949462
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949463
Просторная кровать располагалась за широкой ширмой. На стенах – большое количество семейных фотографий разных лет, на которых запечатлены родители, братья, сестра Ольга, муж и дети великой княгини, а также родственники со стороны европейских королевских домов.
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949464
gosudarstvennyy-dvortsovo-parkovyy-muzey-zapovednik-gatchina-949465
 
Многие предметы в интерьере стоят на своих исторических местах: большой бельевой шкаф, витрина в стиле «жакоб», часы «Мальчик с кеглями», ваза, а этюд художника К. В. Лемоха «Крестьянская девочка» ранее находился в гостиной Ксении Александровны.
Арсенальная (Оружейная) галерея Большого Гатчинского дворца
Коллекция оружия Большого Гатчинского дворца размещена в Оружейной галерее. Это одно из самых ценных собраний огнестрельного охотничьего оружия в России.
Коллекцию начал собирать еще первый хозяин Гатчинского дворца граф Григорий Орлов. Он много времени уделял любимому развлечению аристократии того времени – охоте.
Kollektsiya-oruzhiya-v-muzee-Gatchinskogo-dvortsa
 
Граф Орлов собирал охотничье оружие из всех стран Европы, Османской империи и России. В его коллекции были ружья, пистолеты, рогатины и всякие различные редкости самых известных европейских мастеров со второй половины XVI до семидесятых годов XVIII века 
Как генерал-фельдцейхмейстеру, графу постоянно доставляли новые и лучшие изделия оружейных мастеров. Уникальное, собранное на протяжении нескольких веков оружие, не имело себе равных во всей Европе. Всего собрание графа Орлова насчитывало более 565 ружей и 135 пистолетов.
IMG_2203.jpg
Император Павел I охотой интересовался гораздо меньше, но и он пополнил коллекцию 122 ружьями и 96 пистолетами.
В конце XVIII века оружие использовалось для оформления самого большого зала Арсенального каре дворца, а в 1823 году ее переместили в одну из полуциркульных галерей, которая с того времени получила название Оружейной.
f44dcacb-aac6-11e7-92a4-31b8c5463cb8
Все оружие было закреплено на обшитых дубовыми панелями стенах — из ружей выложили круги, полосы и звезды, а из пистолетов — особенно эффектную фигуру: вензель императора Павла I.
В составе литеры «П» было использовано 83 пистолета, корону над ней представляли 19 пистолетов, и 6 пистолетов отображали цифру «I». Еще 94 пистолета были расположены в два ряда, обрамлявших вензель с боков и снизу, наподобие лавровых ветвей.
 
Кроме оружия в галерее хранились различные охотничьи принадлежности и военная амуниция — капканы, принадлежавшие графу Орлову, кирасы квартировавшего в Гатчине Лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества полка, униформа солдат Гатчинских войск великого князя Павла Петровича.
 
Другие царственные владельцы Гатчины – императоры Александр II, Александр III и Николай II – не пополняли коллекцию старинного оружия.
После революции 1917 года собранию оружия Гатчинского дворца был нанесен заметный ущерб. В 1921 году сотрудниками Петроградской ЧК изъяли часть современных охотничьих ружей, принадлежавших последним поколениям царской семьи. А в 1930 году из Оружейной галереи были вывезены и продана за рубеж более 30 наиболее ценных пистолетов.
 
В таком виде Оружейная галерея сохранялась до 1941 года. В первые дни Великой Отечественной войны сотрудники музея смогли эвакуировать все огнестрельное оружие, находившееся в Оружейной галерее, благодаря чему многие редкие и красивые экспонаты удалось спасти.
 
К сожалению, интерьер галереи погиб в пожаре 1944 года. Когда дворец был возрожден как музей, вся коллекция, за исключением 25 предметов, была возвращена в Гатчину. В настоящее время оружейная коллекция Большого Гатчинского дворца насчитывает 1160 экспонатов. В экспозиции представлена небольшая, но наиболее ценная ее часть.
В витринах находится более 130 предметов охотничьего оружия, изготовленного лучшими мастерами XVII-XVIII веков на территории Европы, Англии, Турции и России.
 
Большой военный кабинет императора Николая I в Большом Гатчинском дворце
Sd8PFtfTbWA
Большой военный кабинет Николая I был воплощением аскетизма, который царь демонстрировал где только мог. Кабинет представлял из себя большую пустоватую комнату, стены которой украшали «военные» полотна. В этом интерьере уже хорошо видна примета эпохи: зонирование пространства. В одном зале могли размещаться и рабочие уголки и место для отдыха.
IMG_2003
Главным и самым ценным предметом в этом кабинете было огромное живописное полотно - групповой портрет, изображающий Павла I в окружении разных людей, загадочным образом собранных вместе. Среди изображённых, например, великие князья Александр и Константин Павловичи - старшие братья Николая I, Платон Зубов - один из убийц его отца.
До сих пор точно неизвестно, кто и зачем заказал эту картину. Сначала она находилась в его покоях в Зимнем дворце, а затем перевезена в Гатчину. Николай Павлович показывал её своим гостям и даже проводил небольшие экскурсии, рассказывая, кто здесь изображён.
IMG_2013
Государь был очень внимателен к различным датам и чтил память о дорогих сердцу событиях, окружая себя мемориальными предметами.
Над бюро - портрет матери, императрицы Марии Фёдоровны.
IMG_2004
На каминной полке стоят часы "Переход Александра I через Рейн". Это память и о старшем брате, и о знакомстве во время заграничного похода русской армии с будущей супругой - принцессой Пруссии Шарлоттой, впоследствии крещённой в православие под именем Александры Фёдоровны.
На специальной стойке была установлена огромная карта города Гатчины и окрестностей, которым владел император и много делал для его развития. Улицы активно застраивались, поэтому в 1844 году император заказал обновлённый план. В настоящее время на стойке размещена подробная карта города и парка 1816 года.
IMG_2006
 
На стенах были развешаны акварели Пиратского и Лангла с таблицами форм русских войск.
IMG_2005
 
Три окна Большого военного кабинета императора Николая I в Большом Гатчинском дворце выходили в парк.
IMG_2008
 
Рабочий стол, за которым Николай I принимал докладчиков и советников.
IMG_2009
В Большом военном кабинете императора Николая I в Большом Гатчинском дворце, во время перестройки дворца, устроили водопровод и канализацию. Трубы подходили даже к раковине, которая стояла открыто возле раскладной походной кровати. Благодаря этому стало возможно установить ватерклозет и "дожжевой шкаф" - прообраз душа. "Дожжевой шкаф" находился за потайными дверями и выглядел как обычный шкаф, только изнутри был обит цинком. Наверху стоял бак с водой, которая подогревалась, а внутри был рассеиватель.
IMG_2013 (1)
 
В кабинете кровать была нужна для непродолжительного отдыха в процессе работы. На подобной складной походной кровати спали и его отец Павел I, и брат Александр I. И своих сыновей Николай тоже приучал к аскетизму и привычке обходиться только самым необходимым. Механизм специально оставлен открытым, чтобы убедиться - это действительно обычная раскладушка.
IMG_2005
 
По воспоминаниям его дочери Ольги, если Николай Павлович чувствовал себя нездоровым, ложился на свою раскладушку, накрывался шинелью и так отдыхал. На такой же точно раскладной кровати, укрывшись шинелью, как простой солдат, Государь скончался у себя в кабинете в Зимнем дворце в Петербурге.
Малый военный кабинет императора Николая I в Большом Гатчинском дворце
Малый военный кабинет императора Николая I в Большом Гатчинском дворце это угловая комната расположенная рядом с выходом в Собственный сад. Каждое утро император начинал с легкого завтрака, после которого шел гулять в сад. Возвращался и здесь же занимался делами.
scale_1200
Малый военный кабинет императора Николая I в Большом Гатчинском дворце лишён вычурности и помпезности. Здесь царил порядок, и каждая вещь была на своём месте и имела предназначение.
Кабинет освещает подлинная люстра ХIХ века.
scale_1200 (1)
 
Однотонные стены, на которых висят акварели с изображением мундиров разных родов войск и чинов: гренадеров, бомбардиров, канониров и других, а также приёмов обращения с огнестрельным и холодным оружием.
IMG_1986
 
Это иллюстрации к изданной по распоряжению императора многотомной энциклопедии "Историческое описание одежды и вооружения российских войск". В ней содержалось подробное описание военного и гражданского костюма за период с 862 г. до царствования Николая I.
 
IMG_1990
В Малом военном кабинете стояла мебель из красного дерева. Письменный стол стоит у окна. На столе разложены книги и документы, которые показывают круг интересов государя. Николай Павлович не ставил себя выше подчинённых, даже кресла и его собеседников абсолютно одинаковые, беседа шла в одинаковых условиях для всех участников.
IMG_1987
Окна этого кабинета выходили на две стороны: на Собственный и на Голландские сады. Они зашторивались плотными зелёными занавесками для защиты от сквозняков, а для создания уюта был белый тюль.
IMG_1985
Отапливался кабинет камином.
IMG_1989
На потолке Малого военного кабинета сохранилась лепнина того времени.
IMG_1992
 
Приемная императора Николая I в Большом Гатчинском дворце
Обстановка Приёмной Николая I отличалась строгостью и лаконичностью: на стенах обои спокойного синего цвета, акварели с изображением военных форм российской армии. В ожидании разрешения пройти к императору здесь можно было отдохнуть и настроиться на рабочий лад.
IMG_2002
 
Интерьер Приёмной Николая I воссоздан практически один в один. Диван с кожаной обивкой был подобран из исторической коллекции Гатчинского дворца (оригинальный не сохранился), а стол и стулья из красного дерева работы братьев Гамбс - те самые, на которых ожидали позволения пройти на приём докладчики.
IMG_2001
 
На приём к Николаю I приезжали военачальники, курьеры, чиновники и все 13 министров. В том числе неоднократно здесь бывали канцлер и министр иностранных дел Карл Нессельроде, министры Владимир Адлерберг, Пётр Клейнмихель, шеф жандармов Алексей Орлов и другие.
IMG_2000
 
Камердинерская императора Николая I в Большом Гатчинском дворце
scale_1200 (10)
Войти в кабинет государя можно было только по разрешению камердинера, покои которого находились рядом с Приёмной. Обстановка в Камердинерской Николая I очень простая: обои на стенах, акварели с изображением военного обмундирования, комфортная мебель красного дерева, на которой можно разместиться в ожидании распоряжений императора.
IMG_1996
На столе стоит дорогая карсельская лампа (по фамилии изобретателя Бертрана Карселя), считавшаяся в доэлектрическую эпоху самой совершенной и удобной. Внутри неё скрыт заводной механизм, который равномерно подавал масло в горелку. Сейчас она электрифицирована.
IMG_1998
 
В переводе с немецкого "камердинер" означает "комнатный слуга". Но на самом деле это были высшие придворные служащие, доверенные лица императора. При Николае Павловиче состояло 4-5 камердинеров, которые сменяли друг друга в течение дня. Они должны были всегда быть в курсе происходящего и помогать государю и в бытовых вопросах, и в деловых.
IMG_1997
Хоть камердинер и находился рядом практически круглосуточно, его присутствие оставалось незаметным. Ходил он в мягких тапочках, чтобы не мешать работе императора. Николай I часто засиживался до глубокой ночи, а работу начинал рано утром и сам порой ходил на цыпочках, чтобы не разбудить задремавшего слугу.
 
Арсенальный зал в Большом Гатчинском дворце
При Павле I здесь размещалась коллекция оружия, которая при реконструкции зала в середине XIX века, архитектором Романом Кузьминым, была перенесена в Оружейную галерею, однако название зала сохранилось. Это помещение, площадью 600 квадратных метров, самый большой зал в Гатчинском дворце.
IMG_1955
Громадное пространство зала разделяют на отдельные уютные уголки массивные столбы-пилоны.
IMG_1957
 
Оформленный в соответствии со вкусом Николая I, в быту скромного и аскетичного, зал достаточно просто оформлен. Украшением служит лишь лепка: нет ни росписей, ни мрамора, ни позолоты.
IMG_2038
 
Стены зала украшают живописные полотна А. И. Шарлеманя, посвященные итальянскому и швейцарскому походам русской армии под командованием А. В. Суворова. со сценами Итальянского и Швейцарского похода Русской Армии под командованием А.В.Суворова.
При Александре III стены и пилоны украсили акварели придворного художника М.А.Зичи со сценками из придворной жизни. На некоторых акварелях рукой императора отмечено, кто изображен на рисунке.
IMG_1979
Рядом со входом находится красивый мраморный камин со вставками из цветного камня и бронзовыми накладками. Однако отопить огромное помещение им было невозможно.
IMG_1959
 
При перестройке под Арсенальным залом были устроены пневматические печи по системе печных дел мастера Р.Ф. Цимары, которые отапливали помещение теплым воздухом, который проходил по коробам, расположенным в стенах.
IMG_2033
 
После реконструкции Арсенальный зал был местом отдыха семьи Николая I. Из хранилища оружия помещение было превращено в хранилище «всех возможных орудий и принадлежностей для игры и всякого рода развлечений» - семейную гостиную, в которой Романовы любили собираться все вместе. Семья могла проводить здесь целый день с перерывами на прогулки.
В просторном зале проходили роскошные приемы, официальные обеды, устраивались любительские спектакли, проходили домашние праздники царской семьи.
В зависимости от повода сервировали как праздничные, так и повседневные столы. Это мог быть огромный прямоугольный стол во всю длину зала, а иногда множество небольших круглых столиков. Количество приглашенных могло доходить до 200 персон.
IMG_1970
 
Начиная с 1810-х годов в Арсенальном зале регулярно проходили "фрыштыки" (вторые завтраки), обеды и ужины. На столе выставлены предметы из знаменитого Охотничьего сервиза, хранившегося в Гатчинском дворце еще с XVIII века, выполненного мастерами Императорского фарфорового завода в годы правления Екатерины II, Александра II и Александра III, который использовался для особых поводов.
IMG_1971
 
В углу стоят английские напольные часы работы Эрли Нортона.
IMG_2028
 
Для чая, кофе или горячего шоколада принято было накрывать отдельный стол. Сладости, которые подавали к чаю, были очень разнообразны: сухие бисквиты и пирожные с кремом, желе и мороженое.
IMG_1963
 
Очень популярны были также печеные яблоки с различными сладкими соусами.
IMG_2030
 
По вечерам молодежь играла в веселые и подвижные игры - жмурки, горелки, кошку и мышки. Придворные и члены императорской семьи здесь чаще занимались карточными играми - одним из любимейших развлечений императорской семьи всех поколений, начиная с Николая I.
 
IMG_1966
Во всех помещениях любого дворца, где Романовы собирались вместе, обязательно устанавливали ломберный столик. Столы имеют складную столешницу, которая с внешней стороны фанерована деревом, с внутренней же на нее наклеено зеленое сукно, на котором во время игры делали пометки мелом.
IMG_1967
Бильярдная зона зала. Здесь играли в бильярд, который был очень популярен в Российской империи.
IMG_1981
Стол для этой игры был установлен в Арсенальном зале еще в первой четверти XIX века.
IMG_1977
 
Бильярд считался более мужской игрой, но в него играли и дамы.
IMG_1975
 
Кроме того, в ходу были шахматы, а также лото.
IMG_2035
 
Уголок зала с органом и столиком, окруженным мягкими креслами, где дамы чаще всего занимались рукоделием, музицировали, листали модные журналы или читали вслух.
Девочек, в том числе и великих княжон, с детства учили вышивать в разных техниках. Вышивали гладью платки и сумочки, крестом - ковры и каминные экраны, расшивали чехлы и декоративные вставки бисером. Такие рукотворные изделия очень часто украшали даже дворцовые интерьеры.
IMG_1974
 
Рядом со столиком, к потолку зала прикреплены знаменитые качели-лодка.
IMG_1972
 
Старинный инструмент фисгармония, которому более 100 лет, и это не пианино, а целая клавишно-пневматическая система.
IMG_2036
 
В Арсенальном зале исторически находился домашний театр. Чаще всего здесь выступали не профессиональные актеры, а придворные и члены императорской семьи. На сцене ставили небольшие комедийные пьесы - водевили или показывали "живые картины", где участники представляли сцены литературных произведений.
IMG_2026
 
Для детей в зале были установлены горка и качели.
IMG_1980
 
Катальная горка «Парнас» сооружена справа от малой сцены.
IMG_1978
 
Зал украшен трофеями царских охот, причем некоторые чучела животных и рога олений, помещенные на столбы-пилоны, снабжённые табличками с указанием места и времени отстрела, а также автора выстрела, сразившего животное.
IMG_1968
За столом у окна бронзовая скульптура работы Н.И.Либериха «Лисинский медведь», убитого Александром II во время охоты рогатиной.
IMG_2031
Из шкуры убитого медведя было сделано чучело, которое находилось в охотничьем дворце в Лисино, где медведь напал на императора.
IMG_2029
Часть мемориальных экспонатов помещена в витрину.
IMG_1983
 
Храм Святой Живоначальной Троицы - императорская домовая церковь в Гатчинском дворце
Храм Святой Живоначальной Троицы - императорская домовая церковь, расположенная в башне Кухонного каре Гатчинского дворца. Это самая первая культовая постройка Гатчины. Ее сооружение относится к 60-м годам XVIII века, на месте старой церкви, когда активно велось строительство Гатчинского замка для фаворита Екатерины II графу Григорию Орлову.
IMG_2189
Храм Святой Живоначальной Троицы перестраивали дважды.
IMG_2167
По велению Павла I в храме появилось царское место
IMG_2162
Новый иконостас
IMG_2163
 
Были расписаны стены и плафоны.
IMG_2185
 
К работе над ним были привлечены итальянец Винченцо Бренна и автор Адмиралтейства Андриян Захаров.
IMG_2191
 
По окончании работ в храм стали поступать дары Императорской фамилии.
IMG_2174
 
12 октября 1799 года в церкви поместили святыни Мальтийского ордена - части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского.
IMG_2181
 
В этот же день состоялось бракосочетание дочери Павла Великой княжны Елены Павловны. 19 октября было совершено бракосочетание Великой княжны Александры Павловны.
IMG_2173
 
Вторая перестройка храма началась в 1844 году в годы царствования Николая I, и с той поры интерьер церкви практически не изменился. Интерьер был спроектирован зодчим Р.И. Кузьминым, который, работая над чертежами, обратился к архитектурному наследию итальянского Ренессанса. Ему удалось создать не имеющий аналогов в культовом зодчестве нарядный и светлый храм. Вдохновился Кузьмин куполом римского Пантеона, на основе которого он спроектировал купол храма - изящно претворив в жизнь свои самые смелые замыслы.
Сегодня просвет в куполе домовой церкви закрыт витражом, но изначально зодчий оставил просвет открытым. Его замысел состоял в том, чтобы, зайдя в храм и подняв голову, прихожане могли увидеть в просвете золотой крест на куполе — и с первых шагов ощутить себя в сакральном пространстве.
Витраж — Всевидящее око в окружении херувимов — появился уже в годы правления Николая I, большого ценителя витражного искусства.
 
IMG_2187
Арочные проемы, декорированные лепниной, колонны искусственного мрамора, ажурная кованая решетка
IMG_2179
 
Все эти элементы, словно наполняя объем молельного зала светом и воздухом, создают неповторимый образ императорской домовой церкви.
IMG_2168
 
В ходе прошедшей реставрации специалисты воссоздали иконостас с живописным убранством и витражи, выполненные по старинной технологии. Главным открытием стали живописные изображения херувимов в кессонах купола - они считались утраченными в советский период. Один из них выделен золотой рамкой - именно ему реставраторы обязаны тем, что несколько лет назад смогли обнаружить купольную роспись, скрытую за толстыми слоями штукатурки. Обнаружить спрятавшиеся шедевры удалось благодаря чистой случайности — или чуду: ставя залы на сигнализацию и закрывая вечером храм, сотрудница внезапно услышала за своей спиной звук падающей на пол штукатурки. Обернувшись, она увидела не только упавшую штукатурку, но и лик херувима на потолке. Сохранились 94 из 120 ликов, исполненных в середине XIX века.
IMG_2183
 
Этот храм особый, в этих стенах, расположенного в башне Кухонного каре Гатчинского дворца, молились все главы российского престола начиная с Екатерины Великой.
IMG_2172
 
Вплоть до революции здесь совершались богослужения для членов императорской семьи, придворных, офицеров гвардии и именитых горожан.
IMG_2177
 
В 1901 году в храме венчалась Великая княжна Ольга Александровна, дочь Императора Александра III.
IMG_2182
 
Уникальность этого помещения состоит еще и в том, что в годы Великой Отечественной войны храм не погиб в пламени пожара, интерьеры домовой церкви практически не пострадали и сегодня можно увидеть подлинную декоративную отделку середины ХIХ века.
IMG_2178
Однако из почти семисот икон практически ничего не осталось: сотни образов были утрачены в годы богоборчества, затем войны.
IMG_2169
 
Сегодня в домовой церкви можно увидеть лишь четыре «родных» для нее образа. Это Спаситель, апостол Петр, Иоанн Предтеча и апостол Павел, которые находятся в алтарной части храма.
IMG_2180
В советское время церковь была закрыта, а в ее помещении располагалась библиотека. Богослужения возобновились здесь в 2003 году по инициативе сотрудников музея.
IMG_2184
В 2003 году в Гатчинском дворце зарегистрирована православная община.
После открытия храма в 2003 году первой туда внесли резную икону Ксении Петербуржской. Сегодня это один из самых почитаемых образов церкви, ради которого многие специально приезжают в Гатчину.
 
Планируется, что в Домовой церкви будут проходить богослужения, для этого будет открыт отдельный вход.
О ежедневных службах речи не идет, однако предполагается, что они будут регулярными. Здесь будут ждать и светскую публику, и верующих.
IMG_2188.jpg
Восстановление храма Гатчинского дворца, в котором молились русские Императоры, имеет не только историческое, но и большое духовное значение
 
https://gatchinapalace.ru/
https://sinekvan.livejournal.com/
https://foto-planeta.com/photo/1006770.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_Гатчинский_дворец
 
***************************
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дворцово-парковый музей-заповедник Гатчина | svetlana_tirkkonen - Дневник Светлана_Тиркконен | Лента друзей svetlana_tirkkonen / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»