Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеДворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/7.Интерьеры.




Антресольный этаж Арсенального каре
Антресольный этаж – небольшой по высоте этаж, расположенный между первым и третьим этажами боковых каре Гатчинского дворца. В Арсенальном каре в настоящее время располагается выставка «Семья императора Александра III в Гатчине».
Мраморная лестница
Мраморная лестница была главной парадной лестницей Арсенального каре. Интерьер создан по проекту архитектора Р. И. Кузьмина в 1840-1850-е годы.
Главным элементом убранства является декоративная отделка стен, колонн и пилястр цветным искусственным мрамором.
В лепном декоре использованы имперские мотивы – многократно повторенные двуглавые орлы с атрибутами государственной власти. Отличительная особенность интерьера – световой фонарь в центре плафона.
Несмотря на то, что лестница существенно пострадала во время пожара в 1944 году, на одной из площадок сохранился подлинный мраморный камин, чугунная решетка сложного прихотливого рисунка была воссоздана по историческим документам.
В настоящее время интерьер полностью восстановлен.
"Личные комнаты семьи Александра III"
27 марта 1881 года император Александр III вместе с семьей переехал в Гатчину. Семья заняла антресольный этаж с низкими сводчатыми потолками и небольшими помещениями.
На вводной экспозиции представлены мемориальные предметы из коллекции императора Александра III и его супруги Марии Федоровны: фарфор, скульптура, живопись. Особое место занимает тема коронации государя. На торжество, которое состоялось в Москве 15 мая 1883 года, семья императора выехала из Гатчины.
Посетители могут увидеть коронационное кресло и коронационный альбом. Из частной коллекции на экспозицию предоставлены предметы, связанные с лейб-гвардии Кирасирским Ее Императорского Величества полком, квартировавшим в Гатчине; шефом его была государыня Мария Федоровна.
Спальня императора Александра III и Марии Федоровны
Спальня Александра III и Марии Федоровны в Гатчинском дворце была общей для супругов, и ее убранство вполне соответствовало их вкусам. Помещение заполняла разностильная мебель и множество мелочей; вазочки, флаконы, коробочки, косметические приборы находились на столиках, комодах и шифоньерах. Акварели, живописные работы и фотографии украшали стены. За ширмой, выполненной в восточном вкусе, располагалась двойная кровать красного дерева, прикроватные тумбочки, умывальный стол, над которыми висело большое количество икон.

Камермедхенская
Императриц и великих княгинь обслуживал целый штат женской прислуги. Промежуточное положение между свитой и придворнослужительницами занимали камер-фрау. Эти дамы отвечали за гардероб высочайших особ. Кроме того, в услужении при дворе состояли камер-юнгферы и камер-медхен – прислуга более низкого ранга. Даже на эти должности девушек подбирали очень тщательно, они были образованы и знали языки. Они занимались утренним и вечерним туалетом своих хозяек, делали простые прически, не требовавшие умения парикмахера, стелили постели… Во дворце у некоторых из них комнаты располагались прямо при гардеробе высочайших особ. При гардеробе также были гладильщицы и портнихи, которые приводили в порядок платья и при необходимости могли внести изменения в готовый наряд.
Столовая
Столовая служила местом сбора семьи и близких лиц, приглашенных к трапезе, одновременно за стол садилось не более шести-семи человек. Питание царской семьи было организовано следующим образом: во главе кухни стоял наемный метрдотель, которому подчинялись все повара и рабочие, оплачиваемые из гофмаршальской части Министерства двора. Метрдотелю бесплатно предоставлялось все оборудование, но продукты он закупал на собственные средства. Заказы принимались ежедневно, как в ресторане.
Государь был необычайно бережлив в расходовании средств на личные нужды, в пище был умерен и предпочитал простой здоровый стол. Одним из его любимых блюд был «поросенок под хреном», а также соленые огурцы и простокваша, из напитков - квас и изредка мадера (вопреки распространившимся после 1917 года слухам, Александр III был очень воздержан в употреблении спиртных напитков).

Гостиная (кабинет) императрицы Марии Федоровны
Рабочий кабинет Марии Федоровны служил также гостиной для интимного кружка императорской семьи. «Кто из близких посетителей Гатчины не знает этой комнаты? - писал С. Д. Шереметев, - И здесь, у самых дверей…, стояло кресло, приложенное к пианино, перед которым стоял табурет. На это кресло после завтрака неизменно садился Государь и пил кофе. В это время Императрица, сидя на кушетке, разговаривала с кем-либо из присутствующих».
Мягкие «кутаные» кресла и диваны, столики и этажерки давали возможность комфортно расположиться приглашенному обществу. В гостиной сохранилось много мемориальных вещей - стол с вышивкой, письменный стол императрицы, этажерка, угловой шкафчик, небольшие вазы, живописные полотна: «Присяга великого князя Александра Александровича» Б. П. Вилевальде, «Великий князь Михаил Александрович за рисованием» К. В. Лемоха и «Борзые собаки» Р. Ф. Френца
Рабочий кабинет императора Александра III
Место для кабинета было выбрано самим государем, которому нравились башенные помещения с прекрасными видами на парк. Эта комната через винтовую лестницу сообщалась с приемными залами и большим кабинетом на третьем этаже, а также Арсенальным залом. Император часто работал здесь до глубокой ночи. Комната была плотно заставлена мебелью, оставаясь при этом скромной и уютной: три письменных стола, шкафы и этажерки с книгами, кресла для посетителей, которых государь приглашал садиться во время докладов. На стенах находились живописные и акварельные работы с изображениями лесных пейзажей и морских видов, столы украшали многочисленные произведения декоративного искусства, изделия из фарфора и стекла, фотографии, прессы, охотничьи ножи и курительные приборы.



Кабинет великих князей Николая Александровича и Георгия Александровича.
Кабинеты старших сыновей Александра III - великих князей Николая и Георгия Александровичей находились в соседнем крыле антресольного этажа и были одинаково обставлены. Сейчас кабинет временно воссоздан на месте гардеробной и в нем экспонируется много мемориальных вещей: письменный стол, табурет-бочка, шахматный столик, резные слоновьи бивни... На столах, книжных шкафах и этажерках представлены предметы, необходимые для обучения: письменные приборы, книги, инструменты.

В собственных кабинетах великие князья готовили домашнее задание, занимались любимыми делами. Уроки продолжались и летом, некоторые даже во время путешествий. Цесаревич Николай обучался по гимназическому курсу, а в 1885-1890 годах — по специальной программе, дававшей наследнику престола знания по экономике, праву и военному делу. Воспитатель Г. Г. Данилович привил ему с ранних лет качества, поражавшие современников – сдержанность, выносливость и самообладание. Его брат Георгий, напротив, обладал живой и артистичной натурой. Александр любил проводить свободное время со своими детьми и их товарищами, которые без смущения играли с государем.
Кабинет великой княжны Ксении Александровны
Комнаты Ксении Александровны примыкали к апартаментам родителей и отличались изысканностью и единством стиля.
В кабинете находились декоративные изделия из фаянса, фарфора, стекла производства европейских мануфактур и Императорского фарфорового завода. Основным украшением стен были фотографии разных лет: в 1894 году Ксения вышла замуж, и на снимках можно увидеть не только изображения времени детства великой княжны, но и семейные фотографии великого князя Александра Михайловича и Ксении Александровны с детьми, Николая II с супругой.
Внутренние двери дворца обычно вели в коридоры, прихожие или небольшие комнаты, где находились ванные и ватерклозеты. В подсобном помещении за кабинетом демонстрируется биде и туалетное кресло.



Спальня великой княгини Ксении Александровны
Обстановка спальни была скромной и типичной для своего времени: стол для умывания с мраморной столешницей, бельевые шкафы, зеркала, кушетка и кресла «кутанки».
Просторная кровать располагалась за широкой ширмой. На стенах – большое количество семейных фотографий разных лет, на которых запечатлены родители, братья, сестра Ольга, муж и дети великой княгини, а также родственники со стороны европейских королевских домов.
Многие предметы в интерьере стоят на своих исторических местах: большой бельевой шкаф, витрина в стиле «жакоб», часы «Мальчик с кеглями», ваза, а этюд художника К. В. Лемоха «Крестьянская девочка» ранее находился в гостиной Ксении Александровны.
Арсенальная (Оружейная) галерея Большого Гатчинского дворца
Коллекция оружия Большого Гатчинского дворца размещена в Оружейной галерее. Это одно из самых ценных собраний огнестрельного охотничьего оружия в России.
Коллекцию начал собирать еще первый хозяин Гатчинского дворца граф Григорий Орлов. Он много времени уделял любимому развлечению аристократии того времени – охоте.
Граф Орлов собирал охотничье оружие из всех стран Европы, Османской империи и России. В его коллекции были ружья, пистолеты, рогатины и всякие различные редкости самых известных европейских мастеров со второй половины XVI до семидесятых годов XVIII века
Как генерал-фельдцейхмейстеру, графу постоянно доставляли новые и лучшие изделия оружейных мастеров. Уникальное, собранное на протяжении нескольких веков оружие, не имело себе равных во всей Европе. Всего собрание графа Орлова насчитывало более 565 ружей и 135 пистолетов.
Император Павел I охотой интересовался гораздо меньше, но и он пополнил коллекцию 122 ружьями и 96 пистолетами.
В конце XVIII века оружие использовалось для оформления самого большого зала Арсенального каре дворца, а в 1823 году ее переместили в одну из полуциркульных галерей, которая с того времени получила название Оружейной.
Все оружие было закреплено на обшитых дубовыми панелями стенах — из ружей выложили круги, полосы и звезды, а из пистолетов — особенно эффектную фигуру: вензель императора Павла I.
В составе литеры «П» было использовано 83 пистолета, корону над ней представляли 19 пистолетов, и 6 пистолетов отображали цифру «I». Еще 94 пистолета были расположены в два ряда, обрамлявших вензель с боков и снизу, наподобие лавровых ветвей.
Кроме оружия в галерее хранились различные охотничьи принадлежности и военная амуниция — капканы, принадлежавшие графу Орлову, кирасы квартировавшего в Гатчине Лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества полка, униформа солдат Гатчинских войск великого князя Павла Петровича.
Другие царственные владельцы Гатчины – императоры Александр II, Александр III и Николай II – не пополняли коллекцию старинного оружия.
После революции 1917 года собранию оружия Гатчинского дворца был нанесен заметный ущерб. В 1921 году сотрудниками Петроградской ЧК изъяли часть современных охотничьих ружей, принадлежавших последним поколениям царской семьи. А в 1930 году из Оружейной галереи были вывезены и продана за рубеж более 30 наиболее ценных пистолетов.
В таком виде Оружейная галерея сохранялась до 1941 года. В первые дни Великой Отечественной войны сотрудники музея смогли эвакуировать все огнестрельное оружие, находившееся в Оружейной галерее, благодаря чему многие редкие и красивые экспонаты удалось спасти.
К сожалению, интерьер галереи погиб в пожаре 1944 года. Когда дворец был возрожден как музей, вся коллекция, за исключением 25 предметов, была возвращена в Гатчину. В настоящее время оружейная коллекция Большого Гатчинского дворца насчитывает 1160 экспонатов. В экспозиции представлена небольшая, но наиболее ценная ее часть.
В витринах находится более 130 предметов охотничьего оружия, изготовленного лучшими мастерами XVII-XVIII веков на территории Европы, Англии, Турции и России.
Большой военный кабинет императора Николая I в Большом Гатчинском дворце
Большой военный кабинет Николая I был воплощением аскетизма, который царь демонстрировал где только мог. Кабинет представлял из себя большую пустоватую комнату, стены которой украшали «военные» полотна. В этом интерьере уже хорошо видна примета эпохи: зонирование пространства. В одном зале могли размещаться и рабочие уголки и место для отдыха.
Главным и самым ценным предметом в этом кабинете было огромное живописное полотно - групповой портрет, изображающий Павла I в окружении разных людей, загадочным образом собранных вместе. Среди изображённых, например, великие князья Александр и Константин Павловичи - старшие братья Николая I, Платон Зубов - один из убийц его отца.
До сих пор точно неизвестно, кто и зачем заказал эту картину. Сначала она находилась в его покоях в Зимнем дворце, а затем перевезена в Гатчину. Николай Павлович показывал её своим гостям и даже проводил небольшие экскурсии, рассказывая, кто здесь изображён.
Государь был очень внимателен к различным датам и чтил память о дорогих сердцу событиях, окружая себя мемориальными предметами.
Над бюро - портрет матери, императрицы Марии Фёдоровны.
На каминной полке стоят часы "Переход Александра I через Рейн". Это память и о старшем брате, и о знакомстве во время заграничного похода русской армии с будущей супругой - принцессой Пруссии Шарлоттой, впоследствии крещённой в православие под именем Александры Фёдоровны.
На специальной стойке была установлена огромная карта города Гатчины и окрестностей, которым владел император и много делал для его развития. Улицы активно застраивались, поэтому в 1844 году император заказал обновлённый план. В настоящее время на стойке размещена подробная карта города и парка 1816 года.
На стенах были развешаны акварели Пиратского и Лангла с таблицами форм русских войск.
Три окна Большого военного кабинета императора Николая I в Большом Гатчинском дворце выходили в парк.
Рабочий стол, за которым Николай I принимал докладчиков и советников.
В Большом военном кабинете императора Николая I в Большом Гатчинском дворце, во время перестройки дворца, устроили водопровод и канализацию. Трубы подходили даже к раковине, которая стояла открыто возле раскладной походной кровати. Благодаря этому стало возможно установить ватерклозет и "дожжевой шкаф" - прообраз душа. "Дожжевой шкаф" находился за потайными дверями и выглядел как обычный шкаф, только изнутри был обит цинком. Наверху стоял бак с водой, которая подогревалась, а внутри был рассеиватель.
В кабинете кровать была нужна для непродолжительного отдыха в процессе работы. На подобной складной походной кровати спали и его отец Павел I, и брат Александр I. И своих сыновей Николай тоже приучал к аскетизму и привычке обходиться только самым необходимым. Механизм специально оставлен открытым, чтобы убедиться - это действительно обычная раскладушка.
По воспоминаниям его дочери Ольги, если Николай Павлович чувствовал себя нездоровым, ложился на свою раскладушку, накрывался шинелью и так отдыхал. На такой же точно раскладной кровати, укрывшись шинелью, как простой солдат, Государь скончался у себя в кабинете в Зимнем дворце в Петербурге.
Малый военный кабинет императора Николая I в Большом Гатчинском дворце
Малый военный кабинет императора Николая I в Большом Гатчинском дворце это угловая комната расположенная рядом с выходом в Собственный сад. Каждое утро император начинал с легкого завтрака, после которого шел гулять в сад. Возвращался и здесь же занимался делами.
Малый военный кабинет императора Николая I в Большом Гатчинском дворце лишён вычурности и помпезности. Здесь царил порядок, и каждая вещь была на своём месте и имела предназначение.
Кабинет освещает подлинная люстра ХIХ века.
Однотонные стены, на которых висят акварели с изображением мундиров разных родов войск и чинов: гренадеров, бомбардиров, канониров и других, а также приёмов обращения с огнестрельным и холодным оружием.
Это иллюстрации к изданной по распоряжению императора многотомной энциклопедии "Историческое описание одежды и вооружения российских войск". В ней содержалось подробное описание военного и гражданского костюма за период с 862 г. до царствования Николая I.
В Малом военном кабинете стояла мебель из красного дерева. Письменный стол стоит у окна. На столе разложены книги и документы, которые показывают круг интересов государя. Николай Павлович не ставил себя выше подчинённых, даже кресла и его собеседников абсолютно одинаковые, беседа шла в одинаковых условиях для всех участников.
Окна этого кабинета выходили на две стороны: на Собственный и на Голландские сады. Они зашторивались плотными зелёными занавесками для защиты от сквозняков, а для создания уюта был белый тюль.
Отапливался кабинет камином.
На потолке Малого военного кабинета сохранилась лепнина того времени.

Приемная императора Николая I в Большом Гатчинском дворце
Обстановка Приёмной Николая I отличалась строгостью и лаконичностью: на стенах обои спокойного синего цвета, акварели с изображением военных форм российской армии. В ожидании разрешения пройти к императору здесь можно было отдохнуть и настроиться на рабочий лад.
Интерьер Приёмной Николая I воссоздан практически один в один. Диван с кожаной обивкой был подобран из исторической коллекции Гатчинского дворца (оригинальный не сохранился), а стол и стулья из красного дерева работы братьев Гамбс - те самые, на которых ожидали позволения пройти на приём докладчики.
На приём к Николаю I приезжали военачальники, курьеры, чиновники и все 13 министров. В том числе неоднократно здесь бывали канцлер и министр иностранных дел Карл Нессельроде, министры Владимир Адлерберг, Пётр Клейнмихель, шеф жандармов Алексей Орлов и другие.

Камердинерская императора Николая I в Большом Гатчинском дворце
Войти в кабинет государя можно было только по разрешению камердинера, покои которого находились рядом с Приёмной. Обстановка в Камердинерской Николая I очень простая: обои на стенах, акварели с изображением военного обмундирования, комфортная мебель красного дерева, на которой можно разместиться в ожидании распоряжений императора.
На столе стоит дорогая карсельская лампа (по фамилии изобретателя Бертрана Карселя), считавшаяся в доэлектрическую эпоху самой совершенной и удобной. Внутри неё скрыт заводной механизм, который равномерно подавал масло в горелку. Сейчас она электрифицирована.
В переводе с немецкого "камердинер" означает "комнатный слуга". Но на самом деле это были высшие придворные служащие, доверенные лица императора. При Николае Павловиче состояло 4-5 камердинеров, которые сменяли друг друга в течение дня. Они должны были всегда быть в курсе происходящего и помогать государю и в бытовых вопросах, и в деловых.
Хоть камердинер и находился рядом практически круглосуточно, его присутствие оставалось незаметным. Ходил он в мягких тапочках, чтобы не мешать работе императора. Николай I часто засиживался до глубокой ночи, а работу начинал рано утром и сам порой ходил на цыпочках, чтобы не разбудить задремавшего слугу.
Арсенальный зал в Большом Гатчинском дворце
При Павле I здесь размещалась коллекция оружия, которая при реконструкции зала в середине XIX века, архитектором Романом Кузьминым, была перенесена в Оружейную галерею, однако название зала сохранилось. Это помещение, площадью 600 квадратных метров, самый большой зал в Гатчинском дворце.
Громадное пространство зала разделяют на отдельные уютные уголки массивные столбы-пилоны.
Оформленный в соответствии со вкусом Николая I, в быту скромного и аскетичного, зал достаточно просто оформлен. Украшением служит лишь лепка: нет ни росписей, ни мрамора, ни позолоты.
Стены зала украшают живописные полотна А. И. Шарлеманя, посвященные итальянскому и швейцарскому походам русской армии под командованием А. В. Суворова. со сценами Итальянского и Швейцарского похода Русской Армии под командованием А.В.Суворова.
При Александре III стены и пилоны украсили акварели придворного художника М.А.Зичи со сценками из придворной жизни. На некоторых акварелях рукой императора отмечено, кто изображен на рисунке.
Рядом со входом находится красивый мраморный камин со вставками из цветного камня и бронзовыми накладками. Однако отопить огромное помещение им было невозможно.
При перестройке под Арсенальным залом были устроены пневматические печи по системе печных дел мастера Р.Ф. Цимары, которые отапливали помещение теплым воздухом, который проходил по коробам, расположенным в стенах.
После реконструкции Арсенальный зал был местом отдыха семьи Николая I. Из хранилища оружия помещение было превращено в хранилище «всех возможных орудий и принадлежностей для игры и всякого рода развлечений» - семейную гостиную, в которой Романовы любили собираться все вместе. Семья могла проводить здесь целый день с перерывами на прогулки.
В просторном зале проходили роскошные приемы, официальные обеды, устраивались любительские спектакли, проходили домашние праздники царской семьи.
В зависимости от повода сервировали как праздничные, так и повседневные столы. Это мог быть огромный прямоугольный стол во всю длину зала, а иногда множество небольших круглых столиков. Количество приглашенных могло доходить до 200 персон.
Начиная с 1810-х годов в Арсенальном зале регулярно проходили "фрыштыки" (вторые завтраки), обеды и ужины. На столе выставлены предметы из знаменитого Охотничьего сервиза, хранившегося в Гатчинском дворце еще с XVIII века, выполненного мастерами Императорского фарфорового завода в годы правления Екатерины II, Александра II и Александра III, который использовался для особых поводов.
В углу стоят английские напольные часы работы Эрли Нортона.
Для чая, кофе или горячего шоколада принято было накрывать отдельный стол. Сладости, которые подавали к чаю, были очень разнообразны: сухие бисквиты и пирожные с кремом, желе и мороженое.
Очень популярны были также печеные яблоки с различными сладкими соусами.
По вечерам молодежь играла в веселые и подвижные игры - жмурки, горелки, кошку и мышки. Придворные и члены императорской семьи здесь чаще занимались карточными играми - одним из любимейших развлечений императорской семьи всех поколений, начиная с Николая I.
Во всех помещениях любого дворца, где Романовы собирались вместе, обязательно устанавливали ломберный столик. Столы имеют складную столешницу, которая с внешней стороны фанерована деревом, с внутренней же на нее наклеено зеленое сукно, на котором во время игры делали пометки мелом.
Бильярдная зона зала. Здесь играли в бильярд, который был очень популярен в Российской империи.
Стол для этой игры был установлен в Арсенальном зале еще в первой четверти XIX века.
Бильярд считался более мужской игрой, но в него играли и дамы.
Кроме того, в ходу были шахматы, а также лото.
Уголок зала с органом и столиком, окруженным мягкими креслами, где дамы чаще всего занимались рукоделием, музицировали, листали модные журналы или читали вслух.
Девочек, в том числе и великих княжон, с детства учили вышивать в разных техниках. Вышивали гладью платки и сумочки, крестом - ковры и каминные экраны, расшивали чехлы и декоративные вставки бисером. Такие рукотворные изделия очень часто украшали даже дворцовые интерьеры.
Рядом со столиком, к потолку зала прикреплены знаменитые качели-лодка.
Старинный инструмент фисгармония, которому более 100 лет, и это не пианино, а целая клавишно-пневматическая система.
В Арсенальном зале исторически находился домашний театр. Чаще всего здесь выступали не профессиональные актеры, а придворные и члены императорской семьи. На сцене ставили небольшие комедийные пьесы - водевили или показывали "живые картины", где участники представляли сцены литературных произведений.
Для детей в зале были установлены горка и качели.
Катальная горка «Парнас» сооружена справа от малой сцены.
Зал украшен трофеями царских охот, причем некоторые чучела животных и рога олений, помещенные на столбы-пилоны, снабжённые табличками с указанием места и времени отстрела, а также автора выстрела, сразившего животное.
За столом у окна бронзовая скульптура работы Н.И.Либериха «Лисинский медведь», убитого Александром II во время охоты рогатиной.
Из шкуры убитого медведя было сделано чучело, которое находилось в охотничьем дворце в Лисино, где медведь напал на императора.
Часть мемориальных экспонатов помещена в витрину.
Храм Святой Живоначальной Троицы - императорская домовая церковь в Гатчинском дворце
Храм Святой Живоначальной Троицы - императорская домовая церковь, расположенная в башне Кухонного каре Гатчинского дворца. Это самая первая культовая постройка Гатчины. Ее сооружение относится к 60-м годам XVIII века, на месте старой церкви, когда активно велось строительство Гатчинского замка для фаворита Екатерины II графу Григорию Орлову.
Храм Святой Живоначальной Троицы перестраивали дважды.
По велению Павла I в храме появилось царское место
Новый иконостас
Были расписаны стены и плафоны.
К работе над ним были привлечены итальянец Винченцо Бренна и автор Адмиралтейства Андриян Захаров.
По окончании работ в храм стали поступать дары Императорской фамилии.
12 октября 1799 года в церкви поместили святыни Мальтийского ордена - части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского.
В этот же день состоялось бракосочетание дочери Павла Великой княжны Елены Павловны. 19 октября было совершено бракосочетание Великой княжны Александры Павловны.
Вторая перестройка храма началась в 1844 году в годы царствования Николая I, и с той поры интерьер церкви практически не изменился. Интерьер был спроектирован зодчим Р.И. Кузьминым, который, работая над чертежами, обратился к архитектурному наследию итальянского Ренессанса. Ему удалось создать не имеющий аналогов в культовом зодчестве нарядный и светлый храм. Вдохновился Кузьмин куполом римского Пантеона, на основе которого он спроектировал купол храма - изящно претворив в жизнь свои самые смелые замыслы.
Сегодня просвет в куполе домовой церкви закрыт витражом, но изначально зодчий оставил просвет открытым. Его замысел состоял в том, чтобы, зайдя в храм и подняв голову, прихожане могли увидеть в просвете золотой крест на куполе — и с первых шагов ощутить себя в сакральном пространстве.
Витраж — Всевидящее око в окружении херувимов — появился уже в годы правления Николая I, большого ценителя витражного искусства.
Арочные проемы, декорированные лепниной, колонны искусственного мрамора, ажурная кованая решетка
Все эти элементы, словно наполняя объем молельного зала светом и воздухом, создают неповторимый образ императорской домовой церкви.
В ходе прошедшей реставрации специалисты воссоздали иконостас с живописным убранством и витражи, выполненные по старинной технологии. Главным открытием стали живописные изображения херувимов в кессонах купола - они считались утраченными в советский период. Один из них выделен золотой рамкой - именно ему реставраторы обязаны тем, что несколько лет назад смогли обнаружить купольную роспись, скрытую за толстыми слоями штукатурки. Обнаружить спрятавшиеся шедевры удалось благодаря чистой случайности — или чуду: ставя залы на сигнализацию и закрывая вечером храм, сотрудница внезапно услышала за своей спиной звук падающей на пол штукатурки. Обернувшись, она увидела не только упавшую штукатурку, но и лик херувима на потолке. Сохранились 94 из 120 ликов, исполненных в середине XIX века.
Этот храм особый, в этих стенах, расположенного в башне Кухонного каре Гатчинского дворца, молились все главы российского престола начиная с Екатерины Великой.
Вплоть до революции здесь совершались богослужения для членов императорской семьи, придворных, офицеров гвардии и именитых горожан.
В 1901 году в храме венчалась Великая княжна Ольга Александровна, дочь Императора Александра III.
Уникальность этого помещения состоит еще и в том, что в годы Великой Отечественной войны храм не погиб в пламени пожара, интерьеры домовой церкви практически не пострадали и сегодня можно увидеть подлинную декоративную отделку середины ХIХ века.
Однако из почти семисот икон практически ничего не осталось: сотни образов были утрачены в годы богоборчества, затем войны.
Сегодня в домовой церкви можно увидеть лишь четыре «родных» для нее образа. Это Спаситель, апостол Петр, Иоанн Предтеча и апостол Павел, которые находятся в алтарной части храма.
В советское время церковь была закрыта, а в ее помещении располагалась библиотека. Богослужения возобновились здесь в 2003 году по инициативе сотрудников музея.
В 2003 году в Гатчинском дворце зарегистрирована православная община.
После открытия храма в 2003 году первой туда внесли резную икону Ксении Петербуржской. Сегодня это один из самых почитаемых образов церкви, ради которого многие специально приезжают в Гатчину.
Планируется, что в Домовой церкви будут проходить богослужения, для этого будет открыт отдельный вход.
О ежедневных службах речи не идет, однако предполагается, что они будут регулярными. Здесь будут ждать и светскую публику, и верующих.
Восстановление храма Гатчинского дворца, в котором молились русские Императоры, имеет не только историческое, но и большое духовное значение
https://gatchinapalace.ru/
https://sinekvan.livejournal.com/
https://foto-planeta.com/photo/1006770.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_Гатчинский_дворец
***************************