[показать] Что случилось со звёздами русских балетов Дягилева после его смерти? - рассказывает Джин Вронская на семинаре лит-клуба в Лондоне
Писательница и журналистка Джин Вронская (племянница поэта Слуцкого) много работала в английской печати и на Би-би-си, редактировала русскую газету в Англии, выпустила справочник "Кто есть кто в России и бывшем СССР". Покойный муж Джин Вронской - Владимир Чугуев, поэт, журналист Би-би-си, последний секретарь А.Ф. Керенского.. Вот перечень секретов, которыми она - очевидица событий -поделилась на последних лит-клубах:
1.Конфликт в доме Романовых
2.Что случилось со звёздами русских балетов Дягилева после его смерти?
3.Секреты Владимира Набокова.
4.Зинаида Гипиус: кто она Мужчина или женщина?
Особая благодарность за стенограммы воспоминаний писательницы собществу журналистов APIAWORLD.
Иллюстрировать эту статью будут работы Леона Бакста , чей талант развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С. П. Дягилева". "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Имя Бакста, ведущего художника "Русских сезонов", гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров
Этот портрет кисти Валентина Серова 1904
Русский балет Дягилева или Ballets russes — балетная компания, основанная в 1911 году русским театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым. Выросшая из «Русских сезонов» 1909 года, функционировала на протяжении 20-ти сезонов до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании.
[423x640] Нежинский-"Петрушка"
В результате бурных гомосексуальных отношений с Вацлавом Нижинским и финансовыми проблемами «русских балетов» в возрасте 57 лет Дягилев неожиданно умер 19 августа 1929 года в Венеции
Последней его страстью было коллекцио- нирование редких русских книг. Ещё тело его не остыло на столе, как в комнате, где находился Серж Лифарь, его последняя звезда, и его секретарь Кохно начали драку кому что принадлежит из собственности Дягилева. Победил Лифарь. Самым ценным у Дягилева были костюмы, созданные Пикассо, которые даже в том году стоили огромные деньги
[показать]
[показать] .
Когда оборвалась жизнь Дягилева и «балеты», как кампания, по финансовым причинам развалились, Тамара Карсавина была прима-балериной Мариинского театра до 1918 года, партнёршей Нижинского и звездой «русских балетов» Дягилева с 1909 по 1929 год. Из советской России она уехала одной из первых, в 1918 году с английским мужем и в 1930 году он привёз её в Лондон, где она стала звездой балетной кампании Рамберт. Но она танцовала в Лондоне недолго, поскольку ей было 45 лет. Она стала консультировать, репетировать и преподавать. Тут оказался Михаил Фокин, крупный балетмейстер, который тоже, как все, из балетных деятелей был в эмиграции и она стала хореографом у Фокина. Карсавину избрали вице-президентом Королевской Академии Танца в Лондоне. На этой почётной должности она пробыла до 1955 года. Но за это деньги не платили. Потом умер её муж. Она жила в маленькой квартире на Knightsbridge, где я её навещала. Она оказалась в полной нищете, всеми забытая и почти слепая. Она скончалась 25 апреля 1978 года. Ей было 93 года
Красавина в балетах "Женские Причуды" 1920 и "Карнавал" 1910
[525x640] .
Другая звезда «балетов» Дягилева была Ольга Спесивцева
см. пост http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post125572228/.
Ольга Александровна Спесивцева была ученицей Михаила Фокина и танцовала в Мариинском театре в Петербурге с 1913 по 1924 год. В этом же году она выехала из советской России. В парижской опере она танцовала с 1924 по 1932 года и была единственной соперницей Анны Павловой. Она много раз танцовала в Лондоне, англичане были влюблены в неё, они называли её «Спесива», так как не могли произнести её фамилию
После ухода из парижской Оперы она танцовала по всему миру и в 1939 году попала в США, когда в сентябре в Европе началась вторая мировая война. Ей в это время было 44 года. Если в Европе её знали все, то в Америке, можно сказать, никто и в 1943 году от сознания одиночества и бедности у неё произошёл психический срыв. Её переводили из одного сумасшедшего дома в другой и в последнем «медицинском заведении», когда она пыталась рассказывать о своей балетной карьере, к ней применяли шоковую терапию, чтобы «не фантазировала». Кто-то из русских эмигрантов случайно узнал о ней и доложил Александре Львовне Толстой, младшей дочери Льва Николаевича, председательницы Фонда Льва Толстого. Её буквально вырвали из этого заведения и перевели через Фонд Толстого на ферму, где дочь Толстого строила дома и квартиры для русских эмигрантов, попавших в беду. Дочь Толстого сама скончалась в 1979 году, но Фонд по завещанию продолжал оперировать. Великая русская балерина Ольга Спесивцева умерла в сентябре 1991 году в возрасте 96 лет. Когда эта история всплыла в американской прессе – разразился скандал. Спесивцеву американцы прозвали «спящая балерина»
[500x700] .
Серж Лифарь. Я забегу немного вперёд. Лифарь умер в декабре 1986 года и похоронен на Пер Ляшез в Париже. Это кладбище – артистов и писателей, среди которых много известных имён. За год до его смерти на аукционе в Лондоне, кажется это был Сотсби, продали его коллекцию, где главными предметами были костюмы Пикассо для «русских балетов» Дягилева. Остальное были редчайшие русские книги. Если я не ошибаюсь, из Москвы прислали экспертов и кое-что купили
.
Цены были фантасти- ческие. Лифарь получил 1 миллион долларов.Лифарь страшно заботился о своей славе, объявил себя наследником Дягилева, перевёз тело Нижинского из Англии во Францию
для перезахоронения. Я встретилась с ним три раза – у него в квартире, он жил в дорогом дипломатическом районе в Париже, в ресторане, в Париже и в Венеции, где он был и я там была, мы там пили воду, есть с ним и на его деньги – мне не хотелось, я оттуда через Югославию ехала поездом в Афины. И вот в ресоране в театре он что-то выпил и язык у него развязался. Он выложил много чего, о чём потом ужасно жалел. Я знала, что он во время нацистской оккупации остался в Париже и немцы назначили его директром парижской Оперы, где ставили также и балеты, в которых он танцовал при жизни Дягилева. Нужно было, чтобы кто-то отвечал за театр, где было много ценностей и чтобы его не растащили немцы. Так что в том назначении не было ничего страшного. Страшное началось потом
[показать] .
Сергей Михайлович Лифарь родился в Киеве в апреле 1905 года. Он приехал в Монте Карло в 1921 году. Дягилев внимательно посмотрел на него, ему было 16 лет. Лифарь не был из балета, он был красив собой, у него было хорошее мускулистое тело и Дягилев приставил к нему сестру Нижинского, Брониславу Нижинскую, чтобы его тренировать. Бронислава Нижинская была продюсером балетов Дягилева., а потом, хореографом в парижской Опере. Вот так началась карьера Лифаря, танцовщика «русских балетов». В этот период Дягилев со скандалом расстался с Нижинским и на его место в качестве интимного друга поступил Лифарь
[500x699] .
Лифарь хвастался мне буквально такими словами: «Во время войны я был король. Кого угодно мог уволить, кого угодно мог назначить. В Париже я встречался со всей немецкой элитой. Три раза меня приглашал к себе Гитлер познакомиться со мной и я поехал в Берлин». От этих разговоров меня тошнило, но для журналиста, это был бесценный материал. В августе 1944 года американцы вошли в Париж. Это было освобождение. Французские коммунисты хотели его судить за «сотрудничество с врагом» – коллаборанство и объявили его розыск. Лифарь на некоторое время исчез. Но его нашли и был суд над ним. Он выкрутился, сказал, что ездил в Берлин, чтобы театр не разграбили, его признали невиновным, но из театра выбросили. Только в 1958 году – ему было 53 года – он вернулся в парижскую Оперу хореографом. Он до конца жизни собирал о себе «хорошие» статьи, как он выражался и посылал их в разные балетные организации.
[453x600]
[показать]
[300x370] .
[300x409]
[показать] .
[530x700]
Лео Бакст - "Эскиз костюма к балету "Карнавал" на музыку Шумана
[530x700]
Лео Бакст - "Эскиз костюма к балету "Карнавал " на музыку Шумана
[468x700]
Лео Бакст "Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина " Нарцисс" 1911
[399x598]
Лео Бакст. Эскиз костюма Иды Рубинштейн к балету "Саломея" - Танец семи покрывал
[384x700]
Эскиз костюма для Иды Рубинштейн
[509x700]
Афиша спектакля "Русских сезонов" с эскизом Лео Бакста с Вацлавом Нежинским
[561x640]
Михаил и Вера Фокины в балете " Шахерезада" 1914
[405x640]
"Михаил и Вера Фокины в балете "Карнавал"
[640x494]
Эскиз декорации Льва Бакста к балету "Синий бог" 1912
[409x640]
Вацлав Нижинский в партии Синего бога
[640x456]
Репетиция балета "Свадебка" на музыку Стравинского на крыше Оперы Монте-Карло, 1923
[410x640]
"Портрет Анны Павловой", 1924
[506x640]
Балет "Жар-птица" 1910
[367x640]
"Эскиз к балету " Клеопатра"
[640x381]
Макет декорации по эскизу Лео Бакста
[640x477]
Пабло Пикассо "Эскиз декорации к балету "Треуголка" , 1919
Т.Карсавина и В.Нижинский в балете "Призрак розы"
Тамара Карсавина в балете "Жизель" (с В. Нижинским)
фото отсюда http://costume-history.livejournal.c и www.museum.ru/
http://www.spbumag.nw.ru/2002/14/14.html/
а также «Люди» НАШЕГО НАСЛЕДИЯ
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Продолжение см. тут http://www.liveinternet.ru/users/milendia_solomarina/post262026339.