Туманность
09-02-2012 13:03
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Наверное туманность и абстрактность некоторых вопросов - это скорее вина современного языка (в котором многие слова и словосочетания исказили или вовсе потеряли не то чтобы первоначальное, но какое-либо значение, которое в итоге приходится искусственно возрождать или придумывать самому в случае необходимости анализа) и его носителей, чем собственно темы, но я думаю к данному случаю это не относится, с определением слов "смысл" и "жизнь" в принципе проблем не возникает. Однако не смотря на это незнание точных границ области обсуждаемого не перестает быть проблемой. Дело тут скорее всего в том, что зачастую мы поднимаем какой-либо вопрос не потому что он нам в конкретный момент эгзистенциально важен, а потому что мы знаем о его существовании. Так уж устроено наше мышление и обучение - мы задаем какие-то вопросы часто до того как знаем что они значат, а значение узнаем только получив ответ. С самого детства мы сначала копируем произносимые кем-то вопросы или фразы, а затем, увидев к чему они приводят, при помощи дедуктивного мышления понимаем "устройство" копируемых словесных конструктов и уже можем оперировать ими сознательно, упуская при этом как правило момент естественного возникновения какого-либо вопроса, что нормально, ибо в противном случае ни о каком развитии человечества не могло бы быть и речи. Правда в случаях с такими вопросами как данный, как показывает практика, более менее одинаковой реакции вряд ли есть смысл ожидать - отсюда и кунфузия с определенностью, которой мы и располагаем. Поэтому в данной ситуации имеет смысл поробовать теоретически просимулировать возможные ситуации, когда вопрос о смысле существования появляется в качестве реального эгзистенциального беспокойства, а не как ничего не значащие колебания воздуха. Итак.
Одна из ситуаций, во время которых встает вопрос о смысле бытия - переживание ситуации свободы, особенно как свободы выбора. Понимание того, что твой следующий поступок несет в себе свойство определяющее тебя, как Тебя (а таким свойством может обладать лишь поступок осознанно выбранный, а не неизбежный), взваливает на плечи ношу ответственности за то, что он будет верным в качестве одного из шагов к достижению какой-то Цели, которая является по сути индивидуальным развитием. Проще говоря, это ответственность за то, что в итоге ты будешь отвечать намеченной тебе индивидуальности, и в этом смысле (простите за тавтологию) за твое дальнейшее нполненное смыслом существование. Словом, ситуация свободы, требующая осмысленного выбора, естественно рождает вопрос о том, наполнен ли твой выбор (какой бы он ни был) смыслом, в каком выборе смысле больше и, следовательно - в чем смысл твоей жизни, который ты осуществляешь и этим конкретным выбором, которым обязан этому смыслу соответствовать. Люди, перед которыми не встает вопрос о выборе дальнейших действий либо живут в условиях рабства (и вопрос о смысле жизни не возникает ввиду ее полной предопределенности силами от них независящими), либо настолько точно покрыли своими внутренними этическими рамками свою свободу, что полностью уверены в каждом последующем шаге (и вопроса о смысле жизни не возникает ввиду ее полной предопределенности исклиучительно ими самими)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote