Вообще-то я больше люблю комедии, либо эдакие вдумчивые психологические драмы. Но от нормального добротного драматического фильма до фильма, посредством которого у тебя подспудно хотят вызвать чувство омерзения ― порой всего один шаг. Один и тот же сюжет можно преподать по-разному. Всё зависит от идеи, которую воплощает на экране режиссёр, чего он добивается ― достаточно ли ему, чтобы вы содрогнулись от увиденного, получили пищу для минорных размышлений; или же ему этого мало, и его конечная цель ― довести вас до рвотных позывов. Уверен, у каждого в памяти отложились такие фильмы, где эту грань режиссёр переступил, и которые пересматривать повторно вам уже не очень-то хочется. Речь сейчас не о банальных ужастиках и разном фуфле, замешанном на блуждающих зомби, фредди крюгерах и бензопилах. Речь о реальных страшных фильмах. Я расскажу вам о своей десятке Самых-Самых, а вы, если будет желание, добавьте к этому списку то, что вспомните и что упустил я. Безусловно, фильмы подобного жанра имеют право на существование. Бывают моменты, когда «надо» пощекотать нервы, щёлкнуть по носу собственной психике ― но перебарщивать с таким специфическим кинопродуктом, на мой взгляд, пагубно. И, главное, детей к просмотру таких фильмов допускать крайне нежелательно. Итак:
10 место. «Семь» (Seven), 1995, реж. Дэвид Финчер. Детектив Сомерсет много чего повидал, и до пенсии остается всего несколько дней, когда ему и его напарнику Миллзу достается страшное дело серийного убийцы, называющего каждый свой "шедевр" одним из семи смертных грехов… В общем-то, классика жанра на тему «поймай серийного убийцу». В одном ряду с этим фильмом поставил бы ещё, пожалуй, «Молчание ягнят» (The Silence of the Lambs), 1991 и менее известный «Воскрешение» (Resurrection), 1999 с Кристофером Ламбертом в главной роли.
9 место. «Лабиринт Фавна» (El Laberinto del Fauno), 2006, реж. Гильермо дель Торо. Испания, 1944 год. Группа повстанцев сражается с фашистами в горных лесах северной Наварры. Офелия — 10-летняя одинокая и мечтательная девочка — переезжает со своей беременной матерью Кармен в военный лагерь отчима капитана Видаля. Видаль — высокомерный и жестокий офицер армии Франко, который должен очистить район от повстанцев любой ценой. Офелия, увлеченная волшебными сказками, обнаруживает старинный заброшенный лабиринт неподалеку от дома… Фильм удивительный. Этакий гибрид красивой детской сказки с довольно «не-детской» жестокой военной драмой. Насколько знаю, неформально считается, что это вторая часть задуманной трилогии о гражданской войне в Испании, начатой фильмом «Хребет дьявола» (El Espinazo del Diablo), 2001, который тоже весьма интересен и ничуть не меньше щекочет нервы.
8 место. «Монстро» (Cloverfield), 2008, реж. Мэтт Ривс. Зрелищная история о вторжении в город динозавроподобного чудовища, снятое в документальном жанре. Фильм построен по мотивам реалити-шоу, вперемешку с любительскими кадрами одного «видеоманьяка», снимающего происходящее. Он смотрит на происходящее вокруг, через объектив видеокамеры, так же видит и мегатварей, крушащих город. А вокруг него – хаос, гарь, пыль, обломки, предсмертные крики и судороги. Он будет снимать, пока жив… По-настоящему страшным этот фильм делает именно эта стилистическая находка ― будто бы всё снимается непосредственным участником событий на камеру. Помните «Ведьма из Блэр» (The Blair Witch Project), 1999? Очень похоже по общей атмосфере.
6 место. «Груз 200», 2007, реж. Алексей Балабанов. СССР. 1984 год. Финал советской эпохи. Провинция. После дискотеки пропадает дочь секретаря райкома партии. Свидетелей нет. Виновные не обнаружены. В этот же вечер в доме на окраине города происходит жестокое убийство… Наша отечественная чернушка. Было ли такое на самом деле или нет ― бабка надвое сказала. Но даже если допустить, что всё-таки было ― уже как-то не по себе.
5 место. «Генри: портрет серийного убийцы» (Henry: Portrait of a Serial Killer), 1986, реж. Джон МакНотон. Подлинная история Генри Ли Лукаса, выходца из Техаса, признавшегося в массовых убийствах и нашедшего себе партнера в лице слабоумного зэка-извращенца Отиса. Генри выбирал себе жертвы из окон своего зеленого «Шевроле», расширяя способы убийства: ножом, огнестрельным оружием, веревкой и голыми руками. Как и многие последующие фильмы независимых студий в жанре «horror» картина начисто лишена такого излишества, как положительные герои… Смотрел этот фильм в отрочестве. Впервые, помню, столкнулся с таким реализмом в кино. Жутковатый.
4 место. «Чистилище», 1997, реж. Александр Невзоров. В центре сюжета этой кровавой военной драмы ― бои за больничный комплекс в Грозном, занятый российскими солдатами во главе с раненым полковником, потерявшим глаз. Между ним и командиром подразделения армии Ичкерии ведется диалог в эфире. Все экранное время занимают интенсивные боевые действия, снятые в полудокументальной, натуралистической манере… Этот фильм, кстати говоря, запретили показывать по телевизору сразу после его премьеры. О чём-то это говорит, не правда ли? Фильм без преувеличений страшный. Рассказывает о чёрных страницах новейшей истории России. Даже ТВ-клоуны Нагиев и Рост не смогли испортить его своим участием.
3 место. «Необратимость» (Irreversible), 2002, реж. Гаспар Ноэ. Поссорившись со своим бывшим мужем Маркусом, Алекс ушла с вечеринки и отправилась домой. Но так и не попала туда. В пустом подземном переходе ее жестоко изнасиловали в самых извращенных формах. Маркус и нынешний любовник Алекс Пьер ― решают покарать насильника собственными руками… Фильм-шок, по другому не скажешь. Чего стоит сцена изнасилования, длящаяся минут 10 как минимум. Реально давит на психику.
2 место. «Антихрист» (Antichrist), 2009, реж. Ларс фон Триер. Главные герои — пара, оплакивающая смерть ребенка. В поисках успокоения они переезжают в дом, стоящий далеко от жилья в лесу. С этого момента в их жизни начинают происходить кошмарные, пугающие события… Если предыдущий фильм я охарактеризовал как фильм-шок, то этот можно по праву назвать ― фильм-истерика. Режиссёр решил нагнать на зрителя животного страха, не особо стесняясь в выборе средств. Отвращение вызовет даже у опытных поклонников страшного кино.
1 место. «Мученицы» (Martyrs), 2008, реж. Паскаль Ложье. Франция, начало 70-х. Люси, маленькая девочка, почти год считавшаяся пропавшей без вести, обнаружена бредущей по проселочной дороге. Ребенок в состоянии глубокого шока и не может рассказать о случившемся. Полиция быстро находит место ее заточения — заброшенную скотобойню. Но все говорит о том, что девочка никогда не покидала своей тюрьмы. На грязном, исхудавшем, обезвоженном теле ребенка нет никаких следов сексуального насилия: это не было преступление, совершенное педофилом, но что-то гораздо более странное. Что случилось в этом месте?.. Если сравнивать между собой все три фильма, вошедшие в призовую тройку, то наверное «Необратимость» и «Антихрист» в бо`льшей степени мерзкие, чем «Мученицы». Но как бы там ни было ― отдаю первое место «Мученицам», за более глубокий смысл. Фильм пугает в первую очередь не жестокостью сцен, а циничностью самой идеи, к которой всё сводится. Не для слабонервных.
Р.S. Хит-парады посвящённые другим жанрам: