• Авторизация


Русский язык – ксенофоб 22-07-2009 23:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[332x500]

Вообще-то, рубрика «Русский язык» в моем дневнике была введена изначально для своеобразных игр с друзьями и ПЧ, где предлагалось расставить знаки препинания во взятых с потолка фразах. Но на сей раз я отклонюсь от правил и банально перепечатаю в пост отрывок из книги доктора филологических наук Татьяны Мироновой. Очень познавательно – поэтому и не смог удержаться. Думаю, многим будет интересно.

     Словом ксенофобия стращают тех, кто недоволен нашествием инородцев на нашу землю. Словно припечатывают позорным клеймом, вменяя им уголовную 282-ю статью – возбуждение межнациональной розни. Подобная статья есть только в российском законодательстве, другие европейские государства не позволяют себе политических преследований из соображений демократических. А у нас изобретено пугало, причем только для русских, именно русским пытаются заткнуть рот Уголовным кодексом, стращают тюрьмой, принудительной работой, штрафами, чтобы в короткие сроки умалить натиском пришельцев наше национальное преобладание  в России. И многие русские поддаются страху быть обвиненными в ксенофобии.
     Что же такого страшного в этом понятии? Ксенофобия – это же самый обычный, естественный для каждого народа страх – неприятие чужого, отторжение чужого, чтобы не утратить свою собственную самобытность. И почему, скажите на милость, мы обязаны любить чужие народы? В народах, по меткому замечанию великого русского философа Хомякова, как и в людях, есть страсти, и страсти не совсем благородные. Еще раньше, чем философы и историки, неблагородные страсти чужих народов подметил наш русский язык и навек запечатлел в себе неприятие чужаков. Русский язык за всю историю нашего народа и государства накопил в себе множество ксенофобских слов и выражений. В лингвистике их называют ксенонимы. На основе наименований других народов русские творили слова с обобщенным представлением об этих народах. Как правило, с негативной оценкой чужаков, образное обозначение внешних врагов на протяжении всей истории. На основании ксенофобных характеристик лингвисты выяснили, кто из народов мира вредил русским больше всего. Оказалось – татары, тут и чертополох, зовущийся в говорах татарник, чирьи и нарывы, именуемые барин-татарин. Вспомним и меткое русское выражение о больной голове – татары в башке молотят. Не жалует русский язык и немцев. О язвах на коже в Сибири говорят – немцы сели, тараканов в России прозывают прусаками, швабами и немцами. Саранчу именуют шведами. Так отложилось в памяти русского потомства, как татары, немцы, шведы, подобно полчищам насекомых, вторгались на наши земли, уничтожая все на своем пути. Осталась в языке ксенофобская память и о поляках. От имени мазовецких поляков пошло русское прозвище мазурик, то есть вор, пройдоха. Помнит русский язык французское нашествие. С тех пор завелось в русском языке слово шаромыжник, от французского cher ami – дорогой друг, так голодные французы, скитаясь по холодной России в 1812 году, просили чего поесть. С тех пор это слово означает – шатун и плут.
     Русские имеют древнюю привычку хранить имена своих исторических врагов в кличках домашних животных, психологически точно выверенный путь преодоления страха перед врагами. Если именем врага назвать кота или собаку, то враг перестанет быть страшным. И впрямь кошачье прозвище Мурзик напоминает нам о том, что этих хитрых, умных, ловких животных наши предки метко сравнивали с Мурзой, татарским князем, вековым поработителем русского народа. Или вот в Сибири широко распространена собачья кличка Кучум, разумеется, в честь сибирского хана, побежденного Ермаком Тимофеевичем. Собак черной масти, причем исключительно дворовых, в России непременно кличут Цыган. А теперь прикиньте, сколько бродит по России рыжих котов по кличке Чубайс. Наш язык и по сей день исправно выполняет свою традиционную обязанность – сохранять в народной памяти имена врагов нации.
     Татары, шведы, поляки, немцы – с ними все ясно – внешние враги и постоянные приграничные соперники. Но вот интересно, почему два народа, никогда не ходившие против русских открытой войной, удостоились в русском языке наибольшего количества ксенофобских наименований. Эти два народа – цыгане и евреи. Их именами называют в русском языке вещи, которые похожи на настоящие, но только внешне. Разбавленную самопальную водку называют цыганское молоко, козу кличут жидовской коровой, луну – цыганским солнцем, мелкий кроткий дождик, как ни на что не годный, прозван у нас жидовским дождем, сильный мороз – цыганским жаром. Жидками русские зовут кусачих насекомых и домашних муравьев, жидами зовут воробьев, которые тучей налетают откуда не возьмись и сильно вредят крестьянским посевам. Цыганской рыбой прозвали головастиков, вроде и рыба, а не настоящая, жидолкой зовут мелкую рыбешку гольца, не годящуюся в пищу. Интересно, что этническим названием евреев метят опасные ядовитые растения, физалис, к примеру, зовут вишня жидовская. В Малороссии жидками именуют поганки, гриб-дождевик русские называют цыганский табак. Цыганское золото, еврейское золото – всякий поддельный под золото металл. Немалый перечень прилипчивых заразных болезней удостоены той же этнической меты: лишай – жид-жидовин, сибирская язва – жидовка, озноб – цыганский пот.
     Что же хотели передать своим потомкам наши предки, закладывая свой жизненный опыт в самую надежную, самую верную, самую крепкую память – язык? Предупреждение, пока не обрели собственного опыта общения с другими народами, быть всегда настороже с опасными для нас, русских, племенами, совет сторониться их. Приведу свидетельство лингвиста Березовича, специально изучавшего проблему лингвистической ксеномотивации и опубликовавшего результаты своих исследований в журнале «Вопросы языкознания»: «Предсказуем тот факт, что лидерами по количеству вторичных номинаций, по накалу экспрессии в лексике восточнославянских языков, а также целого ряда других европейских языков будут цыган и еврей, обозначения этносов, которые на протяжении многих веков являются чужими среди своих для восточных славян». Я намеренно цитирую научный журнал и в нем научную статью, откуда взяты примеры, цитирую для того, чтобы меня не обвинили все в той же пресловутой ксенофобии. В цитируемой мною научной статье из журнала «Вопросы языкознания» читаем, что не только русские, украинцы и белорусы жалуют евреев и цыган таким неприветливым образом. Другие народы Европы сохранили для своих потомков те же предупреждения. Англичане, например, имеют ксенонимы для своих вековых врагов – шотландцев, ирландцев, голландцев, а также для цыган и евреев. Немцы нарекли ксенонимами поляков, чехов, русских и опять-таки цыган и евреев. Поляки и чехи наградили ксенонимами немцев, чехов, шведов и опять же евреев, цыган. Научный факт, как против него попрешь, однако к немцам, полякам и англичанам у евреев претензий нет, они есть только к русскому народу. Причем вот парадокс: цыгане не заставляют русских отказываться от наших представлений о них и не волокут нас в суд, чтобы заставить изъясняться к ним в любви, и только евреи пытаются принудить нас к тому, причем под угрозой уголовной ответственности…

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
-Snickers- 23-07-2009-00:11 удалить
Здравствуй дорогой друг! Я почти уверен, что ты не удивлен :)) И так комментарий: понятен принцип появления этих слов... и без этого умного ученого... мне не понятно оправдание... проще всего сказать, что "быдло" - нынче здорово!... зачем напрягаться... :)
Lamantin777 23-07-2009-00:41 удалить
-Snickers-, привет, дружище) я знал, что тебе пост понравится)) а термин "быдло" - вообще ключевой в твоих комментах к моим постам)) Это меня прям умиляет)) Скоро сменю ник на "Быдло777" ))
-Snickers- 23-07-2009-00:48 удалить
Lamantin777, не знаю, мне почему то кажется, что ты эти статьи ты пишешь для провокации, на самом деле ты думаешь ровно наоборот... или возможно мне так хочется думать...
Lamantin777 23-07-2009-01:03 удалить
-Snickers-, для провокации? ой, да не смеши меня))) в ли.рушном дневнике, который читают три с половиной человека, из них большинство - школьного возраста, - замысливать какие-то провокации попросту глупо. На самом деле, мне всего-навсего интересно вставлять в посты отрывки из книг, которые малодоступны в свободной продаже и поэтому я знаю, что до меня этого не писал здесь никто, вот и всё. Ты любишь делиться впечатлениями после бурных вечеринок, а я - после прочитанных книг. Это моя прихоть и отдушина, можно так сказать.
-Snickers- 23-07-2009-01:05 удалить
Lamantin777, это понятно... только мне не совсем понятно.. разделяешь ли ты точку зрения с автором? или все же это как эксперимент?
slavapww 23-07-2009-01:17 удалить
во. блин...чё деется...кто знал. кто знал...
Lamantin777 23-07-2009-01:23 удалить
-Snickers-, я не могу однозначно сказать "да" или "нет", потому что после этого ты прицепишься к какой-то выхваченной из контекста фразе и повернешь всё с ног на голову)) В целом - что язык народа накапливает через пословицы, поговорки, крылатые словосочетания и названия тех или иных предметов или событий - отношение данного народа к другим народам и образно отражает тем самым какие-то вехи в своей истории - с этим, да, согласен. По-моему, это вполне убедительно доказано, если внимательно читать))
hildewolf 23-07-2009-01:24 удалить
мда...эк Вас занесло, батенька...что ж Вы всех-то под одну гребёнку школьного возраста стрижёте))) тут и постарше контингент имеется, да и на внимание Вам грех жаловаться! так что, пишите, пишите, а мы читать будем)))
Lamantin777 23-07-2009-01:30 удалить
hildewolf, дорогая, просто Сник - товарищ из Израиля и я опасаюсь, что он меня в разжигании межнациональной розни обвинит))) вот я и скостил тебе этак с десяток годков, чтоб запудрить ему мозги))) Ну ничего, не расстраивайся - снова подрастёшь, ешь каши побольше))) slavapww, и не говори...))
hildewolf 23-07-2009-02:05 удалить
о, десяток годков?! сочту за комплимент, любезнейший друг)))) только...можно, я не буду есть эту противную кашу?
Dalana 23-07-2009-12:58 удалить
Ааа! Кучум!!! Калины нет, она бы порадовалась. Я ей скажу, а то вдруг она не в курсе! А вообще статья неплохая. Мне эта тема очень интересна. Имеется в виду не ксенофобия и другие народы (хотя тоже цепляет многое!), а происхождение слов в русском языке, история и глубинный смысл поговорок и тому подобное. Спасибо!
-Snickers- 23-07-2009-17:46 удалить
Исходное сообщение Lamantin777 hildewolf , дорогая, просто Сник - товарищ из Израиля и я опасаюсь, что он меня в разжигании межнациональной розни обвинит))) вот я и скостил тебе этак с десяток годков, чтоб запудрить ему мозги)))
и правильно боишься :)) скоро постучаться в твою дверь! сдам как стеклотару!!! :)) Вообще то вопрос был не в этом. считаешь ли ты, что ксенофобные оскорбляющие высказывания уместны? что в этом нет ничего плохого и так и должно быть? как это следуют из этой статьи.
Lamantin777 23-07-2009-21:25 удалить
hildewolf, hildewolf, "Иногда лучше жевать, чем говорить", как гласит мудрость))) Так что - ешь, и не спорь! ))) Dalana, да, да, что-то такое припоминаю))) Это её собаку так зовут, верно?))) Видишь как бывает.. забавно) -Snickers-, )))) Если они уже потеряли острую оскорбительную окраску и стали частью "фольклора" - то да, уместны! Большинство высказываний, приведенных в статье - уже фактически вышли из употребления и представляют собой, в основном, интерес для лингвистов и языковедов. Сам посуди. Мне, например, очень нравится слово "шаромыжник" и я его частенько употребляю в обыденной жизни. Но мне и в голову не приходит, что я французскую нацию оскорбляю при этом))))))


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Русский язык – ксенофоб | Lamantin777 - Дневник Lamantin777 | Лента друзей Lamantin777 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»