История.
Самый первый бронеавтомобиль именно незаметного снаружи бронирования был, насколько известно, изготовлен в США по заказу не президента, не бизнесмена и вообще не почитаемого в обществе человека. Его сделали по заказу гангстера Аль Капоне! Машина была сделана на базе Саdillас, образца 1928 года (модель 341) и имела, помимо всего хорошего от Саdillас и брони толщиной 1/4 дюйма, еще и устройство для постановки дымовой завесы (на случай, если придется отрываться от погони). А если бы это не помогло, то в полу имелся люк, через который на дорогу можно было сбросить специальные шипы и гвозди. Следующее средство защиты - 3-дюймовые бойницы в бронестеклах задних дверей и опускаемое заднее окно для применения имеющегося арсенала. Через пару лет по заказу Аль Капоне был изготовлен еще один бронированный Саdillас - на этот раз 16-цилиндровый. Многоцилиндровая модель Саdillас дебютировала в 1930 году и являлась по тем временам самой престижной не только в Америке, но и во всем мире. Оба этих автомобиля, между прочим, сохранились до наших дней - они экспонируются в музеях США и Канады. Затем эстафету перехватили люди, по долгу службы обязанные бороться с гангстерами, - полицейские, а вслед за ними потянулись и «сильные мира сего»: президенты, императоры... В частности, свой первый бронированный автомобиль немецкая фирма Daimler-Benz сделала для императора Японии Хирохито на базе самой дорогой и самой престижной среди машин марки Mercedes-Benz модели 770 К. Это авто имело накапотную эмблему в виде хризантемы вместо трехлучевой мерседесовской звездочки. Позднее подобные машины появились практически у всех вождей и правителей, да еще и в нескольких экземплярах. И уже тогда, на заре бронирования, стали возникать первые конфликты между бронировщиками и службами охраны Уважаемых персон, да и с ними самими тоже. Многие пожелания и капризы вождей шли вразрез с пониманием безопасности для данного типа автомобилей. Бронировщики оказывались поставленными перед нелегким выбором: угодить Самому или сделать так, как хочет его служба безопасности, причем хочет вполне обоснованно и резонно. Иногда машины оказывались результатом компромисса между этими двумя подходами.
2. Очень трудно заранее предугадать, какие модели будут выпущены в следующем году заводами-производителями, какие из них будут пользоваться спросом у российских покупателей. А как заранее сертифицировать бронированный автомобиль при всем нынешнем многообразии выбора моторов, кузовов, длины базы и т. д.? Ведь даже при одинаковом внешнем виде бронеавтомобили оказываются весьма различными по уровню защиты и оборудованию. Здесь очевидно несовершенство существующей и действующей в настоящий момент системы сертификации. Она подразумевает получение отдельного сертификата на каждый вариант. А вариантов - десятки! И количество вариантов диктует их покупатель. Известно немало случаев, когда покупателю не понравились в интерьере салона самые необходимые на сегодня вещи: ремни и подушки безопасности, различное дополнительное оборудование, изготовленное и установленное в соответствии с требованиями о пассивной безопасности. Это и системы пожаротушения и дистанционного запуска двигателя, и вставки в колеса для безопасного движения на пробитых покрышках, и сканеры взрывных устройств, установленных на машине либо под ней, и многое другое. И наоборот: иногда покупатель может пожелать установить сиденья без ремней безопасности, зато с системой массажа и особенными подлокотниками; тонировать пулестойкие стекла до такой степени, что управление автомобилем на дорогах общего пользования становится просто небезопасным. Как с этим бороться, не задевая амбиций покупателя? Необходимо, чтобы все аргументы были доступны его пониманию. Надеемся на помощь соответствующих ГОСТов и ОСТов: ведь они создаются не только для усложнения жизни производителям специальных автомобилей, главная их идея - борьба за жизнь и безопасность покупателя. Какие же машины пользуются популярностью? Конечно, на первых местах - роскошные легковые автомобили известнейших производителей. Затем идут те же бронеавтомобили, но с удлинением кузова для более комфортабельного размещения пассажиров и оборудования внутри. По оснащению они имеют все, что и их небронированные собратья. По виду почти не отличаются. Далее - полноприводные рамные внедорожники для уверенного передвижения по загородным трассам (и не только летом), для дальних поездок по российским просторам. Что можно сделать. на базе паркетного внедорожника? Защиту от револьвера, защиту чуть выше; но ведь чем выше защита, тем меньшего вы вправе ожидать от этой машины в смысле ходовых параметров. Почему? Потому что любой внедорожник, паркетный джип, имеющий прекрасные скоростные характеристики, после бронирования может стать тупым и неповоротливым из-за превышения веса брони над его техническими возможностями. На базе рамного большого джипа типа Сhevrolet Suburban или GМС Yukon XL Denali можно делать практически что угодно. Снаружи бронеавтомобиль выглядит как обычный джип. Но внутри он может быть семиместным или девятиместным с тремя рядами сидений, причем второй ряд будут занимать раздельные комфортабельные сиденья. И наконец, возможен роскошный вариант с лимузинной перегородкой за передними сиденьями, на освободившемся пространстве - два замечательных индивидуальных сиденья с подогревом, регулировками, подлокотниками... Остальное пространство салона отдано под телевизионное и аудио-оборудование, системы радиосвязи. Отделка выполняется из натуральной кожи и дерева... Не забыта и защита. Обычные для Европы уровни В4+ и В6 не имеют особой популярности в России. Почему? Ответ прост: употребляемый в некоторых стандартах уровень В4+ соответствует пуле ПС-43 (т. е. образца 1943 года) - весьма редко встречающейся на российской земле, поскольку выпуск ее прекращен более 13 лет назад. Следующий уровень по популярности - В6: зашита от боеприпаса 7,62х51мм НАТО М80 с пулей свинцовой оболочечной. Наверное, не так уж много киллеров с винтовкой НАТО скрывается в придорожных кустах. Проще сравнить с винтовкой СВД, чья пуля ЛПС мощнее натовского оружия. А от пуль, применяемых повседневно на российских необъятных просторах, В6 не способен гарантированно защитить: ни от боеприпаса 5,45 х 39 7Н10 с пулей ПП к АК-74, ни от боеприпаса 7,62 х 39 57-Н-231 с пулей ТУС к АКМ. Совет покупающим бронеавтомобили: евростандарты, может быть, и хороши для стран еврозоны, а для ваших местностей и ваших условий нужна защита от наиболее часто применяемых у вас боеприпасов. Проверяйте не только названия уровней (европейских или иных), но и то, какого типа боеприпасы и пули в эти уровни включены. Если указан уровень В6, это не всегда означает, что все предыдущие уровни тоже им охвачены. Для определенных типов брони боеприпасы уровня В5 более опасны, чем В6, - из-за высочайшей скорости вылета пули на М16. Проще и надежнее отстрелять образец теми пулями, что используются в нашем регионе. а не в Европе или США. как указано в некоторых рекламах. И не нужно думать, что «у них» применяемое оружие лучше нашего. Скорее всего, «они» просто не знают, что используется у нас сегодня