Самолеты и вертолеты
Самолёт (аэроплан) — летательный аппарат, весит больше воздуха, предназначен для полётов в атмосфере при помощи двигателя и неподвижных крыльев (крыла). Самолёт способен перемещаться с высокой скоростью, используя подъёмную силу крыла для поддержания себя в воздухе. Неподвижное крыло отличает самолёт от махолёта, а наличие двигателя — от планера.
Ещё в девятнадцатом веке предпринимались первые попытки построить самолёт, в частности, самолёт был построен русским инженером Можайским. Однако ни одна из этих конструкций не смогла подняться в воздух. Причинами этого служили: слишком высокая масса и неприспособленность тогдашних двигателей (паровых машин) к условиям авиации, отсутствие теории полёта, в связи с чем самолёты строились «наобум», отсутствие инженерного опыта у многих пионеров авиации.
Первым самолётом, который смог самостоятельно оторваться от земли и совершить горизонтальный полёт, стал «Флайер», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903-го года. «Флайер» продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров. Детище Райтов было официально признано первым в мире аппаратом тяжелее воздуха, который совершил пилотируемый полет с использованием двигателя.
В России практическое развитие авиации задержалось из-за ориентации правительства на создание воздухоплавательных летательных аппаратов. Основываясь на примере Германии, русское военное руководство делало ставку на развитие дирижаблей и аэростатов для армии и не оценило своевременно потенциальные возможности нового изобретения — самолёта.
В 1909 году русское правительство наконец проявило интерес к самолётам. Было решено отклонить предложение братьев Райт о покупке их изобретения и строить самолёты своими силами. Конструировать самолёты поручили офицерам-воздухоплавателям М. А. Агапову, Б. В. Голубеву, Б. Ф. Гебауеру и А. И. Шабскому. Решили строить трёхместные самолёты различных типов, чтобы потом выбрать наиболее удачный. Никто из проектировщиков не только не летал на самолётах, но даже не видел их в натуре. Поэтому не приходится удивляться, что самолёты терпели аварию ещё во время пробежек по земле.
Первые успехи русской авиации датируются 1910 г. 4 июня профессор Киевского политехнического института князь Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции.
16 июня молодой киевский авиаконструктор Игорь Сикорский впервые поднял свой самолёт в воздух, а ещё через три дня состоялся полет самолёта инженера Якова Гаккеля необычной для того времени схемы биплан с фюзеляжем (бимоноплан).
Классификация самолётов
Классификация самолётов может быть дана по различным признакам - по назначению, по конструктивным признакам, по типу двигателей, по летно-техническим параметрам и т.д.
По назначению
Военные:
истребители
истребители-бомбардировщики
фронтовые бомбардировщики
ракетоносцы
штурмовики
разведчики
корректировщики
многоцелевые и специальные
транспортные
десантные
топливозаправщики
воздушный авианосец
Гражданские:
пассажирские — перевозка пассажиров
транспортные — транспортировка грузов
почтовые — доставка почты
сельскохозяйственные — обработка сельскохозяйственных угодий
учебно-тренировочные — обучение лётного состава
спортивные — занятия авиационным спортом
специальные:
экспериментальные — проведение лётных экспериментов
санитарные — оказание срочной медицинской помощи
геологоразведочные — воздушная разведка недр
пожарные — для тушения в основном лесных пожаров
и др.
По взлётной массе
1-го класса (75 т и более)
2-го класса (от 30 до 75 т)
3-го класса (от 10 до 30 т)
4-го класса (до 10 т)
легкомоторные
сверхлегкие ( до 495 кг)
Класс самолёта связан с классом аэродрома, способного принять самолёт данного типа.
По типу и числу двигателей
Звездообразный двигатель в разрезе
Компрессор турбореактивного двигателя (TРД)
По типу двигателей:
поршневые (ПД)
турбовинтовые (ТВД)
турбореактивные(TРД)
По числу двигателей:
однодвигательные
двухдвигательные
трёхдвигательные
четырёхдвигательные.
шестидвигательные
восьмидвигательные
По компоновочной схеме
Классификация по данному признаку является наиболее многовариантной. Предлагается часть основных вариантов:
По расположению крыла:
высокопланы
среднепланы
низкопланы
По числу крыльев:
монопланы
полуторопланы
бипланы
трипланы (в настоящее время эта схема не применяется)
По расположению хвостового оперения:
нормальной схемы (оперение сзади)
летающее крыло (бесхвостка)
типа «утка» (оперение спереди);
По типу и размерам фюзеляжа:
однофюзеляжные (узко- и широкофюзеляжные);
двухбалочной схемы («рама»);
бесфюзеляжные («летающее крыло»).
Двухпалубный самолет
По скорости полёта
дозвуковые
сверхзвуковые
гиперзвуковые
По роду посадочных органов
сухопутные
корабельные
гидросамолёты
летающая подлодка
По типу взлёта и посадки
вертикального
короткого
обычного взлёта и посадки
По роду источников тяги
винтовые
реактивные
По надёжности
экспериментальные
опытные
серийные
По способу управления
пилотируемые лётчиком
автоматизированные беспилотные