Лизинг строительной техники
Основные характеристики лизинга строительной техники в РФ.
Сегодня строительный комплекс в РФ находится в стадии динамичного роста. В первую очередь это обусловлено стабильной и благоприятной для реальных инвестиций экономической ситуацией в нашей стране, а также увеличением капиталовложений в строительство столичных городов и регионов. Растущий строительный комплекс обеспечивает дополнительный спрос на основные средства производства, в частности, на услуги финансовой аренды (лизинга) строительной техники.
В течении 2004-2006 гг., доля приобретаемых строительными компаниями через лизинг основных средств производства составляла 5-9% всего российского лизинга. Из года в год исследователи российского лизингового рынка внутри этого сегмента выделяют "лизинг дорожно-строительной техники" и "лизинг прочей строительной техники". Удельные веса дорожно-строительной техники сопоставимы с долями прочей строительной техники и, несколько изменяются от года к году. Например, по данным РА "Эксперт", в 2004-2006 гг. доля прочей строительной техники стабильно составляла 3-3,5% от всего российского лизинга, а доля дорожно-строительной техники снизилась с примерно 4% в 2004 г. до примерно 2% в 2005 г., но выросла до, 5-6% в 2006 г.
На первый взгляд приведенные цифры свидетельствую о более-менее благополучном развитии лизинга основных средств в индустрии строительства. Однако, относительно совокупного роста всех российских объемов строительных работ в течении последних лет, доля лизинга строительной техники оказывается невысокой. Такое положение дел в некоторой мере объяснимо тем, что еще несколько лет назад на рынке аренды строительной техники доминирующее положение имели управляющие структуры индустрии строительства, в частности - управления строймеханизации. Но с развитием рыночных отношений в этот сегмент арендных отношений пришли: сначала кэптивные фирмы, являющиеся структурными подразделениями холдингов, занимающихся производством и дистрибуцией строительного оборудования, а затем и универсальные, независимые лизингодатели.
Обобщенно, рыночные условия лизинга строительной техники, не выделяются чем-то особенным по сравнению со среднестатистическими характеристиками лизинга в РФ. Величина авансов, уплачиваемых арендаторами по лизинговым соглашениям колеблется от 5 до 30 %. Маржа (наценка) лизинговой компании относительно стоимости покупки того же имущества в кредит составляет от 2 до 10 % в год. Сроки лизинговых соглашений определяются исходя из законодательно установленных норм амортизации техники. Лизинг продолжается от 2,5 до 5 лет и, в условиях больших объемов рентабельного строительства, этих сроков оказывается достаточно для полной окупаемости приобретаемой по лизингу техники.
Сделки лизинга с полной окупаемостью чаще заключаются в отношении тяжелой техники - бульдозеры, экскаваторы и краны. Средства малой механизации, например, для ремонтно-отделочных работ, чаще могут становиться предметами обычной аренды или лизинга с неполной окупаемостью - так называемого "оперативного лизинга". Комплексные сделки, в соответствии с которыми лизинговая компания передает в пользование парк различной техники, например, для проведения полного цикла строительных работ, пока еще - большая редкость.
Специфические проблемы лизинга строительной техники.
Лизинг строительной техники, как сегмент российского лизингового рынка, представляется относительно благополучным. Однако имеется ряд негативных факторов, на которые нужно обратить внимание.
Во-первых, развитию лизинга препятствует бюрократия строительного комплекса: большое количество проверяющих и утверждающих инстанций, а также непрозрачность процедур распределения строительных подрядов. Успешность среднего и крупного строительного бизнеса, который является основным предъявителем спроса на лизинговые услуги, в немалой степени зависит связей с чиновниками. Получается, что возвратность лизингового финансирования опосредованно зависит от бюрократических связей. Новым, малым и независимым строительным компаниями, у которых таких связей не достаточно, сложно планировать свою деятельность в среднесрочной и долгосрочной перспективе и, поэтому, их шансы на получение капиталоемкого лизингового финансирования не столь велики как у средних и крупных строительных компаний.
Во-вторых, зачастую бизнес застройщиков непрозрачен т.к. используется дешевая рабочая сила эмигрантов. Из трудолюбия гастарбайтеров извлекаются дополнительные доходы, которые по большей части не легализуются и не отражаются в финансовой отчетности строительных фирм. В отношениях с такими клиентами лизинговая компания может лишь умозрительно представить их платежеспособность в будущем и, принимает на себя дополнительные финансовые риски, а также дополнительные риски, связанные с лизинговым имуществом, вероятные из-за низкой квалификации строителей. Соответственно, при лизинге с такими строительными фирмами повышается величина авансовых платежей, увеличивается маржа лизинговой компании, необходимы личные поручительства владельцев фирмы-арендатора и/или третьих лиц.
В-третьих, в отношении ликвидности строительной техники мнения лизинговых практиков противоречивы. Большинство экспертов утверждают, что этот класс имущества достаточно ликвиден, однако, иногда высказываются противоположные мнения. Утрированно, у неликвидных основных средств нет справедливой рыночной стоимости потому, что их крайне сложно купить или продать на рынке. Неликвидные основные средства также проблематично использовать в экономическом обороте иным способом - заложить, например. Видимо, этот сегмент имущества очень неоднороден и, для некоторых видов строительной техники вторичные рынки очень слабо развиты или вовсе отсутствуют. Причиной низкой ликвидности так же может стать отсутствие возможностей технического обслуживания (ремонта) и/или поставок запчастей, например. Такие обстоятельства желательно знать заранее, хотя, сами по себе они не являются главным поводом для отказа в предоставлении лизинговых услуг. Просто, лизинговые компании будут завышать стоимость лизинга и ужесточать условия договоров, когда предметами лизинга будут становиться низколиквидные основные средства.
В-четвертых, пока еще нередко причиной неудовлетворенности строителей лизинговой услугой становится сама техника - ее производственные параметры или сервисное обслуживание. Лизинговая компания, по своему основному профилю - финансовая компания, которая не всегда способна самостоятельно и в полной мере провести аудит (проверку) поставляемой техники. Продавцы же, заранее предполагая вероятность проблем с поставляемой техникой, стараются отказаться от обязательств обратного выкупа. В результате, риски, связанные с выбором строительной техники становятся по большей части рисками арендатора.
В-пятых, фактор сезонности строительных работ существенно влияет на интенсивность деятельности и платежеспособность строительных фирм. Лизинговая компания должна согласовать с арендатором сроки поставки строительной техники и графики лизинговых платежей, учитывающие сезонность строительных работ и их оплату, соответственно.
Тенденции лизинга строительной техники. В 2004-2006 гг. лизинг строительной техники характеризовался устойчивым ростом. В этом сегменте российского лизингового рынка есть следующие тенденции:
Рынок развивается экстенсивоно - за счет регионов РФ. Региональное расширение рынка объясняется: с одной стороны - ростом индустрии строительства в регионах и, соответственно, увеличением регионального спроса на строительную технику; с другой стороны - расширением географии деятельности лизинговых компаний, создающих филиалы в регионах.
При выборе импортной/отечественной строительной техники спрос у строителей не однороден в географическом аспекте. Представители лизинговых компаний отмечают, что в экономически более развитых регионах выше спрос на импортную строительную технику, как на новую, так и на б/у. В отношении ряда видов строительной техники ориентиры на импорт объясняются отсутствием аналогов отечественного производства. Однако в регионах страны спрос на отечественную строительную технику по-прежнему высок и подкрепляется доступностью цен, а также лучшими возможностями сервисного обслуживания.
В арендном сегменте имеется конкуренция с управляющими структурами строительной индустрии. Современная индустрия строительства во многом унаследовала созданную еще в СССР инфраструктуру, в т.ч. и управления строймеханизации, сейчас уже можно сказать - традиционно предоставляющие технику в аренду. В отличии от таких структур, занимающих доминирующее положение в строительной индустрии, лизинговые компании - операторы сегмента рынка финансовых услуг (рынка среднесрочного и долгосрочного, по российским меркам, заемного капитала). И те и другие имеют свои преимущества в арендном сегменте рынка строительной техники. Существенными на ближайшее будущее могут стать следующие тенденции:
- В то время как рыночно ориентированные лизинговые компании стараются разместить капиталы с финансового рынка в строительной индустрии, управляющие организации этой отрасли осваивают технологии проведения лизинговых сделок и создают собственные лизинговые компании.
- Те строительные организации, которые в силу ряда не поддающихся изменению обстоятельств пользовались арендными услугами управлений строймеханизации, будут продолжать эту практику.
- Вновь создаваемые и развивающиеся компании, старающиеся расширить свое присутствие в индустрии строительства, с большей вероятностью воспользуются услугами рыночно ориентированных лизинговых компаний.
Исходя из очевидных уже сейчас и видимых в перспективе потребностей строителей в технике, возможны следующие тенденции:
- Лизинговые компании будут чаще предлагать строителям лизинг с неполной окупаемостью, похожий на обычную аренду. Это актуально, поскольку многим строителям не целесообразно покупать или брать в финансовую аренду технику, необходимую для непродолжительных по срокам работ на определенном этапе строительства.
- В более отдаленной перспективе, успешные лизинговые компании будут создавать парки строительной техники и предлагать комплексные программы "оперативного лизинга", в соответствии с которыми строители будут поэтапно получать в пользование различную технику на непродолжительные сроки, для проведения полного цикла строительных работ.
Информацию раздела предоставил Дмитрий Лелецкий, Internet-проект UNLEASE.ru