- Журналы ассоциации "Рослизинг"" издавались с 1994 года под названиями: "Лизинг в России" и "Банки, инвестиции, лизинг". Последние несколько лет как корпоративное издание Российская Ассоциация лизинговых компаний представляет полноцветный 100-полосный журнал, посвященный проблемам лизинга в России - "Технологии лизинга и инвестиций". Тематика издания включает: аналитические материалы о лизинге в нашей стране и за рубежом; обзоры лизинговой деятельности в отраслях российской экономики; информацию о лизинговых компаниях, производителях и поставщиках оборудования. Реальная периодичность выхода 5-и тысячного тиража журнала составляет несколько номеров в год. Распространяется журнал по подписке и специальной рассылкой по базе данных ассоциации "Рослизинг". Специальную рассылку получают организации - члены ассоциации и наиболее крупные государственные учреждения федеральной значимости. Также журнал распространяется на выставках, семинарах, конференциях и круглых столах Торгово-промышленной палаты РФ.
- Специализированный журнал для деловых людей "Лизинг-ревю", выпускаемый с 1996 г. издательским домом "Деловая пресса" и при господдержке в рамках комплексной программы развития малого предпринимательства в г. Москве. Периодичность журнала - 6 номеров в год, тираж - 14 тыс. экземпляров. Распространение - по подписке, но иногда номера журнала можно купить выборочно - в редакции издательского дома "Деловая пресса" или в книжных магазинах. Это наиболее профессиональное издание о лизинге в России, при непосредственном участии которого последние четыре года в Конгресс-центре Финансовой академии при Правительстве РФ проводятся консалтинговые семинары по различным вопросам лизинга.
- Ежегодные бизнес-справочники "Лизинговые компании России", издаваемые рейтинговым агентством "Эксперт", в том числе, выпуски на основе данных за 2003 -2006 гг.. Бизнес-справочники позволяют получить полное представление как об отдельных участниках рынка, так и о ситуации на рынке лизинга в целом. В бизнес-справочнике представлены рейтинговые списки лизинговых компаний по различным показателям их деятельности, контактные данные компаний, а так же основные тенденции российского рынка лизинга за прошедшие годы. Справочник предназначен прежде всего для компаний, реализующих инвестиционные проекты с привлечением внешних источников финансирования, а также для производителей и поставщиков оборудования. Представленная в справочнике информация позволяет потенциальным арендаторам (лизингополучателям) оценить конкурентные преимущества и недостатки той или иной лизинговой компании, расширить круг потенциальных арендодателей и до некоторой степени оптимизировать условия лизингового финансирования. Приобрести справочники можно в книжных магазинах или непосредственно в рейтинговом агентстве "Эксперт".
Большое количество конъюнктурной информации о лизинге в России можно получить в русскоязычной части международной электронной сети INTERNET. Сейчас наиболее информативны следующие тематические Internet-проекты:
- Для получения общей информации о лизинге и профессиональной информации о лизинговой деятельности в РФ можно посетить сайт UNLEASE.ru который содержит подборки статей о лизинге, подготовленных научными работниками и специалистами-практиками, правовую базу для лизинговой деятельности в РФ, библиографические данные публикаций по лизингу в России и за рубежом. В образовательном разделе сайта размещены анонсы конференций, семинаров и круглых столов, учебно-методические материалы и практические руководства. Так же на сайте имеется раздел для дискуссий о лизинге и, кроме того, есть каталог-классификатор тематических ресурсов в российской и в зарубежных частях сети.
Будущим арендаторам (лизингополучателям) могут быть полезнны Internet-магазины лизинговых услуг: FINLEASE.ru и LeasingInfo.ru, которые ориентированы прежде всего на тех предпринимателей, которые заинтересованы в приобретении необходимого оборудования в лизинг и ищут лизинговую компанию, банк и/или страховую компанию для участия в инвестиционном проекте. На этих INTERNET-проектах имеются базы предлагаемых в лизинг товаров и лизинговых компаний. Функциональность баз данных товаров позволяет произвести поиск предлагаемого в лизинг имущества, выбрать потенциально подходящих партнеров для лизинговой сделки, оформить и отправить он-лайн заявки на лизинг администраторам Internet-проектов.
И конечно же в INTERNET большое количество сайтов - визитных карточек лизинговых компаний, тематических статей и мест для виртуального общения по вопросам лизинга. Но информативность и функциональность у большого количества маленьких Internet-сайтов в целом не намного больше, чем у нескольких указанных выше Internet-проектов, а ориентироваться в большом массиве противоречивой и разрозненной информации непросто.
- Тематические мероприятия по лизингу - конференции, семинары, форумы, круглые столы, выставки, образовательные программы тоже используются как инструмент информационного обеспечения российского лизингового бизнеса. Популярность мероприятия напрямую зависит от его масштаба, продолжительности, рекламы и географического места проведения. Предполагаемая публичная направленность (целевая аудитория) мероприятий, как правило, позволяют их организаторам выбрать те задачи, которые могут быть эффективно решены через них. В частности, конференции, организуемые СМИ и для СМИ используются как инструменты PR-компнаний, а семинары, тренинги и "круглые столы" для обмена опытом с коллегами и для решения конкретных, сугубо профессиональных вопросов, возникающих в лизинговой практике.
- За 2003-2006 гг. наиболее популярными в России были конференции, организуемые рейтинговым агентством "Эксперт" и издательством газеты The Moscow Times. Информация, представленная на таких мероприятиях, а также имена участников и названия структур, которые представляют докладчики, становятся известными деловым кругам и могут представлять для них некоторый интерес.
- Что касается учебных курсов, семинаров, тренингов, и "круглых столов" по лизингу, то для предпринимателей, собирающихся воспользоваться лизинговыми услугами они представляют меньший интерес. Участники таких тематических мероприятий нужны друг-другу прежде всего как коллеги, которые могут обменяться актуальной информацией, поделиться практическим опытом и обсудить сугубо профессиональные вопросы лизинговой деятельности.
Образовательные программы в сфере лизинга - созданы и реализуются некоторыми высшими учебными заведениями и профессиональными объединениями лизингодателей.
- Образовательные программы, предполагающие преподавание учебного курса "лизинг" в рамках полного высшего образования, есть в следующих московских ВУЗах: Финансовая академия; Государственный университет "Высшая школа экономики"; Государственный университет управления; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
- Образовательные программы, предполагающие повышение профессионального уровня практикующих специалистов организуются при непосредственном участии профессиональными объединениями лизингодателей. Например, в Санкт-Петербурге Северо-Западной Лизинговой Ассоциации в июне 2005 году организовано "Негосударственное Образовательное Учреждение Дополнительного Профессионального Образования (повышения квалификации) "Северо-Западный Лизинговый Образовательный центр"", которое является специализированным образовательным учреждением. Созданные учебные программы могут быть полезны тем предпринимателям, которые существенным образом и в долгосрочной перспективе связывают создание и/или развитие своего бизнеса с лизингом.
Субъекты инфраструктуры российского лизингового рынка.
Инфраструктура лизингового рынка образуется различными субъектами экономических и правовых отношений (частными предприятиями и государственными учреждениями), обслуживающими рыночный механизм взаимодействия лизинговых компаний с арендаторами (лизингополучателями).
Профессиональные объединения арендодателей финансовой аренды появились в следствии необходимости консолидации усилий, направленных на улучшение экономико-правовых условий ведения лизингового бизнеса и популяризацию лизинговых услуг в деловых кругах. В этом смысле за последние годы наиболее эффективна деятельность российской ассоциации лизинговых компаний "Рослизинг" и Северо-Западной лизинговой ассоциации.
- Российская Ассоциация лизинговых компаний "Рослизинг" была создана как общественная организация, основной задачей которой является защита интересов лизинговых компаний, пропаганда лизинга, развитие и укрепление корпоративных связей. Компании-члены Ассоциации, а их более 100, работают практически во всех ключевых отраслях промышленности и едва ли не во всех регионах страны. Для роста действенности Ассоциации как общественной организации, способствующей развитию лизинговых отношений, важным остается постоянный контакт и активное участие в мероприятиях и работах, проводимых влиятельными общественными организациями в сфере российской экономики. Среди таковых руководством Ассоциации особо выделены: Торгово-промышленная палата РФ и Российский Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) и, к настоящему времени налажен постоянный информационный обмен с этими организациями. Кроме того Ассоциация активно сотрудничает со средствами массовой информации. В 2003-2006 гг. году были сделаны публикации в наиболее популярных газетах и журналах по вопросам экономики.
- Северо-западная лизинговая ассоциация (СЗЛА) находится в Санкт-Петербурге. Это прежде всего сообщество профессионалов, с помощью которого участники лизингового рынка имеют возможность отстаивать свои интересы, адекватно и быстро реагировать на изменения законодательных норм РФ, а также лоббировать правовые аспекты лизинговой деятельности в законодательных органах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Миссией Северо-западной лизинговой ассоциации является создание условий для развития лизинга в Северо-Западном регионе России, предоставление необходимых услуг членам Ассоциации, задание высоких отраслевых стандартов, взаимодействие с региональными, федеральными властями, другими ассоциациями с целью формирования обоснованной государственной политики, оказывающей воздействие на лизинговую отрасль в федеральном масштабе и в Северо-Западном регионе.
Создание профессиональных объединений позволило решить ряд важных задач в правовой сфере и в области маркетинга лизинговых услуг. Однако, для успешного ведения лизингового бизнеса этого не достаточно, потому что профессиональные объединения (союзы и ассоциации) не предназначены и, в общем-то, не способны в достаточной мере закрыть все инфраструктурные пробелы российского лизингового рынка.
Финансовые, торговые и юридические посредники стали заметны на российском лизинговом рынке еще в 2005 году. Основная деятельность торговых и финансовых посредников заключается в поиске потенциальных клиентов для лизинговых компаний и выборе наиболее удобного варианта лизингового финансирования для предприятий - арендаторов. Среди таких организаций наиболее известны: "Кюн и партнеры СНГ", "Первый лизинговый брокер", "ВК-Брокер", "КОМПЕТЕНС-ЛИЗИНГ", "LeasingOnLine" и еще ряд брокерских фирм, работающих в разных сегментах товарных рынков. Помощь в сборе лизинговой задолженности лизинговым компаниям предоставляет коллекторское агентство "Ефремов и партнеры".
- Лизинговые брокеры представляет интересы крупных лизинговых компаний г. Москвы и других регионов. Имея данные о финансовой деятельности лизинговых компаний, владея официальной и неофициальной информацией о лизинговом рынке, брокерская компания рекомендует своим клиентам оптимальные с ее точки зрения условия финансирования, исходя из финансовых условий лизинговых компаний и привлекательности условий договора для лизингополучателя. Работая в интересах своих клиентов брокерские компании выполняют следующие действия:
- оказывают помощь в поиске необходимого оборудования, легковых, грузовых автомобилей, автобусов, спецавтотехники и сельхозтехники;
- предоставляют помощь на всех этапах лизинговой сделки, начиная от подбора лизинговой компании и заканчивая подписанием всех необходимых договоров и документов;
- сокращают время и средства своих клиентов при выборе оптимальных условий лизинга, при этом снижая риски, сопутствующие предоставлению лизинговых услуг;
- оказывают консультативные услуги при оформлении лизинговых сделок, а именно: разъясняет юридические формальности, нюансы, касающиеся условий договора лизинга, особенности взаимоотношений с лизинговой компанией на всех этапах реализации лизинговых сделок;
- разъясняют процедуры взаимодействия со страховой компанией и компетентными органами при страховом случае.
- Коллекторские услуги в сфере лизинга - новация этого года.
Коллекторские агентство "Ефремов и партнеры", на основе своего опыта оказания услуг лизингодателям разработало специальный продукт - "Коллекторские услуги для лизинговых компаний" Leasing-collection v. 1.0. Создание специального продукта обусловлено особенностями лизинговых отношений, в которые включено большое количество различных организации и возникновение задолженности часто затрагивает интересы не только лизингодателя. В основе продукта лежат технологии корпоративного коллекторства, которые в отличие от юридических услуг позволяют часто взыскать задолженность в кратчайшие сроки и без длительных судебных процедур. Вместе с тем, программа взыскания задолженности для лизинговых компании включает в себя и оказание юридических услуг: представительство в арбитражном суде, эффективное сопровождение исполнительного производства в тех случаях, когда это требуется для возврата долга. Эффективное сочетание досудебного, судебного и исполнительного производства с учетом специфики лизинга позволяет решить проблему задолженности в большинстве случаев.
Как теперь становится очевидно, финансовое, торговое и юридическое посредничество на лизинговом рынке тесно связано с консалтинговой деятельностью.
Сфера консалтинговых услуг в целом очень широка и многие консалтинговые структуры оказывают услуги в сфере лизинговой деятельности лишь эпизодически, по запросам важных для них клиентов. В то же время, поскольку лизинговый рынок в РФ появился сравнительно недавно, а его масштабы и доходность относительно невысоки, то почти нет пока и консалтинговых фирм, специализирующихся только на лизинговой деятельности. Из наиболее крупных и влиятельных структур, занимающихся консалтингом в сфере лизинга можно отметить только рейтинговое агентство "Эксперт" и существовавшую до недавнего времени группу МФК по развитию лизинга в России.
- Рейтинговое агентство "Эксперт" имеет несколько направлений деятельности, которые позволяют рассматривать его как субъекта инфраструктуры российского лизингового рынка, а именно:
- ежегодно проводит исследования российского лизингового рынка;
- формирует рейтинги российских лизинговых компаний;
- издает справочную литературу и аналитические материалы по лизингу в России;
- организует конференции для СМИ и консалтинговые семинары для лизинговых компаний, лизингополучателей, производственных и торговых предприятий.
- Группа МФК по развитию лизинга была создана в 1997 году при финансовой поддержке правительств Великобритании и Канады с целью содействия созданию благоприятных экономико-правовых условий для развития лизинга в России. В течение ряда последующих лет эта группа проводила анализ существующих условий для развития лизинга и выработала методические рекомендации для законодательных изменений, стимулирующих развитие лизинга в России. За период с 1997 г. по 2003 г. группа организовала большое число обучающих программ, развернула широкую информационную компанию по различным аспектам лизинга и разработала учебные пособия, которые были востребованы в сфере образования и в деловой среде. К концу 2002 года группа по развитию лизинга в России выполнила поставленные перед ней задачи федерального масштаба. Региональные группы по развитию лизинга продолжали свою деятельность в Уральском регионе до 2003 года, а в Северо-Западном регионе до настоящего времени.
Немногие другие крупные консультанты, активно занявшиеся вопросами лизинга в 2006-2007 гг., (в.т.ч. консалтинговые группы KPMG и PWC, PG&P и "ФБК Право") как и небольшие частные предприятия, ведущие посредническую и консалтинговую деятельность в сфере лизинга, к сожалению, не решают всех конкретных вопросов лизинговой практики. Организации, созданные с участием местных органов государственной власти, нередко закрывают эти инфраструктурные пробелы российского лизингового рынка. Например, ряд организаций создано в целях содействия малому бизнесу в получении средств для реализации инвестиционных проектов.
- ОАО "Агентство кредитного обеспечения" предоставляет дополнительный финансовый сервис в Северо-западном регионе России. Эта организация создана с участием Правительства Ленинградской обрасти в рамках реализации региональной целевой программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2003-2005 годы", с целью осуществления системы финансово-кредитной поддержки предприятий малого бизнеса, создания благоприятных условий для обеспечения доступа указанной категории предприятий к кредитным ресурсам финансовых организаций и лизинговых компаний.
- Северо-Западный ресурсный центр "Помощь бизнесу" - это созданная не без участия местных властей некоммерческой организация. Главная цель ее создания - оказание информационной помощи малому бизнесу Северо-западного региона РФ, в том числе и в организации лизингового финансирования. Основные задачи, которые центр собирается решать в ближайшее время сводятся к созданию и развитию партнерской системы, которая позволит объединять и эффективно использовать ресурсы (финансовые, административные и информационные), способные помочь новым и малым предприятиям в реализации инвестиционных проектов. Начало этой партнерской сети уже положено.
Обобщая и резюмируя сведения о деятельности консультантов, а так же финансовых, торговых и юридических посредников в лизинговом бизнесе, стоит отметить, что такие структуры могут оказать существенную помощь при подготовке лизинговых сделок и в ходе их выполнения. Однако в тех случаях, когда необходима реализация арендованного имущества по окончании срока лизинга, эти структуры едва ли будут полезны. Эффективный ремаркетинг, как правило, зависит не от профессиональных участников лизингового рынка, а от производителей и поставщиков (продавцов) переданного в лизинг имущества и, в значительной мере, от характеристик вторичных товарных рынков. Например, сравнительно легко реализовать автомобиль даже с большим пробегом, а ликвидность нового, но уникального оборудования обычно невелика. В последнем случае, зачастую, важны гарантии обратного выкупа имущества его производителями и/или поставщиками (продавцами).
Перспективы развития инфраструктуры рынка лизинговых услуг.
Перспективы развития инфраструктуры связаны с восполнением инфраструктурных пробелов, заметных на российском лизинговом рынке по сравнению с таковыми в странах с развитой рыночной экономикой. Перспективы всецело зависят и от долгосрочных тенденций российского рынка лизинговых услуг и от его конъюнктурных изменений.
Ближайшие перспективы развития инфраструктуры будут связаны с преодолением проблем, препятствующих развитию лизингового бизнеса в России. Проблемы развития российского лизинга условно можно разделить на три группы: проблемы, носящие системный характер для всей российской экономики; проблемы экономико-правового характера; проблемы, обусловленные недавним появлением российского рынка лизинга. Подробнее, о сути таких проблем и предлагаемых решений можно узнать из ежегодных исследований РА "Эксперт" и упомянутых выше специализированных изданий о лизинге в РФ.
В целом развитие инфраструктуры российского лизингового рынка увязывается с ее переориентацией от экономико-правовой поддержки лизинговых компаний к стимулированию спроса на лизинговые услуги. В первую очередь это относится к активизации работы по созданию центров предпринимательства, формированию денежных и материальных фондов для предоставления имущества в лизинг, а так же дальнейшему развитию консалтинговых и посреднических услуг, необходимых для обеспечения бизнеса инвестиционными ресурсами на возвратной основе.
Информацию раздела предоставил Дмитрий Лелецкий, Internet-проект UNLEASE.ru