• Авторизация


Обзор состояния рынка. Инфраструктура российского лизингового рынка 02-10-2008 15:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Обзор состояния рынка. Инфраструктура российского лизингового рынка

 

Общая динамика рынка лизинговых услуг за 2006 год была положительная, по оценкам РА "Эксперт", темп роста объёмов лизинговых платежей составил 20%, а профинансированных средств - 60%. Совокупный портфель лизинговых компаний по показателю лизинговых платежей к получению за 2006 год составил около 12 млрд. долл., увеличившись за год на треть.

Крупнейшими участниками рынка лизинговых услуг по итогам 2006 года стали "ВТБ-Лизинг", "Бизнес Альянс", "Магистраль Финанс", "Альфа-Лизинг", "Лизинговая компания Уралсиб", "Росагролизинг", "РТК-Лизинг", "Европлан", "Ильюшин Финанс Ко" и "Русско-германская лизинговая компания".

Стоит отметить, что большинство крупнейших лизинговых компаний учреждено банками, так, например, "ВТБ-Лизинг" является одним из структурных подразделений банка ВТБ, "Альфа-Лизинг" - банка "Альфа-банк", "Лизинговая компания Уралсиб" - банка "Уралсиб" и т.д. Это объясняется тем, что банки стараются развивать все направления финансирования, а лизинг является весьма перспективным направлением, что и приводит к выделению лизинговых компаний в отдельные структуры. Подобное структурное разделение позволяет диверсифицировать общие риски финансовой группы.

Также среди крупных участников рынка лизинга можно выделить лизинговую компанию "Ильюшин Финанс Ко", созданную при поставщике, целью которой является продвижение товаров поставщика. Лизинг при этом используется как дополнительный механизм его приобретения. Такие компании обычно образуются при крупных производителях специализированного имущества, приобретение которого для предприятия-потребителя зачастую связано со значительными затратами.

Наибольший объём сделок по лизингу приходится на железнодорожный транспорт, автотранспорт, авиатехнику, оборудование по добыче полезных ископаемых, энергетическое оборудование и дорожно-строительную технику. "Со вступлением российской экономики в фазу инвестиционного роста лизинг в своей деятельности все шире используют предприятия авиации, судостроения, машиностроения, очень большой объем лизинговых сделок присутствует в энергетике. Ведущие позиции на рынке занимает Росагролизинг. Так что использование лизинга в настоящее время носит многоотраслевой характер". - сообщил в интервью РБК daily старший вице-президент ВТБ Владимир Осмоловский.

Наибольший уровень конкуренции наблюдается в сегменте лизинговых сделок по грузовому и легковому автотранспорту, усиливается конкуренция в сегменте энергетического оборудования. Появилась достаточно острая конкуренция в таких секторах, как авиатехника и недвижимость, в которых раньше лизинговые компании соперничали несильно.

Параллельно с развитием лизинговых компаний начинают развиваться смежные области. Так, например, страхование имущества по лизинговым сделкам начинает выделяться в отдельное направление в страховых компаниях. "Сотрудничество с лизинговыми компаниями в НАСТА выделено в отдельное направление, развитию которого мы придаем большое значение", - сообщили исполнительный вице-президент "Наста" Михаил Волков. "Учитывая, что рынок лизинга растет рекордными темпами, мы считаем это направление перспективным для компании" - отметил вице-президент Группы "Ренессанс страхование" Сергей Ковальчук.

Страховые компании сотрудничают с лизинговыми компаниями по всем видам страхования, однако предпочтение отдаётся тем видам имущества, по которым страховая компания работает достаточно долго. Оценка рисков по таким видам имущества уже сложилась, а инфраструктура выплат по страховому случаю развита, и затраты по такому продукту для страховой компании будут минимальными. К такому виду имущества можно отнести автострахование. Также развиваются продукты, основанные на унифицированных ставках. "Для некоторых лизинговых компаний у нас разработаны специальные унифицированные ставки, которые позволяют сократить время на андеррайтинг, тем самым ускорить процесс заключения лизинговой сделки. - говорит заместитель директора департамента по работе с финансовыми институтами Группы "Альфа страхование" Русаков Владимир - Как правило, это касается крупных лизинговых компаний со стабильным и, по возможности, однотипным потоком имущества, передаваемого на страхование".

Сотрудничество с другими партнёрами лизинговых компаний - банками также стало весьма результативным. По данным РА "Эксперт", более половины от общего объёма финансирования лизинговых сделок в 2006 году проходилось за счёт кредитов банков. Доля же сделок за счёт собственных средств сократилась до 10%. На средства, полученные за счёт облигационных займов, пришлось 4%, а от выпуска векселей - лишь 2%.

Приоритетным направлением в развитии становится выход на региональные рынки, куда вслед за банками направились и лизинговые компании. Там конкуренция ещё не высока, а спрос на финансовые услуги только растёт. "Высокая конкуренция в столице заставляет выходить на региональные рынки - говорит генеральный директор "Лизинговой компании УРАЛСИБ" Гущина Елена. - В связи с этим крупные игроки рынка стремятся не упустить время и занять свое место в регионах либо за счет открытия своих филиалов, либо за счет покупки лизинговых компаний регионального уровня".

Несмотря на существующие проблемы с административными барьерами, а также несовершенством законодательной базы, лизинг продолжает развиваться. Усиление конкуренции на рынке подталкивает лизинговые компании к снижению требований к клиенту, а также к быстрому принятию решений по заявке и, как следствие, уменьшению времени до начала финансирования. Совершенствуются уже существующие лизинговые программы, а на рынке появляется всё больше новых.

 

 

ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА

Для арендаторов (лизингополучателей) инфраструктура лизингового рынка выступает связующим звеном во взаимоотношениях с теми, кто создает и продает лизинговые услуги. Возможность получения актуальной и более-менее объективной информации о лизинге обеспечивается именно инфраструктурными составляющими рынка.

Информационное обеспечение лизингового бизнеса в России.

Сейчас издается достаточное количество учебно-методических материалов и практических пособий по лизингу. В целом качество этой литературы удовлетворительное и ее можно найти в книжных магазинах или в библиотеках. Но поскольку деловая конъюнктура постоянно меняется, пожалуй, больший интерес для профессиональных участников лизинговых отношений и предпринимателей, собирающихся воспользоваться лизинговыми услугами, представляют специализированные периодические издания о лизинге. В настоящее время наиболее популярны следующие журналы и ежегодники:

 

  • Журналы ассоциации "Рослизинг"" издавались с 1994 года под названиями: "Лизинг в России" и "Банки, инвестиции, лизинг". Последние несколько лет как корпоративное издание Российская Ассоциация лизинговых компаний представляет полноцветный 100-полосный журнал, посвященный проблемам лизинга в России - "Технологии лизинга и инвестиций". Тематика издания включает: аналитические материалы о лизинге в нашей стране и за рубежом; обзоры лизинговой деятельности в отраслях российской экономики; информацию о лизинговых компаниях, производителях и поставщиках оборудования. Реальная периодичность выхода 5-и тысячного тиража журнала составляет несколько номеров в год. Распространяется журнал по подписке и специальной рассылкой по базе данных ассоциации "Рослизинг". Специальную рассылку получают организации - члены ассоциации и наиболее крупные государственные учреждения федеральной значимости. Также журнал распространяется на выставках, семинарах, конференциях и круглых столах Торгово-промышленной палаты РФ.
  • Специализированный журнал для деловых людей "Лизинг-ревю", выпускаемый с 1996 г. издательским домом "Деловая пресса" и при господдержке в рамках комплексной программы развития малого предпринимательства в г. Москве. Периодичность журнала - 6 номеров в год, тираж - 14 тыс. экземпляров. Распространение - по подписке, но иногда номера журнала можно купить выборочно - в редакции издательского дома "Деловая пресса" или в книжных магазинах. Это наиболее профессиональное издание о лизинге в России, при непосредственном участии которого последние четыре года в Конгресс-центре Финансовой академии при Правительстве РФ проводятся консалтинговые семинары по различным вопросам лизинга.
  • Ежегодные бизнес-справочники "Лизинговые компании России", издаваемые рейтинговым агентством "Эксперт", в том числе, выпуски на основе данных за 2003 -2006 гг.. Бизнес-справочники позволяют получить полное представление как об отдельных участниках рынка, так и о ситуации на рынке лизинга в целом. В бизнес-справочнике представлены рейтинговые списки лизинговых компаний по различным показателям их деятельности, контактные данные компаний, а так же основные тенденции российского рынка лизинга за прошедшие годы. Справочник предназначен прежде всего для компаний, реализующих инвестиционные проекты с привлечением внешних источников финансирования, а также для производителей и поставщиков оборудования. Представленная в справочнике информация позволяет потенциальным арендаторам (лизингополучателям) оценить конкурентные преимущества и недостатки той или иной лизинговой компании, расширить круг потенциальных арендодателей и до некоторой степени оптимизировать условия лизингового финансирования. Приобрести справочники можно в книжных магазинах или непосредственно в рейтинговом агентстве "Эксперт".

    Большое количество конъюнктурной информации о лизинге в России можно получить в русскоязычной части международной электронной сети INTERNET. Сейчас наиболее информативны следующие тематические Internet-проекты:

  • Для получения общей информации о лизинге и профессиональной информации о лизинговой деятельности в РФ можно посетить сайт UNLEASE.ru который содержит подборки статей о лизинге, подготовленных научными работниками и специалистами-практиками, правовую базу для лизинговой деятельности в РФ, библиографические данные публикаций по лизингу в России и за рубежом. В образовательном разделе сайта размещены анонсы конференций, семинаров и круглых столов, учебно-методические материалы и практические руководства. Так же на сайте имеется раздел для дискуссий о лизинге и, кроме того, есть каталог-классификатор тематических ресурсов в российской и в зарубежных частях сети.

    Будущим арендаторам (лизингополучателям) могут быть полезнны Internet-магазины лизинговых услуг: FINLEASE.ru и LeasingInfo.ru, которые ориентированы прежде всего на тех предпринимателей, которые заинтересованы в приобретении необходимого оборудования в лизинг и ищут лизинговую компанию, банк и/или страховую компанию для участия в инвестиционном проекте. На этих INTERNET-проектах имеются базы предлагаемых в лизинг товаров и лизинговых компаний. Функциональность баз данных товаров позволяет произвести поиск предлагаемого в лизинг имущества, выбрать потенциально подходящих партнеров для лизинговой сделки, оформить и отправить он-лайн заявки на лизинг администраторам Internet-проектов.

    И конечно же в INTERNET большое количество сайтов - визитных карточек лизинговых компаний, тематических статей и мест для виртуального общения по вопросам лизинга. Но информативность и функциональность у большого количества маленьких Internet-сайтов в целом не намного больше, чем у нескольких указанных выше Internet-проектов, а ориентироваться в большом массиве противоречивой и разрозненной информации непросто.

  • Тематические мероприятия по лизингу - конференции, семинары, форумы, круглые столы, выставки, образовательные программы тоже используются как инструмент информационного обеспечения российского лизингового бизнеса. Популярность мероприятия напрямую зависит от его масштаба, продолжительности, рекламы и географического места проведения. Предполагаемая публичная направленность (целевая аудитория) мероприятий, как правило, позволяют их организаторам выбрать те задачи, которые могут быть эффективно решены через них. В частности, конференции, организуемые СМИ и для СМИ используются как инструменты PR-компнаний, а семинары, тренинги и "круглые столы" для обмена опытом с коллегами и для решения конкретных, сугубо профессиональных вопросов, возникающих в лизинговой практике.
  • За 2003-2006 гг. наиболее популярными в России были конференции, организуемые рейтинговым агентством "Эксперт" и издательством газеты The Moscow Times. Информация, представленная на таких мероприятиях, а также имена участников и названия структур, которые представляют докладчики, становятся известными деловым кругам и могут представлять для них некоторый интерес.
  • Что касается учебных курсов, семинаров, тренингов, и "круглых столов" по лизингу, то для предпринимателей, собирающихся воспользоваться лизинговыми услугами они представляют меньший интерес. Участники таких тематических мероприятий нужны друг-другу прежде всего как коллеги, которые могут обменяться актуальной информацией, поделиться практическим опытом и обсудить сугубо профессиональные вопросы лизинговой деятельности.

    Образовательные программы в сфере лизинга - созданы и реализуются некоторыми высшими учебными заведениями и профессиональными объединениями лизингодателей.

  • Образовательные программы, предполагающие преподавание учебного курса "лизинг" в рамках полного высшего образования, есть в следующих московских ВУЗах: Финансовая академия; Государственный университет "Высшая школа экономики"; Государственный университет управления; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
  • Образовательные программы, предполагающие повышение профессионального уровня практикующих специалистов организуются при непосредственном участии профессиональными объединениями лизингодателей. Например, в Санкт-Петербурге Северо-Западной Лизинговой Ассоциации в июне 2005 году организовано "Негосударственное Образовательное Учреждение Дополнительного Профессионального Образования (повышения квалификации) "Северо-Западный Лизинговый Образовательный центр"", которое является специализированным образовательным учреждением. Созданные учебные программы могут быть полезны тем предпринимателям, которые существенным образом и в долгосрочной перспективе связывают создание и/или развитие своего бизнеса с лизингом.

    Субъекты инфраструктуры российского лизингового рынка.

    Инфраструктура лизингового рынка образуется различными субъектами экономических и правовых отношений (частными предприятиями и государственными учреждениями), обслуживающими рыночный механизм взаимодействия лизинговых компаний с арендаторами (лизингополучателями).

    Профессиональные объединения арендодателей финансовой аренды появились в следствии необходимости консолидации усилий, направленных на улучшение экономико-правовых условий ведения лизингового бизнеса и популяризацию лизинговых услуг в деловых кругах. В этом смысле за последние годы наиболее эффективна деятельность российской ассоциации лизинговых компаний "Рослизинг" и Северо-Западной лизинговой ассоциации.

     

  • Российская Ассоциация лизинговых компаний "Рослизинг" была создана как общественная организация, основной задачей которой является защита интересов лизинговых компаний, пропаганда лизинга, развитие и укрепление корпоративных связей. Компании-члены Ассоциации, а их более 100, работают практически во всех ключевых отраслях промышленности и едва ли не во всех регионах страны. Для роста действенности Ассоциации как общественной организации, способствующей развитию лизинговых отношений, важным остается постоянный контакт и активное участие в мероприятиях и работах, проводимых влиятельными общественными организациями в сфере российской экономики. Среди таковых руководством Ассоциации особо выделены: Торгово-промышленная палата РФ и Российский Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) и, к настоящему времени налажен постоянный информационный обмен с этими организациями. Кроме того Ассоциация активно сотрудничает со средствами массовой информации. В 2003-2006 гг. году были сделаны публикации в наиболее популярных газетах и журналах по вопросам экономики.
  • Северо-западная лизинговая ассоциация (СЗЛА) находится в Санкт-Петербурге. Это прежде всего сообщество профессионалов, с помощью которого участники лизингового рынка имеют возможность отстаивать свои интересы, адекватно и быстро реагировать на изменения законодательных норм РФ, а также лоббировать правовые аспекты лизинговой деятельности в законодательных органах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Миссией Северо-западной лизинговой ассоциации является создание условий для развития лизинга в Северо-Западном регионе России, предоставление необходимых услуг членам Ассоциации, задание высоких отраслевых стандартов, взаимодействие с региональными, федеральными властями, другими ассоциациями с целью формирования обоснованной государственной политики, оказывающей воздействие на лизинговую отрасль в федеральном масштабе и в Северо-Западном регионе.

    Создание профессиональных объединений позволило решить ряд важных задач в правовой сфере и в области маркетинга лизинговых услуг. Однако, для успешного ведения лизингового бизнеса этого не достаточно, потому что профессиональные объединения (союзы и ассоциации) не предназначены и, в общем-то, не способны в достаточной мере закрыть все инфраструктурные пробелы российского лизингового рынка.

    Финансовые, торговые и юридические посредники стали заметны на российском лизинговом рынке еще в 2005 году. Основная деятельность торговых и финансовых посредников заключается в поиске потенциальных клиентов для лизинговых компаний и выборе наиболее удобного варианта лизингового финансирования для предприятий - арендаторов. Среди таких организаций наиболее известны: "Кюн и партнеры СНГ", "Первый лизинговый брокер", "ВК-Брокер", "КОМПЕТЕНС-ЛИЗИНГ", "LeasingOnLine" и еще ряд брокерских фирм, работающих в разных сегментах товарных рынков. Помощь в сборе лизинговой задолженности лизинговым компаниям предоставляет коллекторское агентство "Ефремов и партнеры".

  • Лизинговые брокеры представляет интересы крупных лизинговых компаний г. Москвы и других регионов. Имея данные о финансовой деятельности лизинговых компаний, владея официальной и неофициальной информацией о лизинговом рынке, брокерская компания рекомендует своим клиентам оптимальные с ее точки зрения условия финансирования, исходя из финансовых условий лизинговых компаний и привлекательности условий договора для лизингополучателя. Работая в интересах своих клиентов брокерские компании выполняют следующие действия:
  • оказывают помощь в поиске необходимого оборудования, легковых, грузовых автомобилей, автобусов, спецавтотехники и сельхозтехники;
  • предоставляют помощь на всех этапах лизинговой сделки, начиная от подбора лизинговой компании и заканчивая подписанием всех необходимых договоров и документов;
  • сокращают время и средства своих клиентов при выборе оптимальных условий лизинга, при этом снижая риски, сопутствующие предоставлению лизинговых услуг;
  • оказывают консультативные услуги при оформлении лизинговых сделок, а именно: разъясняет юридические формальности, нюансы, касающиеся условий договора лизинга, особенности взаимоотношений с лизинговой компанией на всех этапах реализации лизинговых сделок;
  • разъясняют процедуры взаимодействия со страховой компанией и компетентными органами при страховом случае.

     

  • Коллекторские услуги в сфере лизинга - новация этого года.

    Коллекторские агентство "Ефремов и партнеры", на основе своего опыта оказания услуг лизингодателям разработало специальный продукт - "Коллекторские услуги для лизинговых компаний" Leasing-collection v. 1.0. Создание специального продукта обусловлено особенностями лизинговых отношений, в которые включено большое количество различных организации и возникновение задолженности часто затрагивает интересы не только лизингодателя. В основе продукта лежат технологии корпоративного коллекторства, которые в отличие от юридических услуг позволяют часто взыскать задолженность в кратчайшие сроки и без длительных судебных процедур. Вместе с тем, программа взыскания задолженности для лизинговых компании включает в себя и оказание юридических услуг: представительство в арбитражном суде, эффективное сопровождение исполнительного производства в тех случаях, когда это требуется для возврата долга. Эффективное сочетание досудебного, судебного и исполнительного производства с учетом специфики лизинга позволяет решить проблему задолженности в большинстве случаев.

    Как теперь становится очевидно, финансовое, торговое и юридическое посредничество на лизинговом рынке тесно связано с консалтинговой деятельностью.

    Сфера консалтинговых услуг в целом очень широка и многие консалтинговые структуры оказывают услуги в сфере лизинговой деятельности лишь эпизодически, по запросам важных для них клиентов. В то же время, поскольку лизинговый рынок в РФ появился сравнительно недавно, а его масштабы и доходность относительно невысоки, то почти нет пока и консалтинговых фирм, специализирующихся только на лизинговой деятельности. Из наиболее крупных и влиятельных структур, занимающихся консалтингом в сфере лизинга можно отметить только рейтинговое агентство "Эксперт" и существовавшую до недавнего времени группу МФК по развитию лизинга в России.

     

  • Рейтинговое агентство "Эксперт" имеет несколько направлений деятельности, которые позволяют рассматривать его как субъекта инфраструктуры российского лизингового рынка, а именно:

     

  • ежегодно проводит исследования российского лизингового рынка;
  • формирует рейтинги российских лизинговых компаний;
  • издает справочную литературу и аналитические материалы по лизингу в России;
  • организует конференции для СМИ и консалтинговые семинары для лизинговых компаний, лизингополучателей, производственных и торговых предприятий.
  • Группа МФК по развитию лизинга была создана в 1997 году при финансовой поддержке правительств Великобритании и Канады с целью содействия созданию благоприятных экономико-правовых условий для развития лизинга в России. В течение ряда последующих лет эта группа проводила анализ существующих условий для развития лизинга и выработала методические рекомендации для законодательных изменений, стимулирующих развитие лизинга в России. За период с 1997 г. по 2003 г. группа организовала большое число обучающих программ, развернула широкую информационную компанию по различным аспектам лизинга и разработала учебные пособия, которые были востребованы в сфере образования и в деловой среде. К концу 2002 года группа по развитию лизинга в России выполнила поставленные перед ней задачи федерального масштаба. Региональные группы по развитию лизинга продолжали свою деятельность в Уральском регионе до 2003 года, а в Северо-Западном регионе до настоящего времени.

    Немногие другие крупные консультанты, активно занявшиеся вопросами лизинга в 2006-2007 гг., (в.т.ч. консалтинговые группы KPMG и PWC, PG&P и "ФБК Право") как и небольшие частные предприятия, ведущие посредническую и консалтинговую деятельность в сфере лизинга, к сожалению, не решают всех конкретных вопросов лизинговой практики. Организации, созданные с участием местных органов государственной власти, нередко закрывают эти инфраструктурные пробелы российского лизингового рынка. Например, ряд организаций создано в целях содействия малому бизнесу в получении средств для реализации инвестиционных проектов.

  • ОАО "Агентство кредитного обеспечения" предоставляет дополнительный финансовый сервис в Северо-западном регионе России. Эта организация создана с участием Правительства Ленинградской обрасти в рамках реализации региональной целевой программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2003-2005 годы", с целью осуществления системы финансово-кредитной поддержки предприятий малого бизнеса, создания благоприятных условий для обеспечения доступа указанной категории предприятий к кредитным ресурсам финансовых организаций и лизинговых компаний.
  • Северо-Западный ресурсный центр "Помощь бизнесу" - это созданная не без участия местных властей некоммерческой организация. Главная цель ее создания - оказание информационной помощи малому бизнесу Северо-западного региона РФ, в том числе и в организации лизингового финансирования. Основные задачи, которые центр собирается решать в ближайшее время сводятся к созданию и развитию партнерской системы, которая позволит объединять и эффективно использовать ресурсы (финансовые, административные и информационные), способные помочь новым и малым предприятиям в реализации инвестиционных проектов. Начало этой партнерской сети уже положено.

    Обобщая и резюмируя сведения о деятельности консультантов, а так же финансовых, торговых и юридических посредников в лизинговом бизнесе, стоит отметить, что такие структуры могут оказать существенную помощь при подготовке лизинговых сделок и в ходе их выполнения. Однако в тех случаях, когда необходима реализация арендованного имущества по окончании срока лизинга, эти структуры едва ли будут полезны. Эффективный ремаркетинг, как правило, зависит не от профессиональных участников лизингового рынка, а от производителей и поставщиков (продавцов) переданного в лизинг имущества и, в значительной мере, от характеристик вторичных товарных рынков. Например, сравнительно легко реализовать автомобиль даже с большим пробегом, а ликвидность нового, но уникального оборудования обычно невелика. В последнем случае, зачастую, важны гарантии обратного выкупа имущества его производителями и/или поставщиками (продавцами).

    Перспективы развития инфраструктуры рынка лизинговых услуг.

    Перспективы развития инфраструктуры связаны с восполнением инфраструктурных пробелов, заметных на российском лизинговом рынке по сравнению с таковыми в странах с развитой рыночной экономикой. Перспективы всецело зависят и от долгосрочных тенденций российского рынка лизинговых услуг и от его конъюнктурных изменений.

    Ближайшие перспективы развития инфраструктуры будут связаны с преодолением проблем, препятствующих развитию лизингового бизнеса в России. Проблемы развития российского лизинга условно можно разделить на три группы: проблемы, носящие системный характер для всей российской экономики; проблемы экономико-правового характера; проблемы, обусловленные недавним появлением российского рынка лизинга. Подробнее, о сути таких проблем и предлагаемых решений можно узнать из ежегодных исследований РА "Эксперт" и упомянутых выше специализированных изданий о лизинге в РФ.

    В целом развитие инфраструктуры российского лизингового рынка увязывается с ее переориентацией от экономико-правовой поддержки лизинговых компаний к стимулированию спроса на лизинговые услуги. В первую очередь это относится к активизации работы по созданию центров предпринимательства, формированию денежных и материальных фондов для предоставления имущества в лизинг, а так же дальнейшему развитию консалтинговых и посреднических услуг, необходимых для обеспечения бизнеса инвестиционными ресурсами на возвратной основе.

     

    Информацию раздела предоставил Дмитрий Лелецкий, Internet-проект UNLEASE.ru

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Обзор состояния рынка. Инфраструктура российского лизингового рынка | АЛЕКС_ПРАЙС - АЛЕКСАНДР ИСТОМИН и АЛЕКС ПРАЙС представляют | Лента друзей АЛЕКС_ПРАЙС / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»