Поскольку художник не мог сам справиться с лавиной заказов, он вынужден был прибегать к помощи учеников. Это, естественно, снижало уровень его искусства, что особенно ощутимо в поздний, английский период его творчества. Однако и тогда Ван Дейк порою создавал шедевры. "Портрет сера Чалонера" принадлежит к лучшим работам этих лет. Чалонер был отнюдь не заурядной фигурой в Англии XVII века. Активный противник королевской власти, член так называемого "Долгого парламента", он в 1648 году стал одним из тех, кто поставил сою подпись под смертным приговором Карлу I.
На портрете Ван Дейка Чалонер, показывая пальцем левой руки на эфес шпаги, как бы заявляет о решении в случае необходимости оружием отстаивать свои убеждения. Во всей фигуре этого невысокого худощавого человека ощущается энергия. Портретируемый помещен на нейтральном фоне; сдержанные серые, синие, коричневые тона заставляют зрителя сосредоточить внимание на его лице. Мы видим его растрепанные волосы, покрасневшие веки, мешки под глазами. Это лицо человека, которому ведомы страсти и болезни. Портрет Томаса Чалонера - прекрасный пример того, как Ван Дейк умел объединить в человеке индивидуальное и общественное.