До нас дошло немало суеверий и предрассудков из прошлого, но оторванные от истоков, они не дают понимания «почему это так». В Украине презентовали книгу Ирины Игнатенко "Женское тело в традиционной культуре украинцев". Автор исследовала традиционные представления, которые существуют в украинской культуре о женской физиологии: женское тело и связанные с ним народные верования, обряды, ритуалы и народно-медицинские практики в 19 - начале 20 века.
Многое нам сейчас кажется странным. Даже такой нормальный физиологический процесс, как месячные у женщины тогда был связан с кучей запретов и суеверий, среди которых - запрет участвовать «в эти дни» в семейных обрядах, крестить детей, печь хлеб, солить огурцы, спать с мужем, посещать церковь. Нарушение этих правил считалось большим грехом и объяснялось «нечистотой» женщины, причем не в физическом, а в метафизическом отношении, потому что в эти дни женщина якобы пересекается с миром негативной энергии.
Кстати, свое «специфическое» состояние, скрывали от общественности только девушки, а замужние женщины не стыдились этого и «довольно часто ходили с пятнами на рубашке»... Зато, если у кого-то в семье, к примеру, ребенок заболеет, не надо думать кто на крестины с месячными приходил. С другой стороны, и муж видит, когда ему «нельзя» и не пристает. Люди того времени верили, что женщина с месячными приносит беды, болезни, неудачи, плохой урожай и тому подобное.
Интересно рассказано о добрачном интимном общении. В селах молодежь собиралась на вечорницы. Родители сами давали ребятам деньги, а девушкам одеяла и провожали туда. Украинская молодежь в разных регионах играла в "притулу". Это не завершенный половой акт. Парень, присмотрев девушку, ложился с ней спать, они ласкали друг друга, целовались. Акта, как такового не было, девушка оставалась невинной. Считалось, что это репетиция перед супружеской жизнью.
Шокирует очень жестокий обряд "коморы". Это лишение невесты девственности во время свадьбы (не путать с брачной ночью). Молодых, проверив на отсутствие острых предметов, закрывали в кладовке на 5 - максимум 30 мин и... ждали результат, всячески их подгоняя и подбадривая пением обрядовых песен. Если жених этого не мог сделать, на помощь мог прийти дружок. Другой вариант развития событий - сама невеста или свахи «получали калину» просто руками. Очевидно, что женщина не принадлежала не только себе, но и своему мужу, а принадлежала его семье и сельской общине, которым получение крови и ее демонстрация было важнее, чем первый секс молодых и кто у девушки будет первым мужчиной.
Если невеста, на свадьбе оказывалась «нечестной», то она и ее семья испытывали унизительные, оскорбительные, реально жесткие вещи. В то же время автор предполагает, что обычай публичной казни невесты является «не более, чем морализирующими рассказами, поскольку ни одна из сторон не заинтересована в плохой славе. А отдельные случаи становились любимыми сюжетами фольклора». Как говорится - «улыбнуло».
Прочитав только аннотацию к книге, я нашла для себя много «интересностей». В книге же их куда больше. О том, как женщины управлялись с родами, контрацепцией, абортами, как и где вынуждены были заниматься сексом, о «женских» заболеваниях, травных и магических подходах к лечению и к решению определенных «проблем». Как же изменились нравы. И как радует, что нам доводится жить во времена, когда в обществе есть понимание того, что душа все-таки дороже тела.