И еще из закромов...
01-12-2008 21:10
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Это мне нравится гораздо больше:-) Тут я самовыразилась так сказать.
Сознательное и бессознательное в жизни человека
Проблема распределения влияния бессознательного и сознательного на поведение человека стала подниматься в науке сравнительно недавно, и главная роль в изучении этой проблемы принадлежит, несомненно, З.Фрейду и его ученикам. До сих пор непонятно, какой категории психического – сознательному или бессознательному – принадлежит ведущая партия в обуславливании человеческих поступков, эмоций и состояний, более того, неясным остается и сама взаимосвязь между этими категориями. Понятие о бессознательном менялось во время изучения его проявлений З.Фрейдом. Сначала все было достаточно просто: существует Я человека, оно сознательно и легко вычленяется как им самим, так и сторонними наблюдателями; также существует бессознательная часть психики, выражающаяся в процессах «существование которых мы должны предположить, поскольку мы выводим их из их воздействий, ничего не зная о них» (по сл.З.Фрейда). Затем в структуре Я выделяется субстанция Сверх-Я, наделенная тем, что мы называем совестью, способностью к наблюдению за Я и содержанием идеального образа этого Я. Позже выяснилось, что «значительные части Я и Сверх-Я могут оставаться бессознательными, обычно являются бессознательными». Что касается сознательных психических процессов, то множество из них сознательны только короткое время, после чего они становятся настолько латентными, что их можно определить как часть бессознательного. Для них вводится термин «предсознательное», остальным неосознаваемым процессам оставляют термин «Бессознательное». Та область души, которая «чужда Я» и обычно скрыта от его знания, названа Оно. Несомненно, что при дальнейшем изучении проблемы бессознательного будут открыты новые взаимосвязи между этими субстанциями, а возможно, и вообще другие составные части психического, поэтому на данном этапе я позволю себе представить свой личный, возможно сугубо бытовой взгляд на проблему бессознательного в жизни человека.
Когда человек появляется на свет, он попадает в сплошную стрессовую ситуацию: незнакомый мир, ощущения, физические законы, которые существуют независимо от него, требования социума (пока в основном выражающиеся в требованиях родителей) и прочие проблемы заставляют его принимать активную позицию и постоянно заниматься исследованием окружающего мира и приспособлением к нему. Большинство действий (за исключением тех, которые задаются врожденными, безусловными рефлексами) являются новыми и достаточно трудноосваиваемыми, требуют концентрации и четкой координации всех психических процессов, большого опыта, который мог бы влиять на поведение ребенка, еще нет. Поэтому во время бодрствования ребенок почти всегда активно-сознателен, он постоянно познает, осознает мир и свои действия по отношению к этому миру; бессознательные процессы проявляются только во сне и занимаются обработкой пережитых днем впечатлений. Но с началом анальной (по З.Фрейду) стадии, у ребенка появляются первые вытесненные комплексы, которые обогащают его бессознательное и начинают влиять на его поведение. Чем старше человек и с чем большим количеством трудностей он сталкивается, тем больше объем вытесненных , сознательно неотработанных переживаний. Происходит формирование жизненного опыта, как позитивного, так и негативного, появляется набор установок и наиболее часто используемых способов поведения, социальных масок. Попадая в знакомую ситуацию, человек ослабляет или вообще упускает из своих рук контроль за своим поведением. Все вышеперечисленные факторы ведут к уменьшению доли сознательных процессов и увеличению влияния бессознательного на нашу жизнь.
Особое внимание хочется уделить автоматизмам. Однажды научившись пользоваться ложкой и вилкой, человек перестает обращать внимание на то, как он это делает. За 11 лет обучения в школе дорога к этому учебному заведению становится настолько знакомой, что мы идем автоматически. И если вдруг в 1 метре от нашего привычного маршрута пробежит гигантский розовый хомяк, то мы, скорее всего, подумаем, что это новый китайский автобус (если вообще обратим на это внимание). Другой пример: в вашей квартире на стене в кухне висели часы. Вы привыкли ориентироваться по ним и проходя на кухню, всегда бросать на них мимолетный взгляд, чтобы удостовериться в том, сколько же сейчас времени. Если по каким-то обстоятельствам вы эти часы перевесите на соседнюю стенку или, еще хуже, вообще уберете из кухни (разобьете, выкинете, смените на потолочные часы и т.д.), то еще по крайней мере 2 месяца вы будете смотреть на пустую стенку в кухне, и при каждом взгляде вас будет брать легкая оторопь: а где часы?! В конечном итоге будет проще повесить их на прежнее место, чем переучить себя (проверено на собственном опыте). Хотя этот случай можно отнести и к простейшему условному рефлексу, но в конце концов потребность следить за временем не жизненно важна для человека, поэтому я и привожу этот пример как случай автоматизма, т.е. проявления бессознательного. По большому счету, вся наша жизнь состоит из множества отработанных, автоматических действий, начиная от утреннего пробуждения и поглощения пищи, заканчивая общением с другими людьми. Это усыпляет наше сознание, делает людей немного похожим на зомби. Может быть поэтому те новые действия и впечатления, которые вырывают нас из привычного круга автоматизмов, требуют активного обучения и освоения новых навыков (поездка в другой город, страну, освоение нового вида спорта, любая экстремальная ситуация) вызывают такую бурю эмоций и дают мощный творческий, энергетический стимул. Именно в эти моменты сознание работает на полную мощность и мы выходим на новый уровень остроты восприятия окружающего мира. Есть и другие способы «возвращения в сознание». Некоторые из них хорошо описаны у К.Кастанеды. Одним из главных уроков Дона Хуана является обучение «НЕ деланию» - т.е. НЕ совершению привычных действий, освобождение от множества навязчивых мыслей, которые опять-таки появляются автоматически. НЕ делание ставит человека один на один со своим сознанием. Другой способ – это максимальная концентрация внимания на всех совершаемых действиях, будь то обычная ходьба или произнесение слов. Попробовав это, понимаешь, насколько трудно постоянно сохранять сознание, не сбиться на цепь привычных, заученных действий и мыслей. Но тренировка этой способности дает толчок к тому, чтобы осознать мир по-новому и даже открыть другие законы его существования, отличающиеся от тех, которые нам дают в готовом виде другие люди, в частности многочисленные учителя. И наконец, один из самых сложных и эффективных способов заставить свое сознание работать в полную силу – это осознавание снов, которое дает возможность работать с как с предсознательными, так и бессознательными (вытесненными) эмоциями и убеждениями, позволяет использовать время сна для развития своей личности. Это, конечно, упрощенное и избирательное толкование философии К.Кастанеды, но оно показывает, что уровень сознательности можно и нужно повышать. Кроме К.Кастанеды достаточно много авторов в том или ином виде представляют нам способы активизации своего сознания, но главная мысль в том, что человек не должен упускать из сознания управление своими внутренними психическими (в частности мыслительными) процессами, а также поведенческими актами. Именно в этом, может быть, заключен один из главных резервов развития возможностей человека как разумного существа.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote