• Авторизация


Покопаемся в старых нотатках:-) 01-12-2008 21:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Прочитала Ромин пост и стало интересно, а чего я там про психологию думала? Оказалось все довольно скучно и банально, концовка только более-менее.
Несмотря на то, что психология как самостоятельная наука, имеющая методологическую и экспериментально подтвержденную фактическую основу, появилась сравнительно недавно, в XIXв, развитие ее было длительным и прошло ряд этапов. Они характеризовались совершенно разным объяснением и пониманием того, что должна изучать психология и какими способами. В период античности зародился интерес к психологии, предметом которой считали душу. В рамках философии представления о душе были разными и подчас противоречивыми. Наиболее полно разработали этот вопрос Аристотель и Платон. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не внешнего феномена. Центр души, по его мнению, находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Познание человека, и, соответственно, его души, возможно только через познание окружающего мира, Вселенной с помощью разума и рассудочного мышления.
В эпоху Возрождения сделан значительный шаг вперед в исследовании человеческой «души». Главная заслуга в этом принадлежит Декарту. Он ввел понятие рефлекса, с помощью которого объяснял простейшие двигательные акты. Но при этом признавал наличие «разумной души», находящейся в мозгу и составляющей сущность человека. Декартовский дуализм в понимании человеческой природы определил и две основные тенденции в психологии на долгие последующие столетия: изучение физиологических основ поведения человека и развитие идеалистическо-философского учения о душе. Для того, чтобы психология стала самостоятельной наукой и окончательно отделилась от философии, необходима была разработка более точных методов исследования, чем интроспекция и теоретические рассуждения. Основоположники эмпирической психологии – Д.Локк, Кондильяк и Юм стремились понять и обосновать, как человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств. И все же появлением действительно научных методов исследования мы обязаны В.Вундту, который развил идеи Ф.Гербарта (ассоциативный подход) и основал первую психологическую лабораторию в Лейпциге. Вундт и его ученики придерживались структуралистского подхода к изучению сознания, т.е. стремились разделить его на отдельные составные части и дать как можно более полную характеристику этих элементов. «Оппозицию» такому толкованию представили функционалисты (У.Джеймс и его последователи), которых интересовало сознание с точки зрения его функций и роли в выживании человека. Функционализм можно считать основой для развития бихевиоризма, поскольку Джеймс считал предметом научного исследования внешние проявления психического, а не внутренние процессы, происходящие в мозгу человека.
На этом моменте краткий экскурс в историю психологии можно завершить. Главное в том, что появление экспериментальной психологии дало мощный толчок к развитию различных подходов и теорий: бихевиоризма, когнитивной психологии, гештальт-психологии, психоанализа и т.д. Параллельные успехи физиологии в изучении нервной системы человека создали мощную теоретическую базу для формирования современной психологии. Тем не менее остается фактом, что единого мнения о том, что является предметом психологии, нет до сих пор. Мы можем воспринимать разные точки зрения и обобщать их, но у каждого психолога есть свое понимание того, что должна изучать психология. Я считаю, что психика человека очень высокоорганизованна, и ее проявления мы можем увидеть в любом действии человека, во всех способах взаимодействия с окружающим миром. С этой точки зрения предметом изучения психолога может быть даже оштукатуренная стена – ведь ее обрабатывал конкретный человек, которым на тот момент владели определенные чувства, и появление шероховатостей на поверхности стены вполне может свидетельствовать об эмоциональном всплеске у штукатура. Другое дело, что больших подробностей о нем, изучая оштукатуренную им стену, не узнаешь. А вот предметы искусства – картины, литературные произведения, скульптуры, особенно если они выполнены не на заказ, а по желанию самого человека, дают огромный психологический материал! Изучению 100 страниц рукописи Льва Толстого «Война и мир» можно посвятить целую жизнь, обращая внимание на особенности почерка, повороты сюжета и характеры самих героев. Во всем этом - проявление личности писателя. С одной стороны, самоубийство Анны Карениной – это часть творческого замысла, желание показать трудность сопротивления общественным законам того времени, а с другой стороны, выбор именно такой концовки романа из миллиона возможных - то, что она именно бросается под поезд, а не топится (вешается, стреляет себе в висок и т.д.) свидетельствует об определенных особенностях характера и прошлого опыта писателя. На самом деле, психология может изучать все проявления активности человеческого сознания, как внешние (поведение, деятельность, эмоциональные проявления), так и внутренние (переживания, субъективные ощущения человека, сны). При этом как наука она тесно связана и с естественным блоком наук (физиология, анатомия, нейрофизиология и даже химия), так и с историко-философским блоком, общественными науками (философия, история, социология, культурология). Ведь человеческая цивилизация на данный момент накопила огромное историческое и культурное наследие, без знания и понимания которого невозможно понять мотивы и причины поведения конкретного человека. Т.о., психолог должен быть даже более образованным и эрудированным, чем представители других специальностей. В конце концов, понять человеческую «душу», помочь человеку разобраться в своем внутреннем мире, решить насущные проблемы, скорректировать свое поведение – это, возможно, одна из самых сложных задач! Если физик или химик может несколько раз проводить эксперимент, добиваясь нужного результата, совершенствовать какой-то материал, то для психолога это невозможно. Любое неосторожное действие может привести к сильным эмоциональным переживаниям, стрессу, чувству тупика вплоть до потери смысла жизни. Психолог, как и врач, не имеет права на ошибку, он несет большую ответственность. Но именно психология учит нас, как разобраться в гигантских наслоениях мыслей, чувств, потребностей, планов, негативных и позитивных переживаний человека, как помочь человеку справиться с внутренними барьерами и сделать свою жизнь более осмысленной, продуктивной, и, в конце концов, счастливой. А это – главная цель любой науки.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Покопаемся в старых нотатках:-) | Дарья_Завалко - Дневник Дарья_Завалко | Лента друзей Дарья_Завалко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»