Познание возникает в результате удивления, когда выявляется несоответствие между ожидаемым событием и фактическим. Если человек сможет понять причину появления этого несоответствия (поставить диагноз) и найти способ действий, который в будущем позволит избежать его (выписать рецепт), то можно сказать, что он приобрел знания.
Выявить несоответствие желаемого действительному, прежде всего, нам поможет организованный процесс, в ходе которого будут зафиксированы ожидаемые результаты. Такой подход следует применять только для принятия глобальных решений; он заключается всборе следующей информации:
• исходные предположения и условия, на основании которых было принято решение;
• информация, послужившая основой для выработки решения;
• процесс, с помощью которого были сделаны выводы;
• ожидаемые результаты.
Хотя причин несовпадения желаемого с действительным может быть бесконечно много, все они подходят под одну и следующих категорий:
• неправильная информация (входные данные);
• неточное исполнение;
• ошибочное решение;
• изменения внешней среды.
Таким образом, при постановке диагноза следует проверить все четыре категории: исходные данные, исполнение, решение и условия окружающей среды.
Максимальной эффективности системы обучения можно достичь, если включить в нее механизм раннего предупреждения, способный подавать сигнал о необходимости внесения поправок еще до возникновения проблемы. Этот механизм будет непрерывно проверять истинность исходных предположений, на основании которых принимается решение, а также процесс исполнения и промежуточные результаты.
Неотъемлемой частью функции обучения и управления является система измерения. Понятно, победа всегда доставляет удовольствие. А чтобы побеждать, мы должны вести счет, и способ его ведения во многом определяет ход игры.