Автор: Александр Горбачев, генеральный директор Consulting Group Time-M
Хорошие менеджеры заставляют работать других,
плохие – работают сами...
Народная мудрость
Очень часто руководители крупных компаний жалуются на отсутствие качественных сотрудников: "На персонал нельзя положиться! Буквально все приходится делать самому" – сокрушаются они. Решение этой проблемы существует – надо научиться правильно делегировать свои полномочия. Впрочем, сказать легко. Сложнее научиться. Руководители и хотят, и боятся одновременно делегировать задания сотрудникам. Причины лежат на поверхности. Кто-то боится, что посвящение сотрудников в суть дела может занять много времени, и лучше все делать самому. Другие опасаются того, что сотрудник может "завалить" дело, иные что "Сегодня я передам работу своему заму, а потом он займет мое место!"
Крупный русский физиолог Н. Е. Введенский как-то сказал: "Мы устаем и изнемогаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем, неорганизованно работаем, бестолково работаем". Жестко, но, зачастую, справедливо. И наша задача убедить вас, что, считая делегирование, подчас, необходимо. Не стоит лишать себя посильной помощи, боясь, что "босс подумает, что я боюсь ответственности, и поэтому пытаюсь самоустраниться".
Распределение обязанностей дает возможность повысить квалификацию всего вашего коллектива, ведь его члены начинают понимать, что происходит на предприятии, и какой вклад вносит каждый в достижение общего успеха. Передавая подчиненным часть ответственности, вы даете им возможность "расти", овладевая дополнительными производственными навыками, и показать, на что они способны, ставя перед ними новые, более сложные, задачи.
Вы также заметите, что распределение обязанностей – это очень хороший способ поощрить подчиненных и стимулировать лучшую работу. Если человек стремится к разнообразию в работе, предложите ему сделать что-то, выходящее за рамки обычных обязанностей, и он будет счастлив. Кроме того, так вы выражаете доверие сотруднику, а это, как я убедился на собственном опыте, повышает его самооценку. Соответственно, и результат работы.
Так что попробуем правильно делегировать свои обязанности. Начнем с азов.
Что такое делегирование?
Для начала, необходимо определить, что означает само слово "делегирование". Обратимся к словарям.
1. Передача части прав одного юридического лица другому (как правило, от высшего к низшему), который принимает на себя ответственность за них. (Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапусты – М., 1996 г.)
2. Разновидность правопреемства в отношениях между органами государственной власти. (Федерализм: Энцикл. слов. – М., 1997 г.)
Я определяю делегирование, как "вышестоящее лицо вверяет своим подчиненным ответственность за некоторые вопросы, освобождая тем самым себя для решения других более важных проблем".
Читать дальше