*
Источник:
"Рабочая газета"
В 2009 году исполнится 75 лет с тех пор, как в Луганске появился первый общественный транспорт — трамвай. Однако луганчане встречают этот своеобразный юбилей со смешанными чувствами...
Первый проект “трамваизации” Луганска возник еще в 1899 году. Однако воплотить его в жизнь удалось только при Советской власти. 3 мая 1934 года газета “Луганская правда” сообщила: “На Красной площади собрались сотни рабочих, домохозяек, учащихся. Из-за переулка показался трамвай. Шестилетний октябренок перерезает ленту. Первая победа одержана. От Лутовиновского поселка до завода “ОР” прошел первый луганский трамвай”.
Да, это действительно была победа, и было что праздновать, и радоваться было чему. А вот спустя 75 лет, глядя на убогое состояние городского трамвайного хозяйства, исчезающие трамвайные маршруты, поневоле задумаешься: а будет ли через полгода вообще повод для праздника?
Самый старый Каменнобродский район города находится за мостом через железнодорожное полотно. Традиционно в Камброд можно было добраться только трамваями маршрутов № 7, 13, 15. Был еще и внутренний маршрут № 4. Маршрутные такси появились здесь только несколько лет назад. Однако льготники ими не пользовались из-за стоимости проезда, а для других пассажиров они неудобны из-за тесноты. То ли дело трамвай!
В феврале 2008 года городские власти приняли решение о срочном ремонте путепровода. Обещали закончить его к началу лета — как раз к 70-летию Луганской области. Три месяца луганчане согласились потерпеть: ведь путепровод совсем обветшал.
Однако ни к началу лета, ни к концу ремонтные работы закончены не были. Городские власти заверяли: закрытый мост — дело временное, и трамвай в Камброд ходить будет. И вот 18 сентября с помпой по путепроводу открыли движение всех видов транспорта, кроме... трамваев. Загвоздка — в завершении ремонта стрелочного перевода на пересечении 7-й Линии и улицы Тараса Рыбаса — как раз на повороте из центра Луганска к путепроводу.
Тогда в торжественно-приветственных речах “отцы” и “матери” города снова обещали, что завершение ремонта — дело 2-3 недель. Но сроки срывались, а власти находили все новые и новые отговорки. То к 1 декабря донецкий завод-изготовитель обещал стрелочные переводы доставить, то финансовый кризис удачно вписался в схему пустопорожних обещаний муниципалитета. Была придумана и совершенно уникальная отговорка: “В любом случае, до конца года трамвай пойдет по путепроводу. Но только до старого железнодорожного вокзала. Чтобы пустить трамвай по улице Артема, необходимо отремонтировать весь путь. А у меня уже лежит обращение части жителей этой улицы с просьбой убрать маршрут”, — изловчился городской голова Сергей Кравченко.
Мэру вторит председатель Каменнобродского райсовета Марина Воротникова: “Дело в том, что пока ремонтировался путепровод на улице Тараса Рыбаса, трамвайные пути в Каменнобродском районе “усели”. Теперь надо эти участки ремонтировать. К тому же жители улицы Артема неоднозначно относятся к проложенным под их окнами рельсам — одни за то, чтобы этот вид транспорта продолжал работать, другие просят закрыть движение”.
Жители данного района обратились к мэру в открытом письме:
“Обратиться к вам с этим письмом мы вынуждены потому, что у жителей района вызывает серьезное беспокойство намечаемая городскими властями отмена трамвайных маршрутов в нашем районе. В связи с ремонтом путепровода для передвижения жителей района остался один вид транспорта — маршрутное такси, хотя вы, Сергей Иванович, и ваши помощники неоднократно говорили, что после ремонта путепровода возобновится трамвайное сообщение. Все это не выполнено. Путепровод работает, трамвай — нет.
C началом ремонта путепровода с маршрута сняли автобусы и пустили маршрутные такси. Нас заставили платить за проезд в два раза дороже. И это забота о людях?.. У нас возникает законный вопрос: как Вы, глава города, главный “регионал” в Луганске, много лет проработавший председателем Каменнобродского райисполкома, всегда говоривший о том, что надо заботиться о людях, могли, не посоветовавшись с жителями района, не узнав их мнения, решать вопросы отмены трамвайных маршрутов № 4, 7 и 15?
Мы считаем, что это делается в ущерб жителям района и требуем, чтобы эти маршруты обслуживали жителей района.
Я.Онешко, А.Конарев, Г.Кузьменко, Л.Лаверычева, А.Пяткин и другие. Всего 81 подпись”.
В наши мирные дни, при всем богатстве строительных технологических наработок, трамвайная линия в Камброде поросла сорняками, погрязла в грунте, не находится средств для завершения ремонта несчастных тридцати метров трамвайного полотна. Камброд отрезан от Луганска. И это длится уже без малого год. “Жалеем о советских временах”, — говорят луганчане...
Луганск.