Достаточно давно уже заметила следующее интересное проявление памяти - при какой-то монотонной умственной работе, либо при умственной работе поздно вечером, начинается спонтанное всплывание в памяти каких-то фрагментов далекого прошлого, которое никак не связано с моей деятельностью и ходом моих мыслей на момент активации этих воспоминаний. Воспоминания очень четкие, несущие в себе не только факты прошедших событий, но и эмоциональные впечатления имевшее место во время их происхождения в прошлом. Словно вдруг оказываешься в том самом времени.
Где-то год назад (и до сих пор) воспоминания такого плана стали проявляться все более интенсивно и уже не зависят от времени суток и характера моей деятельности. Кроме того, они стали затрагивать более дальние периоды моей жизни и более мелкие детали (так , например могу неожиданно четко вспомнить, какое платьице на мне было на одной из прогулок лет в 5 или как выглядело лицо куколки с которой я играла в детском саду). При этом особенно удивительно, что факты эти совершенно для меня не значимы.
Если можно придать этим ощущениям аналогии физических процессов, то их активация похожа на всплывание пузырьков памяти. Пузырек всплывает, раскрывается и проецирует воспоминание.
Я являюсь сторонником теории, что память не избирательна. Она фиксирует абсолютно всю (!) информацию поступающую в мозг человека на протяжении его жизни. И никакие фрагменты этой информации не стираются "за ненадобностью", а сохраняются где-то и могут быть активированы.
Некоторые мои знакомые утверждают, что помнят очень ранние моменты своей жизни:
- "Там где я есть, есть еще большой шланг и я его боюсь, что он меня задушит, мне кажется, что это огромная змея." -информация не подтверждается родителями женщины имеющей это воспоминание;
- "В палате висели часы. Я родился и сразу увидел эти часы. Было 14.45". - мать мужчины с этими воспоминаниями, утверждает, что часы в палате действительно были, но она не помнит времени рождения сына. По словам врачей это случилось " примерно в 3 часа".
- " Я лежу на весах. Голая. Они жесткие и холодные. Мне не страшно, но неприятно и обидно. Я хочу плакать. Но поскольку ничего страшного не происходят и делают что -то нужное- понимаю, что плакать глупо." - воспоминания женщины.
- "Мне 2 года. Меня впервые привели в садик. Показали игрушки. Я пошел за игрушками, а меня там бросили! Я помню каждую минуту, каждую картинку этого дня" - воспоминания мужчины.
Я сама имею воспоминание, в которой лежу в голубой коляске, стоящей в центре комнаты (подтверждается родителями- в первые месяцы жизни у меня была голубая коляска). Кто-то тихонько катает коляску взад-вперед, вокруг все размыто и пространство вокруг кажется бесконечным. Я не вижу кто катает коляску, но чувствую, что оттуда идет покой и ему \ей это нравится. А я пристально смотрю вверх на блестящий шарик в центре люстры. Он бликует в такт движению коляски и мне кажется что этот блик похож на моргание. Я думаю- "Он смотрит. Зачем он смотрит на меня?"
В некоторых источниках указывается, что люди не могут помнить событий жизни произошедших в возрасте до 3-х лет. Так Аткинсон в "Введении в психологию" пишет: "Возможно, события первых лет жизни не удается вспомнить из-за того, что в процессе развития кардинально меняется сам способ организации памяти и хранящегося в ней опыта. В возрасте около 3-х лет эти изменения могут быть наиболее значительными, поскольку именно в это время происходит быстрое развитие речевых способностей, а речь позволяет по-новому организовывать содержимое памяти". И там же приводится альтернативная версия Фрейда: "Фрейд считал, что некоторые эмоциональные переживания первых лет жизни настолько травматичны, что если позволить им войти в сознание (т.е. вспомнить о них) в более поздние годы, то индивид пришел бы в состояние крайнего беспокойства."
Лично мне ближе первая приведенная версия о перестройке структуры памяти в связи с развитием речи. Но получается, что изменение структуры памяти так же не стирает информацию полученную в самые ранние (вплоть до первых часов) моменты жизни, а лишь еще более глубоко шифрует её.
Если не уходить сейчас в эзотерические концепции о том, что ребенок рождается с уже сформировавшимся сознанием ( ввиду переселения души), то более вероятным представляется , что даже находясь в неосознаваемом состоянии, память ребенка (а возможно и эмбриона) "пишет" происходящее и сохраняет эту информацию где-то в глубине подсознания. В течение жизни, эта информация может активироваться и тогда у человека создается эффект " я вспомнил", " я помню". Так например в примере с часами в родовом зале, младенец действительно мог зафиксировать в памяти часы с расположением стрелок относительно циферблата. зафиксировать просто, как детальную картинку. Не понимая и не осознавая названия предметов и уж тем более символики времени. Позднее, эти воспоминания активировались - картинка наложилась на полученное с возрастом знания о предметах и расшифровки обозначения времени на часах. И как результат, "воспоминания", что родился в 14.45.
Другой вопрос зачем необходимо столь безисключительное фиксирование информации не протяжении всей жизни индивида? Гипермера, созданная эволюцией, чтобы ненароком не "пропустить что-то важное и необходимое для выживания человека и развития его интеллекта? Или что-то иное?
Бехтерева, в книге "Магия мозга и лабиринты жизни" пишет: "Моя тяга к вере в иное , чем принято сейчас в научном мире , происхождение мозга и, следовательно, человека базируется на исключительной сложности и , как принято считать, сверхизбыточности мозга. (Конечно могла быть такая мутация, но что сохранило именно её? Хотя , в то же время, где та планета, на которой исходные требования к мозгу на много порядков выше?) Эти мысли не увядают у меня с годами нейрофизиологического общения с живым человеческим мозгом. Боюсь, что наш "железобетонный" материализм иногда все же лишает нас не предвзятого взгляда на события, без их обязательного строго-определенного фиософского обрамления (одного-единственного, которое "обязательно верно", а то, что в него не вписывается, - то "от лукавого") ".
Быть может, указанная "сверхизбыточность" мозга, как физического инструмента (учитывая тот факт, что сколь не рассуждать о вечности души, мозг - то точно смертен), обусловлена не только перспективами интеллектуального развития индивида, но и необходимостью сохранять ВСЮ полученную индивидом информацию в течение жизни.
Забавно представить, что считая, что прочитав в школе "Войну и мир" мы ничего не запомнили, позднее понять, что знаешь это произведение наизусть, вплоть до всех фраз и слов. Да и не только "Войну и мир", а то множество информации, что удалось воспринять в течение жизни.
Далее, уже, наверное прямой путь ухода рассуждений в безбрежности зотерических вероятностей сохранения и использования накопленных при жизни знаний, но не хотелось бы уходить в эту сферу.