"Мучения длительным постом, ночными бдениями, физические истязания как регулярные практики не могут породить тонкие энергии, препятствуют формированию тонких духовных структур.
Тонкое требует особой гармонии. Невозможно настраивать тонкое с помощью молота. Невозможно натянуть тететиву духа напряжением мышц или желудка.
Сама эпоха античности, прежде всего поздняя Греция, явила пример наибольшей пристрастности к удовольствиям. Вероятно, такой же период пережила когда-то Индия, да, возможно, и все великие культуры. По Эпикуру, удовольствие есть отсутствие страдания. Эпикур был последователем Демокрита, и, как настоящий Асур, увлекшийся какой-то одной стороной медали, или одним лучом истины, он пренебрёг всеми остальными. Эпикур был теоретиком, и, подобно аналогичным Асурам-теоретикам, ревностно отстаивающим свою идею фикс, он породил целое идейное направление, сторонниками которого стали исключительно Дэвы, особенно в позднем вульгарном изложении эпикуреизма.
В противоположность эпикуреизму возникло идейное и жизненное учение — стоицизм.
Аскетизм у популяризаторов культуры принято трактовать как абсолютный отказ от удовольствия. Тем не менее в духовных традициях рьяный аскетизм относят к разновидности страстей. Исследования биохимиков это подтвердили. Было выявлено, что само ощущение удовольствия человек испытывает при поступлении эндорфинов и аналогичных веществ к соответствующим нервным узлам или нервным окончаниям. Эти вещества образуются в результате как прямых действий (принятия опьяняющих и наркотических напитков, многих продуктов, включая мясо), так и косвенным образом, например, от мышечных напряжений или испытания болей. При болях и мышечных напряжениях организм сам вырабатывает эндорфины для компенсации возникших диспропорций. Для примера можно назвать ощущение телесного удовольствия после лыжного многокилометрового марша или после сауны с веником, когда человек, что называется «приятно млеет».
Ясновидящие бы добавили, что, при известном психическом отношении к этой эндорфинной реакции, к млеющему человеку в момент блаженства присасывается гость из низшего астрального плана, и реакция удовольствия, прямого или косвенного, многократно увеличивается. Такой «расслабившийся» человек превращается в насос или в генератор по перекачиванию в низший астрал вибраций животного удовольствия. Это состояние православные старцы и назвали прелестью.
Таким образом, энергии удовольствия могут быть разными и подвигать на разное. и порождать разные кармические последствия.
Когда ум направлен сам на себя, плодами такого искусственного «голоса безмолвия» становятся низкие вибрации, питающие низшие слои тонкого плана. Это та же прелесть, но более тонкого и изощрённого характера. Конечно, раджа-йога и Будда учили иному. Счастье, радость, духовная эйфория, экстаз, блаженство — неизменно касаются чувства удовольствия, являются стимулом для дальнейшего движения ради новой, ещё более высокой вибрации благодати. Поэтому сила и счастье жизни заключаются не в бегстве от её телесной основы и не в бездумном слиянии с материей, а в гармонии, красоте, полноте жизни, в соединении всех сильных сторон жизни для исполнения высокой цели. В пульсации напряжения и расслабления, в пульсации усилий труда и получения плодов заключается тайна жизни"."Асуры и Дэвы"