Луиджи Руссоло (1885-1947). Мыльные пузыри (Soapdish. La Femme aux Bulles de Savon). 1929 г.
Холст, масло. 116,5х 81 см. Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Луиджи Руссоло (1885-1947) - итальянский художник, композитор-авангардист, поэт и писатель,
один из основателей футуризма.
I. РАННИЙ «ГРАФИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ЛУИДЖИ РУССОЛО
Итальянские футуристы (слева направо): ЛУИДЖИ РУССОЛО, Карло Карра, Филиппо Томмазо Маринетти,
Умберто Боччони и Джино Северини перед зданием редакции газеты «Фигаро», Париж, 9 февраля 1912 г.
Луиджи Руссоло родился 30 апреля 1885 г. в Италии, в Портогруаро близ Венеции последним из трех братьев. Его отец Доменико Руссоло был часовым мастером и музыкантом. Страсть к музыке двух старших братьев, Джованни и Антонио, побудила семью переехать в 1901 году в Милан, чтобы братья, которые станут профессиональными музыкантами, смогли учиться в консерватории. Ориентация Луиджи в тот период, однако, направлена на изобразительное искусство. Руссоло тоже профессионально изучал музыку, играл на скрипке и фортепиано, живописью овладел самоучкой. В 1901 г. начал обучаться в Академии художеств Брера в Милане; там он принимал участие в реставрации «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.
Через поэта Паоло Буцци в 1909 г. Руссоло познакомился с миланскими футуристами и играл роль посредника между различными художественными группами. В 1910 г., совместно с Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини и Карло Карра, подписал первый «Манифест футуристической живописи». Группа из пяти экспонентов проводит первую выставку футуристов в Париже с 5 по 24 февраля 1912 г. в галерее Бернхайм-Жюне, которая затем отправляется в европейское турне. Луиджи Руссоло выставляет пять картин, написанных в прошлом году: «Восстание», «Воспоминание о ночи», «Бегущий поезд», «Три головы» и «Волосы Тины».
Автопортрет с черепом. 1908 г. Музей Новеченто, Милан.
Автопортрет с эфирным двойником (Autoritratto con doppio eterico)). 1910 г.
Местонахождение неизвестно.
Девушка. 1906 г. Бумага, аквафорте, акватинта. 9,4 х 13,9 см.
Дама в шляпе (Donna con cappello). 1906-1907 гг. Бумага, аквафорте, акватинта. 13,7x9 см.
Художественная галерея Марсиглионе (MAG - Marsiglione Arts Gallery), г. Комо, Италия.
Женщина за шитьем (Donna che cuce). 1909 г. Гравюра.
Фридрих Ницше и безумие (Nietzsche e la pazzia). 1909 г. Гравюра, акватинта. 12,3х13 см.
Городской музей современного искусства. Аскона, Швейцария.
Мужской портрет (Ritratto maschile). 1909 г. Бумага, пастель. 45x30,5 см. Частное собрание.
Волосы Тины (I capelli di Tina). 1910 г. Холст, масло. Галерея Ла Медуза, Рим.
Листья. Волосы Тины (Chioma. I capelli di Tina). 1910 г. Холст, масло. 71,5х49 см.
Собрание М. Тарелло, Генуя.
Три головы. Гордость, скупость и похоть (Superbia - Avarizia – Lussuria). 1909 г. Бумага, аквафорте. 6,6х12,3 см.
Медитация (Meditazione). 1909-1910 гг. Гравюра.
Девушка и смерть. 1908-1909 гг. Гравюра.
Средневековье (Medioevo). 1909-1910 г. Офорт.
Маски (Maschere). 1907-1908 гг. Офорт. Частное собрание, Милан.
Женщина - летучая мышь (Donna-pipistrello). 1907 г. Музей нового и современного искусства
Тренто и Роверето (MART), Италия.
Утро (La mattina). 1910 г. Гравюра. 20х25 см. Национальная галерея, Вашингтон.
Без названия (Senza titolo). 1909 г. Бумага, тушь. 15,5 х 10,4 см.
Этюд к автопортрету. 1911 г. Бумага, темпера, акварель. 34х25,7 см.
Автопортрет. 1911 г. Холст, масло. 46x38 см.
Луиджи Руссоло (1885-1947). Фотография 1916 г.
II. ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ТВОРЧЕСТВЕ ЛУИДЖИ РУССОЛО
«Мы будем воспевать огромные толпы, возбуждённые работой, удовольствием и бунтом; мы будем воспевать многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах; мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещённых электрическими лунами; жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей, разодетых в перья из дыма; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями дыма; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей; пытливые пароходы, пытающиеся проникнуть за горизонт; неутомимые паровозы, чьи колеса стучат по рельсам, словно подковы огромных стальных лошадей, обузданных трубами; и стройное звено самолётов, чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру и, как восторженные зрители, шумом выражают своё одобрение», — так заканчивается «Манифест футуризма»
Филиппо Томмазо Маринетти.
В своих полотнах Луиджи Руссоло прокламировал футуристический культ машин и движения, выраженный на картинах геометрическими средствами. Для футуристов характерно восприятие индустрии как живого существа, а точнее как некоей сверхчеловеческой сущности, которая определяет жизнь простого человека, задавая направление её развития. Мотив городских окраин Милана с дымящими фабричными трубами становится одним из устойчивых образов в живописи раннего футуризма. В живописных работах Луиджи Руссоло этого периода выделяются «Рабочая окраина» (1909 г.), «Силовые линии удара молнии» (1912 г.), «Твердость тумана» (1912 г.), «Пластический синтез движения женщины» (1913 г.), «Динамические объемы» (1913 г.) и др. Однако фигуративной живописью он практически не занимался. Параллельно с живописью Луиджи Руссоло активно экспериментирует в музыке.
Ночной пейзаж (исп. - Paisaje nocturno). 1909 г. Холст, масло. Частное собрание.
Праздник в городе (Сittà in festa). 1910 г. Фанера, масло. 40x50,3 см. Частное собрание.
Рабочая окраина (Periferia lavoro) 1911 г. Собрание маркиза Эмилио Джанни де Вольпе, Милан.
Лампы или Молнии или (I Lampi or Lightning). 1910 г. Холст, масло.100х101 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим. Flashes). 1909-1910 гг. Холст, масло. 100 х 100 см.
Galleria dello Scudo at Flashback, Верона.
Galleria dello Scudo из Вероны представляет первую версию полотна Руссоло из Национальной галереи современного искусства в Риме, которая противопоставляет силу и мощь чуждого неба с молниями покоренному городскому пейзажу промышленного Милана. Через несколько лет Руссоло станет одним из первых современных художников, экспериментирующих с шумом, и в этой картине есть синестетическое качество*, поскольку она изображает буйные синие краски, освещающие всемогущее метеорологическое явление природы.
* Синестезия - это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой.
Бегущий поезд (Treno in corsa). 1910 г.
Бегущий поезд (Treno in corsa). Фрагмент. 1910 г.
Ноктюрн + Летящие искры (Notturno + Scintille di rivolta). 1910-1911 гг.
Восстание (The Revolt). 1911 г. Холст, масло. 150,8х230,7 см. Муниципальный музей Гааги, Нидерланды.
Музыка (Music). 1911 г. Холст, масло. 220х180 см. Коллекция современного итальянского
искусства Эсторика, Лондон.
Листья (Крона. Chioma). 1911 г.
Парфюм - запах, аромат (Profumo - meaning scent, fragrance). 1910 г. Холст, масло. 64,5х65,5 см.
Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето (МАRТ), Италия.
«Парфюм» Луиджи Руссоло 1910 г. является одной из первых картин футуристического периода в творчестве художника и приближается к основам новой живописи, провозглашенной на двух манифестах того же года: Манифест футуристической живописи, написанный Умберто Боччони и Технический манифест футуристической живописи Филиппо Томмазо Маринетти. Пьянящая атмосфера парфюма становится центром композиции и создается тонкими мазками краски в соответствии с первым манифестом. Экстатический профиль женщины-главный герой композиции, кажется, почти теряет свои контуры и отслаивается в окружающей среде, что делает это атмосферное и симульманное видение столь дорогим для футуристов. «Звук тоже может быть показан как последовательность волн, цвет – как призматический ритм. Различные аспекты видения могут сочетаться в «процессе взаимопроникновения – симультанного влияния» (Герберт Рид).
Бегущий ночной поезд. Этюд (Studio per Treno in corsa nella notte). 1910 г.
Частное собрание Бурхардта, Берлин.
Динамизм бегущего ночного поезда. 1911 г.
Универсальный потоп (Diluvium universale). 1910 г. Бумага, темпера. 25x35 см.
Частное собрание.
Автопортрет. 1912 г.
Силовые линии удара молнии (Lnee di forza Forze della Folgore). 1912 г.
Городской музей Портогруаро, Италия.
Силовые линии удара молнии. Этюд (Study for ‘Power lines of lightning’). 1912 г. Бумага, акварель. 15x35 см.
Без названия. 1912 г. Рисунок.
Воспоминания об ночи, или Ночной сувенир (Memories of a Night). 1912 г. Холст, масло. 100х101 см.
Частное собрание Слфика (Slfika), Нью-Йорк.
Динамизм поезда (Dinamismo di un treno). 1912 г.
Динамизм автомобиля (Dinamismo di un’automobile). 1912-1913 гг. Холст, масло. 104х140 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Этюд без названия. 1912 г.
Твердость тумана (Solidità nella nebbia). 1912 г. Холст, масло. 100x65 см.
Галерея Пегги Гуггенхейм, Венеция.
Эскиз к картине «Твердость тумана» (Solidità nella nebbia). Ок. 1910 г.
Бумага, тушь. 18,5х12 см. Частное собрание.
Эскиз к картине «Твердость тумана» (Solidità nella nebbia). Ок. 1912 г.
Дом + Свет + Небо (Maison + Lumiere + Ciel). 1913 г. Холст, масло. 100х100 см.
Художественный музей Базеля, Швейцария.
Этюд к картине «Динамическое пространство» (Studio Volumi dinamici). 1913 г. Бумага, акварель 18x29 см.
Динамическое пространство (Volumi dinamici). 1913 г. Холст, масло. Местонахождение картины неизвестно.
Это единственное сохранившееся фото полотна.
Пластический синтез движения женщины. 1913 г. Холст, масло. 86x65 см.
Музей Гренобля, Франция.
Я в динамике (Io Denamic). 1913 г. Фонд Эрмитажа, Лозанна, Швейцария.
Луиджи Руссоло и Уго Пьятти. Фотография 1910-х гг.
III. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ТВОРЧЕСТВЕ ЛУИДЖИ РУССОЛО
11 марта 1913 г. Луиджи Руссоло опубликовал манифест «Искусство шума» и создал вместе с другом-художником Уго Пьятти (1888-1953) знаменитые шумогенераторы (шумоинтонаторы), которые в следующем году будут показаны в Милане в Театре Даль Верме и произведут небывалый скандал. Далее Генуя и, наконец, выступление в лондонском театре Колизей с триумфальной серией из двенадцати концертов. По словам Лучано Чесса («Шум, изобразительное искусство и оккультизм»), для разработки своих шумовиков, Луиджи Руссоло, похоже, был вдохновлен эскизами музыкальных инструментов Кодекса Леонардо да Винчи. Это немного необычно для футуристов, извлекающих идеи из прошлых веков.«Мы, Футуристы, глубоко любили и наслаждались гармониями великих мастеров. На протяжении многих лет Бетховен и Вагнер потрясали наши сердца и щекотали наши нервы. Теперь мы пресыщены и находим больше удовольствия в сочетании звуков трамваев, карбюраторных моторов, экипажей и шумной толпы, чем на репетиции, например, «Героической» или «Пасторальной», - вспоминал Руссоло. Постепенно он теряет интерес к живописи и целиком посвящает себя сочинению футуристической музыки (брюитизм).
Луиджи Руссоло и его помощник Уго Пьятти в миланской студии со своими шумогенераторами
(интонарумори). Фотография 1913 г.
Шумогенераторы (интонарумори) Луиджи Руссоло. Реконструкция в наши дни.
Футуристические музыкальные плакаты Луиджи Руссоло 1910-1912 гг., которые были представлены на концерте композитора-футуриста Балиллы Прателлы (1880-1955) в Костанци в Риме 21 февраля 1913 г., подтолкнули его к тому, чтобы создать свое собственное, с футуристической точки зрения, музыкальное искусство. Его манифест «Искусство шума» обретает форму. Следует отметить, что брат Луиджи Антонио также участвовал в римских выступлениях Прателлы, которые, кажется, сыграли важную роль в оказании помощи терпеливыми советами Луиджи в написании текста книги. Книга «Искусство шума» (1916 г.), суммирует события первых концертов с инструментами его изобретения, с шумовыми генераторами (интонарумори), и закладывает некоторые теоретические основы для развития этого направления в музыке.
Луиджи Руссоло, футурист. Искусство шума (L’Arte dei rumori). Милан, 1916 г. Обложка.
На самом деле Руссоло позже изобрел энгармонический дугу, с помощью которой ему удалось в 1929 г. построить с различными звуковыми дугами Руморармониум или Руссолофон, с которым выступал франко-американский авангардный композитор Эдгар Варез (1883-1965), с ним Руссоло познакомился в 1928 г. С помощью этих инструментов Руссоло сочинил несколько музыкальных композиций: «Конвенция автомобилей и самолетов» (Convegno delle automobili e dell’areoplani), «Обед на террасе отеля» (Si pranza sulla terrazza dell’Hôtel), «Бой в оазисе» (Combattimento nell’oasi), «Пробуждение города» (Il risveglio della città) и др.
Когда Италия вступила в Первую мировую войну, Руссоло записывается в состав добровольцев Ломбардского моторизованного батальона (Ciclisti Automobilisti), который был распущен в декабре 1915 г. Смерть друга Умберто Боччони на фронте от случайного падения с лошади 16 августа 1916 г. сильно расстраивает Руссоло. Он возвращается на фронт в чине лейтенанта, был ранен в голову 17 декабря 1917 г., и долгое время выздоравливает в военном госпитале.
Луиджи Руссоло. Автопортрет. 1920-1922 г.
Распятие с благочестивыми женщинами (Сrocifissione con le pie donne). 1921 г.
Фанера, масло. 18x28 см. Частное собрание.
Впечатление от бомбардировки (Impressioni di bombardamento shrapnels e granate). 1926 г.
Холст, масло. 103х138 см. Городской музей Портогруаро, Италия.
Футуристический полет (Volo futurista). 1927 г. Картон, темпера, коллаж. 20х28 см. Аукцион Sotheby’s, 2004 г.
Абстрактная композиция (Abstrakte Komposition). Картон, масло. 52 x 69,5 см.
Частное собрание. Атрибуция.
Тауэрский мост (Tower-bridge). 1929 г. Картон, масло. 35,4х54,3 см. Картина продана
на аукционе Sotheby’s в 2004 г. Эстимейт 50.000-70.000 EURO.
Луиджи Руссоло за «руссолофоном». Фотография Мишеля Сёфора,1930 г.
Начиная с 1913 г. и почти до 1929 г. Луиджи Руссоло прекращает заниматься живописью и целиком посвящает себя музыке. Он концентрируется на изучении шумов и звуков, в результате чего изобретает шумовые генераторы (интонарумори), из которых возникла «музыка шумов», ставшая великолепным вкладом футуризма в развитие музыки XX столетия. Особое развитие этот жанр получил с конца 1940-х гг. в произведениях представителей конкретной музыки (Musique concrete), видевших в ней правдивое отображение реального мира.
Футуристические эксперименты Луиджи Руссоло на грани живописи и музыки нашли поддержку и отклик у Василия Кандинского, опубликовавшего в 1912 г. в альманахе «Голубой всадник» свою театральную разработку «Жёлтый Звук», навеянную работами Руссоло и цветомузыкальной составляющей «Поэмы огня» Александра Скрябина. В более позднее время в 1923 г. в СССР, художник Владимир Баранов-Россине презентует свой оптофон (оптофонический рояль), а в Германии венгр Александр Ласло создаёт сонохроматоскоп. Эти свето-звуковые инструменты обязаны своим происхождением идеям Луиджи Руссоло.
С 1926 г. Руссоло сотрудничал с биржевой газетой «La Borsa», выступая там с критическими статьями и обзорами музыкальной жизни. 16 июня того же года он женился на Марии Зановелло, которая в 1958 г. выпустит книгу воспоминаний о своем муже: «Руссоло - Человек. Художник».
Руссоло провел эти годы между Парижем и Испанией, и одно время собирался поселиться в Испании насовсем. Его музыкальная деятельность закончилась на практике в 1931 г. с получением патента на новый струнный музыкальный инструмент. Руссоло вновь начал рисовать лишь в 1941 году, отдавая предпочтение фигуративной живописи.
IV. ВОЕННЫЙ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД ЛУИДЖИ РУССОЛО
Луиджи Руссоло. Автопортрет. 1940 г. Дерево, масло. Городской музей Портогруаро, Италия.
Говоря об итальянских художниках-футуристах, нельзя не сказать несколько слов об их отношении к фашизму. В конце 1927 г. в связи с нарастающей угрозой фашизма в Италии Руссоло уезжает в Париж и проживет там до 1939 г., до своего возвращения в Милан. Все окружающие его художники и Ф.Т. Маринетти в том числе, вступили в нацистскую партию Муссолини. Руссоло никогда ни в какую партию не вступал. Вот как об этом вспоминает русская эмигрантка, художница-кубистка Вера Идельсон (1893-1977), жившая в то время в Париже: «Я знала Руссоло лично во времена постановки спектакля «Футуристическая пантомима» в 1927 г., он был очень умным человеком с тонким умом...Руссоло был ярым антифашистом - это не могло быть иначе, учитывая его большой интеллект и высокие моральные качества». Об антифашизме Луиджи Руссоло свидетельствует также композитор Балилла Прателла, что фашизм был одной из главных причин его эмиграции в Париж, он «чувствовал отвращение к позорной и прискорбной итальянской политической и гражданской жизни тех лет».
Автопортрет. 1940 г. Бумага, пастель.
Портрет романтичной молодой женщины (Наталья Обель). 1941 г.
Портрет девушки. 1940-1945 гг. Бумага, карандаш, свинцовые белила. 32,3x36 см. Частное собрание.
Донна Альберо Нубе (Donna albero nube). 1944 г. Холст, масло. 64х84 см. Картина продана на аукционе Christie's в 2004 г. за EUR 6,820 евро.
Женский портрет. Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето (МАRТ), Италия.
Портрет Лины Закуини (Ritratto di Lina Zaquini). 1945 г.
Барсетка. Картон, масло. 37 х 29 см.
Серро ди Лавено у Лаго-Маджоре, Италия (Сerro di Lavenio). Бумага, акварель. 17х18 см.
Частное собрание.
Северное сияние (Aurora boreale). 1938 г. Дерево, масло. 60 х 91 см.
Частное собрание, Лугано, Швейцария.
Пейзаж при первых лучах солнца (Landscape at the first Rays of Sun). 1940 г.
Романтический пейзаж (Romantic landscape). 1944 г. Холст, масло. Частное собрание.
Пинии (Tre Pini). 1944 г.
Старые каштаны (Convivio). 1945 г. Фанера, масло. 61х69,5 см. Художественная галерея Марсиглионе
(MAG Marsiglione Arts Gallery), г. Комо, Италия.
Вечер (Evening). 1945 г. Картон, масло. 60 x 80 см.
На холмах (In collina). 1945 г. Дерево, масло. 59,6x49,5 см. Картина продана
на аукционе Доротеум в 2018 г., Вена за EUR10.625 - USD 12.500.
Кипарисовая горка (La collina dei cipressi). 1945 г. Фанера, масло. 60х50 см.
Частное собрание.
Ночь. 1945 г. Дерево, масло. 55x61 см. Аукцион Доротеум в 2011 г., Вена.
Эстимейт EUR 20.000 -30.000; USD 23.000-34.500.
Холмы (La colline). 1945 г. Холст, масло. 50х60 см.
Заповедник Фондоточе (Fondotoce). 1946 г.
Солнце скрылось за горою (Sole nascosto). 1946 г.
Небо и озеро (Cielo e lago). 1946 г. Холст, масло. 39х29 см. Частное собрание.
Закат (Tramonto). 1946 г. Дерево, масло. 31,5 x 40 см.
Художественная галерея Марсиглионе, г. Комо, Италия.
Бах в небесах. Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето (МАRТ), Италия.
Умирающий (L'uomo morente). 1941 г. Фанера, масло. Частное собрание, Милан.
Вернувшись в Италию в 1939 году по приглашению своей сестры Анны Марии, Луиджо Руссоло поселяется со своей женой Марией Зановелло в доме в Серро ди Лавено, где он и проживет до своей смерти. Его цель, по признанию французскому журналисту еще в 1921 г., состояла в том, чтобы уединиться в итальянской деревне и рисовать пейзажи на озере Лаго-Маджоре. Тем не менее, это не единственная его цель, он устанавливает дружеские отношения с семьей Обель и подробно беседует с профессором Марио Обелем на такие темы, как спиритизм. Он увлекся философией. Особенно его интересовала теософия и оккультные науки. Именно в эти последние годы в Серро ди Лавено Руссоло написал три книги: «За гранью материи» (1938 г., опубликован в 2015 г.), «Диалог между собой и другими» (1947 г.) и его дневник, которыми владеют Фонд Руссоло и которые до сих пор не опубликованы.
Группа футуристов, 1913 год. Слева-направо: писатель Децио Синти, ЛУИДЖИ РУССОЛО, поэт Армандо Мацца,
Филиппо Томмазо Маринетти (в центре), поэт Паоло Буцци, Умберто Боччони.
Луиджи Руссоло умер 4 февраля 1947 года в Италии, в Серро ди Лавено у озера Лаго-Маджоре.
В знак признания музыкальных заслуг Луиджи Руссоло-музыканта, в его честь был назван
международный конкурс электро-акустической музыки, проводимый в Италии с 1979 года.
ИСТОЧНИКИ:
1. Герберт Рид. Краткая история современной живописи (Перевод с англ. на венгерском языке). Издательство «Corvina», Будапешт, 1972 г. - 368 стр., илл. Тираж 13.000 экз. Книга продавалась в Москве в магазине «Дружба. Книги стран социализма» на ул. Горького по цене бутылки водки 3 руб. 62 коп.
2. Герберт Рид. Краткая история современной живописи. Пер. с англ. Татьяны Скоробогатовой. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2006 г. - 320 стр., илл. Тираж 2000 экз. В прошлом году книга вышла у нас третьим изданием. Цену см. в магазине https://www.ozon.ru/