[700x479]
Нам завещал Спаситель «быть, как дети».
Одно с тех пор нам удалось на свете:
От образца отделаться; добиться,
Чтоб... сами дети - не были «как дети»!
Новелла Матвеева. 28 августа 1993
Ушла из жизни Новелла Николаевна Матвеева - поэт, прозаик, бард, драматург, литературовед. Тем кто увлекается бардовской песней - это имя хорошо знакомо. Да и другие, непременно сталкивались, хоть иногда, с её творчеством. Для любителей поэзии, Новелла и её стихи - это особая страница.
[700x457]
В кратком изложении биография Новеллы Матвеевой выглядит благополучной, символичной и бедной событиями. Родилась 7 октября 1934 года не где-нибудь, а в бывшем Царском Селе и будущем городе Пушкин. Среди ее предков были музыканты и крестьяне, поэты и моряки, скрипичный мастер и даже корабельный фельдшер.
[700x524]
А если подробно, то она внучка «основателя династии» - Николая Матвеева (1865-1941), дочь поэта и литературоведа Николая Николаевича Матвеева-Бодрого и поэтессы Надежды Матвеевой-Орленевой, племянница поэта Венедикта Марта (Матвеева), двоюродная сестра поэта Ивана Елагина, чьей женой, в свою очередь, была поэтесса Ольга Анстей, - таков далеко не полный список родственных связей Новеллы Матвеевой, самой знаменитой женщины в этом огромном роду, давшем русской литературе множество поэтов и немало, кстати, поэтов-переводчиков.
[700x463]
Почти все детство и юность Новелла провела в Подмосковье. Работала в детском доме - не воспитателем, а разнорабочей в подсобном хозяйстве.
1-го ноября 1959 года проснулась знаменитой: в этот день «Комсомольская правда» вышла с полосой ее стихов.
[700x388]
Потом была учеба на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР, подаривших ей не только диплом и право на профессию, но и знакомство с выпускником Литинститута Иваном (Хейно Иоханнесом) Киуру, за которого она вышла замуж в 1963 году, чтобы не разлучаться до самой его смерти в 1992-м.
[700x436]
Фотографии Новеллы Матвеевой 60-х годов - времени ее оглушительной славы как автора песен - можно буквально пересчитать по пальцам. Да и сами выступления были нечасты и непредсказуемы, а с годами становились все реже. Бесстрашная и изящная в стихе и мелодии, на сцене, в лучах софитов, под взглядами сотен незнакомых людей и под прицелом объективов, Матвеева выглядела скованно и неловко.
Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны. Позже она напишет: «Я была очень взрослой, когда была маленькой». Именно оттуда, родом из детства особая интонация ее поэзии, которую всегда отличала какая-то нездешняя, гриновская романтика. Не случайно, Корней Чуковский называл Новеллу Матвееву «уходящая».
В конце 1950-х она стала сочинять песни и исполнять их под гитару. Совсем скоро их запела вся студенческая молодежь страны, порой даже не зная имени автора. А в 1966 году Новелла Николаевна записала альбом, который стал первой бардовской пластинкой, выпущенной в СССР. И сегодня поклонники продолжают слушать и исполнять ее песни, про которые Александр Городницкий сказал, что их мог написать только очень счастливый человек.
[700x502]
Между прочим, именно Матвеева придумала слово «шестидесятники» в своей статье, опубликованной альманахе «Поэзия» примерно во второй половине восьмидесятых и с того времени всех живших и действовавших в 60-е стали называть - «шестидесятники».
[700x470]
И все же Новелла, в силу своего характера, была несколько отстранена от шумного мира. Отъединению Матвеевой невольно способствовал и муж Иван Киуру, взявший на себя львиную долю ненавистного ей общения с редакциями, издательствами и прочими конторами. В 1992 году Киуру умер. На несколько лет Матвеева просто замолчала.
[700x405]
Новые стихи (но не песни!) стали появляться лишь в самом конце 90-х. Сама же Новелла Николаевна окончательно выпала из всякой публичной жизни, проводя почти все время зимой в городской квартире, а летом - на той самой даче в Сходне, где соседи могли месяцами не замечать ее присутствия. Там же она и закончила свой земной путь.
[700x471]
Перу Новеллы Матвеевой принадлежат стихи, проза и переводы, собранные в более 30 книгах . Её творчеству посвящены сотни статей известных поэтов, литераторов, критиков и литературоведов. Только, как мне кажется, они так и не раскрыли этот феномен, этот экзотический фрукт, вдруг выросший на древе русской поэзии.
[300x380]
Но он был - и с этим уже ничего не поделаешь. Личные невзгоды, встречавшееся подчас непонимание некоторых критиков, искусствоведов, редакторов и издателей не сломили волю Новеллы Николаевны. Она продолжала активно работать на радость многочисленных поклонников ее творчества. В 1998 году Н.Н. Матвеева удостоена звания лауреата Пушкинской премии.
[700x403]
И теперь мы прощаемся с Новеллой Николаевной навеки. А стихи, именно стихи, останутся в памяти тех, кто зачитывался ими, поражаясь силой и мудростью... и в то же время ясностью. В них есть глубина, подводное течение, поэтому к ним есть за чем возвращаться. Они заставляют задуматься. Прочтя один раз, хочется прочесть их ещё.
[700x491]
Я не верю в те стихи, которые сразу, в одну секунду, доходят полностью, которые абсолютно не требуют усилия для восприятия. Матвеева и сама к своим стихам возвращалась, вот почему некоторые из них имеют не одну дату...
Когда потеряют значение слова и предметы,
На землю, для их обновленья, приходят поэты.
Под звездами с ними не страшно: их ждешь, как покоя!
Осмотрятся, спросят (так важно!): «Ну, что здесь такое?
Опять непорядок на свете без нас!»
Новелла Матвеева из стих «Поэты»
[700x428]
Я понимаю вас!
Достойный дю Белле писал из Рима другу,
Что мало пишется, что вдохновенья нет.
Но звонко между тем сонет сонету вслед
Из-под пера его летел, как вихрь по лугу...
Что это значило б? Неужто лгал поэт?
И ловко пряча взлёт, изображал натугу?
Нет. Просто... он не мог вменить себе в заслугу
Без чувства РАДОСТИ набросанный терцет...
Сама поэзия «не в счёт», когда унынье
Ей точит карандаш. Когда забота клинья
Вбивает между строф. Растёт стихов запас...
Но если качество творишь без увлеченья,
То и количеству не придаёшь значенья.
Высокочтимый мэтр, я понимаю Вас!
[700x473]
Мне кажется
Мне кажется порой, что умерли стихии -
Такие, как Земля, Огонь, Вода и Воздух.
А заменили их... какие-то другие -
Из приготовленных на беззаконных звёздах;
Что до сих пор трава, наш друг многовековый,
Напрасной зеленью сияла перед нами;
Что кто-то изобрёл закон природы новый,
Повелевающий расти ей - вверх корнями!
Что в джунгли отпустил шарманщик обезьянку,
Но джунглей больше нет; их царственное платье
Сорвали, вывернули, с криком, наизнанку!
Мне кажется, о них - век буду горевать я,
И плакать буду я - счастливцам на потеху
По истинным слезам и подлинному смеху.
***
[700x481]
Художник, незнакомый с поощреньем,
А знаешь ли? В тени пожить не грех:
Не ослепляясь счастья опереньем,
Мир как он есть увидеть без помех.
Негромким смехом встретить грубый смех,
Злорадство - ледяным обдать презреньем...
Нас невеликость наша высшим зреньем
Снабдит. И высший нам суждён успех.
Чтобы затем, с победою помешкав,
С насмешливым поклоном взять реванш.
Так Гулливер - игрушка бробдингнежцев -
Мог разглядеть морщины великанш,
Чью красоту считали в Бробдингнеге
Вершиной безупречности и неги.
[700x466]
Сводники
Кухарка вышла замуж за компот,
Взял гусеницу в жены огородник,
Грядущий день влюбился в прошлый год,
А виноваты - сводница и сводник.
У сводников - своих законов свод:
К бирюльке в плен идет бирюк-работник,
Прилежницу всегда прельщает мот,
Но никогда негодницу негодник.
Всех сводят сводники: козла с капустой, сор
С отсутствием метлы, рубашку - с молью,
Огонь - с водой, пилу или топор -
С деревьями, шиш - с маслом, рану - с солью.
Но близок час расплаты; он придет
И сводника... со своднею сведет.
[700x506]
Смех Фавна
Суди меня весь мир! Но фавна темный смех
Мне больше нестерпим! Довольно я молчала!
В нем - луч младенчества, в нем же - зрелый грех:
Возможно ль сочетать столь разные начала?
Но сплавил древний миф козлиный хвост и мех
С людским обличием. Невинный вид нахала
С чертами дьявола. Злу Злом казаться мало.
Зло любит пошутить. И в том его успех.
Но есть же логика! И путь ее упрям:
Грех черен и хитер. А юмор чист и прям.
Где для греха простор - там юмору могила...
А если мы, шутя, вросли однажды в грязь,
Солгали с юмором и предали смеясь,
То чувство юмора нам просто изменило.
[700x466]
Что есть грех
Перед неграмотным блеск знаний обнаружить -
Вот грех! Божиться грех. Но грех божбу и слушать.
Грех клясться клятвою! (Особенно тогда,
Когда заранее решил её нарушить!)
***
Когда Вселенная открывает нам добровольно
Явления, о которых скептик твердил: «Крамольно!»,
При чём тут я и чему я радуюсь так - не знаю,
Какая польза мне в том - не знаю. Но я - довольна.
[700x466]
Вы думали...
Вы думали, что я не знала, как вы мне чужды,
Когда, склоняясь, подбирала обломки дружбы.
Когда глядела не с упреком, а только с грустью,
Вы думали - я рвусь к истокам, а я-то - к устью.
Разлукой больше не стращала. Не обольщалась.
Вы думали, что я прощала, а я - прощалась.
***
[700x526]
Новелла Матвеева как умела жила в обществе, будучи свободной от него. За что принудительно была выселена в прошлое... Как жаль, что мы вспоминает о творческих людях лишь когда юбилеи или уход из жизни...
Не сам сонет состарился и умер,
А давняя сонетная пора.
Древесный сок извечно будет юным,
Хотя веков крепка на нём кора.
Застыла ода идолом чугунным.
Слегла элегия, чей плач как из ведра,
И только лишь сонет ещё щекочет струны,
Ещё качается на кончике пера.
Он жил давно. Но это не причина
Вновь не ожить для новых, лучших тем:
Его конец не смерть. Конец не есть кончина.
Смотря что кончено, кто кончил и зачем.
О! Многое Шекспир вложил в уста сонета,
Но ведь осталось же несказанное где-то.
Новелла Матвеева.
Музыка: John Sokoloff «Valleys» и «Stage Five Blues».
[700x448] | 
Lyarder |
|
|