Жизненный цикл интернет-сообщества
05-04-2010 21:43
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Тут мои мысли по поводу законов развития интернет сообществ.
Просто что-то в голову запало и не давало успокоиться пока не написал тут.
Сначала появляется сервис для интернет сообщества.
==========================================
Это может быть принципиально новый сервис типа твиттера либо просто форум. Не важно.
Важно что это именно сервис для СООБЩЕСТВА, и то что он достаточно привлекателен для публики, чтобы не умереть сразу.
Сначала этим сервисом пользуются случайные единицы да и собственно создатели сервиса усиленно изображают активное сообщество. Пока это вся аудитория.
БУМ. Вирусное распространение
============================
Если сервис имеет изюминку и ему круто повезло. Первыми приходят \"Первопроходцы\". Им интересно всё новое, они любят быть первыми и немного склонны к элитаризму, они легки на подъём, они креативны, они легко сходятся с людьми, они легко и с восторгом включаются в жизнь сообщества. Они начинают генерировать контент. При этом они активно проводят агитацию этого сервиса среди своих знакомых.
Сообщество растёт и все генерируют контент. Контент растёт в геометрической прогрессии. А если первопроходцы не зануды (допустим не зануды), то контент довольно интересный, свежий провокационный, яркий. Контент сам по себе привлекает новых пользователей аналогичного склада
От такого интенсивного роста и вовлечения в сообщество новых интересных людей(как правило знакомых друг с другом) начинается эйфория, кроме всего прочего эйфория способствует более активному использованию сервиса.
Короче, идёт вирусный БУМ.
На данный момент состав сообщества - это в основном лёгкие на подъём первопроходцы и их ближайший круг. Сообщество довольно компактно объединено общими идеями и немного элитарно.
Примеры:
Поглядите что сейчас происходит с твиттером - сплошные восторги. Вас нет в твиттере???? Как??? Не может быть! Даже в самой зачуханной деревне все должны быть твиттерянами!
Зрелось проекта
======================
Проект набирает популярность и к проекту начинают толпами подключаться "Скептики" угрюмые новые люди, незнакомые с первопроходцами и их стилем общения, люди со своим независимым и невсегда общепонятным мнением. Поток этих людей становится довольно сильным и сообщество не успевает их как-то переварить привить им свои ценности и стереотипы общения. Элита размывается. "Первопроходцы" понемногу теряют интерес к сервису, меньше пишут.
Для этого периода характерно резкое увеличение количества пользователей, снижение качества контента, появление в сервисе разных группировок живущих параллельной жизнью.
Примеры:
Характерные фразы:
Хабр уже не тот.
или
Жуйк уже не торт.
Стагнация
==================
Разнородность сообщества растёт. Появляются первые конфликты внутри сообщества. Появляются первые изгои, первые неприкасаемые. Кто-то обижается и хлопает дверью. Конфликты начинают перерастать в конфликты между небольшими группами. Начинается война за карму, симпашки и прочее.
Люди ещё по инерции стремятся в такое сообщество, но уже очень много давно не пишуших пользователей
Пример:
Хабр Попробуйте сделать хвалебный комментарий о виндоусе или о майкрософте - вас сразу заминусуют, даже если сказанное будет справедливым и сказано к месту.
И вообще иногда делая комментарий на хабре не знаешь, что за него получишь, плюсы или минусы. Ощущение, что для многих это как ролевая игра, в которой карма это ресурс, за который нужно бороться, и чем сплочённее группа - тем успешнее идёт борьба.
Упадок проекта
===================
Наверное любому сервису рано или поздно приходит конец. Особенно если он перестаёт развиваться, изживает свою идею, или начинает глючить.
Первопроходцы рано или поздно уходят совсем. Либо уходят на другие интересные сервисы (например с ЖЖ на хабр, с хабра на твиттер) А ещё первопроходцы могут уходить на свой стенделон-блог. Или вообще в реал.
Сообщество теряет значительную часть генераторов интересного контента, теряет первоначальную культуру общения, остаётся пёстрая толпа, которая по своей инерции продолжает генерировать некий контент. Новые пользователи приходят, но не надолго, старые постепено уходят всё больше и больше.
Постепенно народ забивает на карму, симпашки, рейтинги и прочую замануху
Сервис и далее продолжает влачить жалкое существование. Развитие его прекращается
Пример: Сегодняшняя лирушка.
Куда не глянь - все с ностальгией вспоминают лирушку двух-трёх летней давности.
Каждый третий говорит, что пора валить отсюда "в миры иные".
А иные просто молча сваливают
Конец
Вот такая грустная у меня концовка получилась.
Я не прав?
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote