Станислав Гроф.
Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти (фрагмент)
Люди, переживающие процесс приближения к смерти не так внезапно, в более замедленном темпе, чувствуют, будто именно воля к жизни поддерживает их, и боятся, что если они сдадутся, то умрут. В момент прекращения борьбы страх утихает, и на человека перед лицом смерти нисходит безмятежность и успокоение. Когда приход смерти становится неизбежным, он встречается с внутренним спокойствием. Обычно фаза обзора жизни следует сразу за переходом от активного противодействия происходящему к пассивному приятию. Она сопровождается разотождествлением личности от телесной проявленности, что может послужить основанием для появления опыта внетелесного существования. Люди могут действительно видеть, как их тело движется к смерти, но смерть как реальность тем самым отрицается, и они превращаются в свидетелей, наблюдающих эту сцену с отстраненным интересом.
Обзор прошедшей жизни, который происходит в этот момент, обычно обретает форму панорамы воспоминаний, быстро следующих одно за другим и охватывающих всю жизнь. Прокручивание такого фильма-жизни идет иногда в обратном порядке, начиная от времени несчастного случая или болезни и заканчиваясь детством, или же в обычном, следуя за хронологическим пбрядком событий. Как правило, такая ретроспектива сопровождается приятными эмоциями, реже встречается негативный эмоциональный фон и болезненная аффектация. Иногда просмотр прошедшей жизни имеет сугубо панорамную, пространственную форму, а не последовательно разворачивающуюся во времени — в этом варианте важные воспоминания из различных периодов жизни появляются одновременно как части одного континуума.
Фаза просмотра прошедшей жизни может быть проиллюстрирована краткой выдержкой из письма, написанного адмиралом Бофортом, где он описывает несчастный случай, в результате которого он чуть не утонул. Когда он еще был курсантом на корабле в Портсмутской гавани, он упал за борт. Не умея плавать, он быстро обессилел и на какое-то время ушел под воду, прежде чем подоспели спасатели. Описание случившегося было зате^ опубликовано в книге В. Мунка «Эвтаназия, или Медицинское вспоможение легкой смерти» (Munk, 1897).
«Все надежды исчезли, вся борьба прекратилась, безмятежные чувства самого глубокого и совершенного успокоения вытеснили предшествующую сумятицу чувств — нет, я не сдался, скорее это можно было назвать апатией, но, определенно, смерть от утопления не представлялась больше злым несчастьем. Исчезли мысли о том, что меня спасут, я не думал больше о физической боли и страданиях. Напротив, мои ощущения теперь были даже скорее приятного свойства, отчасти напоминающие несколько заторможенные, но вызывающие удовлетворения чувства, испытываемые сильно уставшим человеком перед тем, как заснуть. Хотя чувства как бы притупились, этого нельзя было сказать о разуме: его активность усилилась настолько, что это не поддается описанию, ибо мысли возникали одна за другой с такой скоростью, что это не только неописуемо, но и вероятно, непостижимо для тех, кто сам не побывал в подобной ситуации
Даже сейчас я могу с большой степенью точности восстановить в памяти последовательность пронесшихся тогда мыслей — мое падение, неловкость, послужившая ему причиной, переполох, который оно, должно быть, вызвало, то, как все это должно отразиться на безумно любившем меня отце, и тысячи других обстоятельств и деталей, относящихся к домашней жизни, составили первую серию очень ярких и зримых воспоминаний. Далее охват событий расширился — наше последнее плавание, предыдущий вояж и кораблекрушение, школа, где я учился, со всеми успехами и зря упущенным временем и даже все мои мальчишеские забавы и приключения.
Двигаясь, таким образом, в обратном к течению времени направлении, каждый эпизод моей жизни прошел в моей памяти в обратной последовательности, однако не мельком, нет, яркие картины заполняли каждое мгновение и представлялись весьма детально, короче — все мое существование как бы предстало передо мной в виде обширной панорамы, и каждый акт сего действа, каждый поступок сопровождался острым осознанием его значения, пониманием, правильным ли он был или ошибочным, либо некоторой отсылкой к его причинам или последствиям; на самом деле среди них было и немало пустячных событий, которые, казалось, уже были основательно забыты, но теперь вновь поднимались в мои воспоминания, словно только что пережитые и знакомые».
Согласно Нойсу, это возвращение к памяти о прошедшем может быть результатом внезапной потери ориентации на будущее. Люди в преклонном возрасте, подходящие к концу своего жизненного пути, склонны не интересоваться будущим и обращаются к переживаниям прошедшего. Подобным же образом те люди, которые совершенно неожиданно сталкиваются с внезапным прерыванием срока своей жизни, могут испытывать резкое увеличение интереса к своему прошлому. Это сильное фокусирование жизненной энергии на событиях из прошлого, возможно, и придает такую яркость появляющимся из глубин памяти ранним воспоминаниям. Нойс указывает на естественное экзистенциальное значение этого финального просмотра событий жизни и подчеркивает важность получаемой таким образом жизненной перспективы.
В момент смерти индивидуальное существование завершается и как бы навсегда застывает в определенной форме. Через всю историю проходит отношение к моменту смерти как к важному переломному моменту, именно по этой причине: он предоставляет последний шанс отстоять те цели жизни, которые человек считал самыми главными. Во время этого финального просмотра прошедшей жизни умирающие страстно принимают трансцендентальное значение своего существования и присовокупляют его к универсальному космическому порядку, который они теперь постигают. Это может рассматриваться как мощное подтверждение духовных устремлений умирающих. Нередко пережитые видения приносили такое глубокое удовлетворение, что испытавшие их имели сильное желание умереть и остаться навеки в этой трансцендентальной реальности, они даже часто выказывали негодование и даже враждебность к тем, кто их оживил и вернул к повседневной реальности.
Обычно трансцендентальная фаза естественным образом развивается из просмотра прошедшей жизни. Люди, обозревающие свою жизнь с точки зрения соотношения добра и зла, начинают видеть все с нарастающей отстраненностью. Они могут таким образом достигнуть такого момента, когда жизнь становится им видна и во всей ее совокупности, и во всех деталях. В итоге даже этот предел преодолевается, и умирающие испытывают то, что может быть названо мистическим, трансцендентальным, космическим или религиозным сознанием, и что Абрахам Маслоу на звал «пиковым переживанием» (Maslow ed, 1964). В некоторых случаях просмотр пережитой жизни пропускается и человек, неожиданно столкнувшись со смертью, попадает сразу в трансцендентальную фазу.
В 1966 году Уолтер Панки провел сравнительные исследования литературы о трансцендентальном опыте религиозных и мистических проповедников и учителем на протяжении многих веков (Pahnke, 1966). Он видоизменил критерий Уильяма Джеймса и Уолтера Стейси (James, 1929; Stace, 1960) и определил в качестве наиболее важных величин, стоящих в общем знаменателе мистического опыта или «пикового переживания», следующие:
• Ощущение единства (внешнего и внутреннего)
• Сильные позитивные эмоции
• Преодоление пространства и времени
• Ощущение нуминозности (проявления воли высших сил и законов)
• Парадоксальность
• Объективность проникновения в суть вещей
• Невыразимость
• Разнообразное позитивное последействие
Как указывает этот список, при пиковом переживании возникает ощущение преодоления повседневной некоторой раздельной деятельности ума и тела и достижения состояния единства и целостности. Мы также преодолеваем обычную разделенность субъекта и объекта и переживаем экстатическое единение со всем человечеством, природой, космосом и Богом. Это связано с ощущением радости, блаженства, безмятежности и умиротворения. В мистическом опыте подобного типа появляется ощущение, что мы покидаем обычную реальность, где пространство имеет три измерения, а время линейно. Мы вступаем в метафизическое трансцендентное царство, где эти категории больше не применимы. В этом состоянии бесконечность и вечность становятся реально воспринимаемыми. Мистическое свойство этого состояния не имеет ничего общего с предыдущим религиозным опытом и верованиями, оно отражает прямое постижение божественной природы реальности.
Описания кульминационного переживания обычно переполнено парадоксами. Сам опыт может описываться как «пустой» и в то же время «содержащий абсолютно все», то есть он не имеет определенного содержания, но содержит все в потенциальной форме. Возможно ощущать одновременное присутствие везде и при этом нигде. Когда наши персональная идентичность и ограниченное эго уже исчезают, мы вдруг ощущаем, что разрослись до такой степени, что наша сущность включает в себя теперь весь универсум. Подобным же образом возможно воспринимать все формы как пустоту, а пустоту наполненной потенциальными формами. Можно даже достичь такого состояния, при котором мир видится как существующий и не существующий одновременно.
Вершинное переживание может передавать нечто, являющееся, по-видимому, высшей мудростью или знанием о сути вещей, важных для мироздания, описанное в Упанишадах как «знание, которое позволяет знать все». Познаваемое в результате этого переживания, неизъяснимо; оно не поддается описанию словами. Тем не менее переживание этого опыта имеет выраженное позитивное влияние на нашу систему ценностей и стратегию дальнейшей жизни. Состояния при клинической смерти имеют все характерные признаки, перечисленные в мистических категориях Панке. Эти эпизоды необычных состояний сознания могут сопровождаться изменениями в восприятии мира, в частности яркими визуальными образами.
Возрожление интереса к состояниям на пороге смерти
В 70-е годы XX века книги «О смерти и умирании» Элизабет Кюблер-Росс и «Жизнь после жизни» Рэймонда А. Моуди открыли новую эру в изучении явлений, связанных со смертью (Kubler-Ross, 1969; Moody, 1975). Если Кюблер-Росс в большей мере сосредоточивалась на клинической работе с умирающими, ставшая международным бестселлером книга Моуди исследовала феноменологию околосмертных переживаний (ОСП). Подготовленность Моуди в области как психологии, так и медицины, тот факт, что он лично интервьюировал переживших клиническую смерть, а также объективный тон повествования, лишенный сенсационности, сделали его книгу особенно заметным вкладом в исследования опыта соприкосновения со смертью.
Автор собрал данные о 150 лицах, и его наблюдения распадаются на три категории:
1) рассказы, раскрывающие ОСП людей, которые были возвращены к жизни после того, как их сочли умершими, они были признаны и объявлены таковыми лечащими врачами;
2) отчеты лиц, которые во время несчастных случаев, тяжких ранений или заболеваний были на грани физической смерти;
3) отчеты людей, передававших свои переживания на пороге и в момент наступления смерти лицам, находившимся у их смертного одра.
Моуди лично и подробнейшим образом опросил более пятидесяти человек, относящихся к первым двум категориям, и обнаружил значительное сходство между отдельными рассказами. Ему удалось выделить в переживаниях, связанных со смертью, несколько основных черт, повторявшихся с удивительным постоянством. Многие из них, судя по всему, являются характеристиками, с которыми мы уже сталкивались, обсуждая перинатальные и трансперсональные явления, возникающие в ходе психоделических сеансов. К примеру, большая часть описаний содержала в себе продвижение сквозь темное закрытое пространство, обозначаемое как воронка, пещера, туннель, цилиндр, долина, желоб или сточная труба, где их встречал божественный свет. Хотя Моуди специально и не говорит об этом, в описаниях можно найти много косвенных намеков на процесс родов: скольжение вниз головой вперед, концентрические круги туннеля, отсутствие воздуха в закрытом пространстве, трудности с дыханием, скатологические элементы и т.д.
Многие умирающие сообщали о восприятии странных звуков, похожих на описанные в тибетской Книге мертвых, и на те, которые имеют место во время психоделических сессий. Некоторые из этих звуков были явно неприятного свойства, наподобие громких щелчков, рева, звона, жужжания, свиста и хлопков. Другие были красивы и умиротворяющи — прекрасный перезвон колокольчиков, величественная музыка трансцендентного свойства. Очень часто нисходило чувство мира и покоя. Многие выжившие после клинической смерти выражали сожаление о невыразимости переживания и о неспособности нашего языка передать его особую природу. Некоторые рассказывали, что во время коматозного состояния либо после клинической смерти они слышали отдельные фразы и даже полностью воспринимали разговоры об их состоянии, которые вели доктора, медсестры и родственники. Иногда правильность их восприятия удостоверялась последующим расследованием.
Переживание явления выхода из тела — еще одна общая черта опыта соприкосновения со смертью — может принимать разнообразные формы. Некоторые описывают восприятие себя как бесформенного облака, энергетической структуры либо чистого сознания. Другие четко ощущали свое тело, которое, однако, было прозрачно, невидимо и неслышно для обитателей материального мира. Иногда возникало чувство страха, замешательства и желания вернуться в физическое тело, порой, напротив, появлялось экстатическое ощущение отсутствия времени, веса, ощущения мира, тишины, покоя. Некоторые на этой стадии проявляли беспокойство о судьбе своих физических тел, другие оставались совершенно к ним равнодушны. Не воспринималось никаких запахов, изменения температуры, тактильных ощущений. Зрение же и слух, напротив, судя по всему, резко обострялись, им, казалось, почти не было границ.
Многие умирающие, о которых повествует Моуди, сообщали о встречах с другими существами — покойными родственниками и друзьями, «духами-хранителями» или духовными руководителями. Особенно частя, судя по всему, происходит видение встречи со «Светящимся существом», которое является источником неземного сияния, лучистым и сверкающим, но обладающим и определенными личностными характеристиками, такими, как любовь, теплота, сострадание и чувство юмора. Общение с этим Существом происходит без слов путем непосредственной передачи мысли. В рамках данной встречи или вне ее умирающий может пережить частичный или полный обзор своей жизни, почти всегда протекающий в ярких цветах и включающий в себя трехмерные движущиеся формы. Смысл данного переживания, видимо, заключен в понимании того, что постижение любви к другим и обретение высшего знания являются максимальными ценностями человеческой жизни.
Во многих сообщениях описывалось достижение границы или предела, где следовало принять решение — вернуться или продолжить странствие в потустороннем мире. Такая граница носит чисто абстрактный характер либо символически выражена в виде преграды или грани — дверь или врата, реки или озера, седого тумана, изгороди или линии.
Отношение к возвращению, видимо, меняется в процессе умирания. В течение нескольких первых мгновений после наступления смерти люди испытывают отчаянное желание вернуться в тело и сожалеют о своей кончине. После некоторого продвижения и особенно после встречи со «Светящимся существом» прежнее намерение может уступить место нежеланию возвращаться. Некоторые связывали свое возвращение с собственным решением поступить таким образом. Другие чувствовали, что были либо посланы обратно «Светящимся существом», либо возвращены чувством любви, желаниями и молитвами других, независимо от их собственных намерений. Иногда же выжившие не помнят, как случилось, что они вернулись.
Моуди уделял особое внимание тем трудностям, которые люди, соприкоснувшиеся со смертью, испытывают при попытках рассказать об этом особом событии другим. Ими самими оно воспринимается как глубокое, реальное и важное, однако они находят чрезвычайно затруднительным адекватно его описать. Автор указывает на то, что такие трудности, равно как и неспособность иных людей понять их — нередко вместе с проявляемым снисходительным или даже насмешливым отношением, — главная причина того, что мы так мало слышали об этих довольно часто происходящих случаях. Лучше всего это может быть проиллюстрировано тем фактом, что на протяжении всего исследования лишь в одном случае врач обнаружил хоть какое-то знакомство с околосмертными переживаниями.
У людей, выживших после ситуации, грозившей им смертью, либо перенесших клиническую смерть, в результате случившегося развивались новые представления о ее природе. Многие утрачивали страх перед смертью. У них развивалось позитивное отношение к ней, отнюдь не связанное с желанием умереть или суицидальными наклонностями. Их сомнения, касающиеся возможности посмертного существования, рассеивались, и продолжение жизни сознания за пределами физической кончины становилось для них экспериментально доказанным фактом. Одним из наиболее важных аспектов исследования Моуди было обсуждение воздействия, которое ОСП оказывало на дальнейшую жизнь выживших.
Большинство из них ощутило, что она значительно расширилась и углубилась. У них проявился серьезный интерес к глубочайшим философским и духовным вопросам, и для них начала действовать совершенно иная, чем прежде, щкала ценностей. Существование внезапно оказалось гораздо ценнее, и значительно больший акцент стал делаться на полноценное переживание текущего момента, на то, что происходит «здесь и сейчас», вместо погружения в воспоминания или фантазирования о будущем. Наблюдались также серьезные изменения в представлениях об относительности ценности физического тела и ума. Реже это сопровождалось развитием парапсихологических способностей.
Данный материал полностью соответствует выводам Уолтера Панке о последовательности мистических переживаний, происходящих спонтанно или в ходе занятий религиозной практикой, без пребывания в ситуации, несущей в себе угрозу жизни (Pahnke, 1963). Одна из выделенных им категорий, описывающих мистическое сознание, включала в себя устойчивые, позитивные перемены в чувствах, взаимоотношениях и„поведении, следующих за переживанием подобного рода. Характер таких перемен, судя по всему, совпадал с описанным Моуди. Рассел Нойес пришел к аналогичным выводам в проведенном им исследовании большого числа переживаний клинической смерти и состояний на пороге смерти (Noyes, 1972). Временные или же устойчивые изменения подобного рода случаются весьма часто у людей, переживших близкое соприкосновение со смертью — либо на личном опыте, будь то несчастный случай, попытка самоубийства, серьезная болезнь или хирургическая операция, — либо в символической форме. Например, спонтанное мистическое переживание, психоделический сеанс, острый психотический эпизод, участие в действенном обряде перехода могут оказать сходное позитивное влияние.
Несмотря на большое сходство между данными Моуди и теми результатами наблюдений, которые мы получили в своей работе с тяжелыми раковыми больными, были также и некоторые фундаментальные отличия, которые заслуживают внимания. В своей книге Моуди специально подчеркивает отсутствие мифологических элементов в переживаниях на пороге смерти, наблюдавшихся им, так же как и в вытекающей из этих наблюдений новой концепции смерти. Он иронически высмеял в своей книге то, что он назвал «мультяшными небесами жемчужных врат, золотых улиц и крылатых, играющих на арфах ангелов или адского пламени и демонов с вилами». Им также была выдвинута гипотеза, что ОСП во всех случаях имел позитивное содержание.
Когда книга Моуди была опубликована, моя книга «Человек встречается со смертью», написанная в соавторстве с Джоан Хэли-факс, находилась в гранках, отчего мы не могли сопоставить его и наши данные. В переписке с Моуди я подчеркивал, что наши наблюдения отличаются от его. В наших исследованиях, проведенных в Мэрилендском центре психиатрических исследований, результаты которых будут приведены далее в этой книге, конкретные архетипические образы божественных сущностей и демонов возникали приблизительно с той же частотой, что и образы божеств, не имеющих определенной формы. Мы также сталкивались с устрашающим ОСП и с такими, которые явно иначе, чем адскими, назвать было трудно. Переживания Курта Юргенса, описанные выше, выразительное тому доказательство. В следующей за «Жизнью после жизни» книге Моуди признал, что все-таки столкнулся с ОСП с такими элементами, как область заблудшихся призраков и Городов Света (Moody, 1977). Впоследствии стало совершенно ясно, что устрашающий ОСП является достаточно распространенным, и он привлек к себе значительный теоретический интерес (Greyson and Bush, 1992;Bache, 1996).
Книга Раймонда Моуди «Жизнь после жизни» породила большой интерес к околосмертным переживаниям не только у разных слоев общества и широких масс, но и у специалистов в профессиональных кругах. Она подвигла, вдохновила целое новое поколение исследователей — Кеннета Ринга, Майкла Сэйбома, Брюса Грейсона, Филлис Этуотер, Барбару Харрис-Уитфилд и многих других — на исследование этого удивительного феномена. Эти исследователи показали, что ОСП встречается приблизительно у одной трети людей, сталкивающихся с различными формами опасных для жизни ситуаций, таких как тяжелая болезнь, автомобильная катастрофа, сильное утопление, инфаркт или остановка сердца во время хирургической операции. В некоторых случаях ощущения наступления скорой смерти или просто ожидания смерти оказывается достаточным, чтобы вызвать сходный эффект. ОСП могут быть также вызваны экспериментально.
Профессор химии Западнотехасского университета А&М Джеймс Виннери исследовал воздействие налетчиков-истребителей и испытуемых предельных ускорений на большой центрифуге с целью воспроизведения экстремальных условий, которые могут создаться во время маневров при воздушном бое. Он собрал данные за 15 лет исследовательских работ по действию различных величин ускорений и более чем о 700 эпизодах потери сознания из-за резкого увеличения ускорения свободного падения (локального значения величины g) в истребителях во время выполнения полета и под действием вращения большой центрифуги. Субъектами исследования послужили испытуемые, летчики-истребители и студенты различных курсов авиационной медицины. Виннери показал, что под действием экстремальных значений g-фактора летчики-истребители и другие испытуемые терял^сознание и переживали опыт состояний, близких к смерти (Whinnery, 1997).
Основные характеристики околосмертных переживаний (ОСП)
Представляется, что частота появления ОСП в среднем не зависит от уровня образования, принадлежности к тем или иным социально-экономическим группам, сексуальной ориентации, верований или установок, религиозной конфессии и жизненного опыта. Они возникают у людей обоих полов, любого возраста, включая и детей. Конкретные проявления ОСП весьма разнообразны, и среди них нет двух одинаковых. Однако танатологи смогли установить ряд элементов опыта, которые в различных сочетаниях представлены в большинстве ОСП. Иногда переживания на пороге смерти содержат все характерные составляющие, которые будут описаны далее. В большинстве же случаев часть их пропускается.
Самым необычным аспектом ОСП является «правдоподобное и истинное» переживание выхода за пределы телесной оболочки (ВПТО) — термин, применяемый для тех случаев, когда сознание, не обремененное телом, было способно экстрасенсорным способом точно воспринимать окружение. Танатологические исследования неоднократно подтверждают, что люди, кажущиеся для внешнего наблюдателя лежащими без сознания, включая и находящихся в состоянии клинической смерти, на самом деле могут испытывать ВПТО, во время которого их сознание сохраняет способность воспринимать окружающую среду. Они способны сверху видеть свои тела и усилия, направленные на спасение их жизни, а также свободно путешествовать по другим помещениям того же здания или за его пределы, иногда очень далеко. Точность наблюдений, сделанных бестелесным сознанием во время таких странствий, была неоднократно подтверждена независимыми исследователями.
Имеется поразительное чрезвычайное сходство между изложенными выше опытами и описаниями в тибетской Книге мертвых. Согласно «Бардо тходрол», потеряв сознание, устрашившись в чоньи бардо, умирающий как бы вновь пробуждается в сипэй бардо в новой форме — в теле бардо. Тело бардо отличается от нашего грубого тела, так хорошо знакомого нам в повседневном существовании. Оно не материально и обладает множеством удивительных свойств. Оно может беспрепятственного проходить через сплошные твердые предметы. Находящийся в теле бардо способен мгновенно перенестись в любое место на Земле и даже на священную гору Меру, соотносимую с центром нашего мира. Имеются только два исключения из этого правила — это материнское лоно и Бодх Гая, что ясно указывает на то, что мы покидаем состояния бардо при зачатии и при просветлении (Evans — Wentz, 1957).
Обширные исследования, проведенные Кеном Рингом и его коллегами, добавили еще один удивительный аспект к описанным выше наблюдениям. Было показано, что слепые от рождения люди, которые из-за органических дефектов были лишены зрения в течение всей своей жизни, оказались способны видеть окружающее, когда их сознание освободилось от телесной оболочки в состоянии, близком к смерти.
Рингу и коллегам удалось верифицировать многие из этих видений согласованным протоколированием (Ring and Valarino, 1998; Ring and Cooper, 1999). Самые разнообразные детали окружающего пространства были весьма точно восприняты слепыми, от элементов электрического оборудования на потолке операционной до деталей пейзажа, окружающего больницу, наблюдаемого с высоты птичьего полета. Таким образом, современные танатологические исследования удостоверили один из важных аспектов классических описаний ВПТО, известные из духовной литературы и философских различных времен.
Случаи подтвержденных ВПТО не ограничиваются только ситуациями на пороге смерти, критическими эпизодами и клинической смертью. Они могут возникать на сеансах интенсивной переживательной психотерапии (первичной терапии, переживании рождения, холотропных дыхательных практиках), в контексте переживания психоделически вызванного опыта, в особенности препаратами типа диссоциативных анестетиков, как кеталар (кетамин), или же просто спонтанно. Подобные явления могут представлять собой отдельные эпизоды из жизни человека или периодически повторяться в виде кризиса психического раскрытия или другого вида физического духовного состояния.
Наиболее известным, знаменитым исследователем ВПТО является Роберт Монро, который на протяжении многих лет сам спонтанно переживал выход из тела. Он разработал электронные лабораторные методы вызова внетелесных состояний и основал специальный институт в городе Фейбер в штате Вирджиния (США) для систематического их изучения. Монро описал свои переживания данного феномена в серии книг (Monroe, 1971, 1985, 1994). Аутентичность ВПТО была также продемонстрирована в ряде контролируемых клинических исследованиях — таких, как эксперименты широко известного психолога и парапсихолога Чарлза Тарта с мисс Z. в Калифорнийском университете в Дэйвисе (Tart, 1968) и тестами на восприятие, проведенными Карлисом Осисом и Д. Маккормиком с Алексом Танусом (Osisand McCormick, 1980).
Другой важный аспект ОСП обычно называется «просмотр или обозрение прошедшей жизни». При этом возникает чувство как повторного представления событий жизни или даже яркое повторное переживание событий жизни во всей их полноте или в виде мозаики из отдельных выделенных событий. Такой просмотр прошедшей жизни пролетает чрезвычайно быстро и может завершиться за считанные секунды. Некоторые из обследованных Дэвидом Розеном успевали обозреть всю свою жизнь за те три секунды, пока летели с ограждения моста Золотые Ворота до поверхности воды. Направление хода событий может меняться. В некоторых случаях представление событий начинает разворачиваться от рождения, следует естественному ходу жизни и кончается на ситуации, создавшей угрозу жизни. В других же они раскручиваются в обратную сторону от угрожающей жизни ситуации к юности, детству, младенчеству и рождению. Причем есть некоторые данные, свидетельствующие, что если картины жизни идут в обратном от несчастного случая порядке, то повреждения могут быть на удивление минимальными. Возможет также «панорамный обзор жизни», при котором вся жизнь предстает сразу во всей полноте, вне линейного времени.
Важной и достаточно последовательно отмечаемой частью околосмертных переживаний является продвижение по темному туннелю или воронке по направлению к источнику сверкающего золотистого или белого света неземной притягательности и явного мистического свойства. Многие, пережившие ОСП, как и танантологи, изучающие
подобные явления, подчеркивают, что движение через туннель по направлению к свету, по всей видимости тесно связано с переживанием подобного опыта в холотропных состояниях на перинатальном уровне. Таким образом, переживание подобного опыта является ускоренным представлением родов как части просмотра прошедшей жизни. Также можно усмотреть в прохождении по туннелю архетипический мотив, отражающий переход от дородового периода к послеродовому и от воплощенного состояния к бестелесному.
С этой точки зрения превратности борьбы в родовом канале во время биологических родов способствуют разрыву связей между нами и мистическими измерениями реальности, нашей истинной сущностью, которая имеет божественную природу. Как сказал Алан Уоттс, эмоциональные и физические страдания, присуще этому процессу, создают «табу на знание того, кто мы есть» и принуждают нас идентифицироваться с «эго в оболочке из кожи». Проход через туннель в обратном направлении, как в ходе переживания психодуховной смерти и возрождения при ОСП или в момент биологической смерти, снова соединяет нас с мистическими измерениями реальности и с нашей трансперсональной сущностью На рисунках людей после глубокой регрессивной терапии эта стадия переживания изображается обычно либо в виде песчаных часов либо в виде спирали, в зависимости от ракурса.
Божественный свет, с которым мы встречаемся на выходе из туннеля, определенно имеет личностные характеристики и даже чувство юмора. Он способен задавать вопросы и давать ответы используя речь, и телепатически получать вопросы и ответы людей. Пережившие опыт встречи с этим светозарным существом люди описывали его как «Светящееся существо», «Высшее существо» или просто Бог. Эта встреча часто сочетается с просмотром прошедшей жизни человека наряду с оценкой его моральной или духовной эволюции, что осознается на как Божий Суд. В присутствии этого высшего существа появляется ощущение, что кто-то судит поступки человека или он сам судит их в контексте высшего космического порядка. При этической оценке главным представляется способность любить и помогать другим.
По-видимому, большинство ОСП вызывает сильные положительные чувства, способные доходить до уровня экстатического восторга или «ощущения умиротворения, превосходящего любое понимание». Они могут сопровождаться видениями небесных пределов, райских садов, прекрасных пейзажей, звуками нежного пения птиц и неземной музыки. Однако, вопреки первоначальным данным Моуди, не все ОСП приятны и умиротворяющи. Как я уже упоминал ранее, в танатологической литературе содержится немало свидетельств пугающих, болезненных, тревожных и даже адски-мучительных ОСП (Grey, 1985; Irwin and Bramwell, 1988; Greyson and Bush, 1992; Ring, 1994; Bache, 1999).
Согласно данным Грейсона и Буша, тревожные ОСП разделяются на три группы. Самый распространенный тип имеет те же общие черты, что и позитивно приятная версия — переживание опыта выхода за пределы тела, быстрое движение в туннеле или в пустом пространстве по направлению к свету, — однако испытывающий это человек находит такой опыт устрашающим, как правило, из-за чувства переизбытка и неуправляемости ситуации. Второй, менее распространенный тип характеризуется острым осознанием чувства небытия или полного и абсолютного одиночества, вечной потерянности в лишенной смысла пустоте. При подобном опыте иногда возникает острое осознание, что весь реальный мир, включая и личность воспринимающего, никогда не существовал в реальности. Третий и самый редкий тип устрашающего ОСП включает адские видения — зловещие пейзажи, демонические существа, громкие и раздражающие шумы, страшные звери и различные существа в страшной беде и горе (Greyson and Bush, 1992). Барбара Роммер добавила к этой классификации еще четвертый тип ОСП с негативным результатом просмотра прошедшей жизни и ощущением приговора — осуждение Высшей Силой, которое не проникнуто любовью и поддержкой, но пробуждает терзающее чувство вины, опустошает эмоционально (Rommer, 2000).
Многие выжившие после смертельной опасности впоследствии сообщали, что они получали некоторые необычно просветляющие их знания или некую мудрость, касающуюся основ бытия или смысла жизни. По-видимому, представляется, что они говорили о том, что в Упанишадах описывается как «Знание Того, что позволяет знать обо всем сущем». Иногда информация может быть более конкретной и точной — разоблачение семейных тайн, касающихся приемных детей, истинных родителей или умерших братьев и сестер, сведения о характерных чертах наших предков и т.д. В некоторых случаях ОСП включает видения саморазрушительного хода прогресса человечества и тревожные картины будущего, которое ожидает нас, если мы вовремя не изменимся. В редких случаях ОСП дает точную информацию об определенном событии в будущем. Наиболее известным явлением такого рода является случай с Дэннионом Бринкли. В сентябре 1975 года он разговаривал по телефону во время грозы. Удар молнии угодил в телефонную линию, и тысячевольтный электрический разряд поразил Дэнниона в голову, пройдя затем по всему телу, в результате чего сердце остановилось и он умер. Когда затем он вернулся к жизни и пришел в себя через двадцать восемь минут, уже в морге, то смог рассказать поразительную историю про ОСП, пережитый за то время, пока он находился в состоянии клинической смерти. Он описал продвижение по темному туннелю и свое посещение «собора знаний» в кристальном городе. Там тринадцать ангелов поведали сто семнадцать откровений о различных событиях будущего, девяносто пять из которых на сегодняшний день подтвердились. Среди них было предсказание Чернобыльской аварии, войны на Ближнем Востоке, грядущего президентства актера, инициалы которого будут P.P. и который будет являть собой образ ковбоя для всего остального мира.
Многие описания ОСП содержат упоминание о том, что представляется «рубежом возврата». Он имеет обычно конкретную предметную форму — забора, водной преграды, крутого обрыва или какого-либо другого барьера — или же просто обозначает хотя и невидимое, но тем не менее существенное препятствие. Достижение этого рубежа ассоциируется с уверенностью, что продолжение движения за него будет означать физическую смерть и сделает возвращение в физическое тело невозможным. Решение не продолжать движение и вернуться в тело отражает личностное чувство незаконченности дел или жизненного предназначения. На него может сильно воздействовать эмоциональная реакция, связанная с остающимися в живых детьми, супругами, родителями и другими родственниками, которые привязаны к умирающему и не хотят позволить ему уйти. Этому эмоциональному зову, убеждающему вернуться, существует противоположно направленное влияние в лице «приветствующих» покойных родственников и друзей, которые утешают и приглашают присоединиться к ним в потустороннем мире.
Многие исследователи описывали длительное последействие ОСП (Ring, 1984;Atwater, 1988; Sutherland, 1992). Оно включало увеличение интереса к жизни, желание жить более полной жизнью в настоящем и меньше тратить времени на раздумья о прошлом или фантазии о будущем. Иногда возникало негативное отношение к часам, расписаниям, спешке и торопливости современной жизни. Значительно уменьшался интерес к материальным целям и приобретениями, он сдвигался в направлении познания, самореализации или служения другим. Снижалось потребление алкоголя, желание курить и принимать наркотики. Особенно удивительным были данные о том, что выжившие после ОСП часто не способны носить часы и имеют проблемы с электричеством, выводя из строя свои ноутбуки и стирая информацию на кредитных карточках (Morse, 1992).
Довольно часто отмечается увеличение способности любить других людей, животных и жизнь или проявление жизни вообще. ОСП имеет тенденцию порождать духовное развитие, но не связанное ни с какой конкретно конфессией, не сектантского свойства, а универсальное, всеохватное. Это больше похоже на духовность мистиков и имеет слабое отношение к церковным объединениям и организованным религиям. Существенными аспектами этой новой духовной ориентации являются отсутствие страха смерти, уверенность в существовании жизни после смерти и вера в перевоплощение. Ощущение персональной идентичности имеет тенденцию к смещению фокуса или центра внимания с тела и личности-эго на бессмертное существование сознания или душу. Такая позиция часто ассоциируется с ощущением планетарного гражданства и сильной тяге включаться в деятельность, способствующую позитивным сценариям будущего человечества. Кроме того, последействие ОСП также выражается в усилении интуиции, чувствительности и экстрасенсорных способностей.