15 ‒ 27 сентября 2018 г. Приполярный Урал
Маршрут: Печора ‒ ст. 1952 км ‒ р. Сывъю ‒ р. Дурная ‒ р. Джагальябтикшор ‒ хр. Джагальябтик ‒ р. Хамболъю ‒ пер. Становой ‒ р. Становой ‒ р. Нидысей ‒ р. Лунвож-Нидысей ‒ пер. Холодный ‒ р. Капканвож ‒ пер. Студенческий ‒ р. Манарага ‒ пер. Кар-Кар ‒ р. Балбанъю ‒ база Желанная.
Продолжительность: 13 дней.
Протяжённость: 161 км.
|
День 1 |
Печора ‒ ст. 1952 км ‒ р. Нертничаёль ‒ р. Сывъю ‒ р. Ошъёль |
21 км |
|
День 2 |
Р. Ошъёль ‒ хр. Обеиз ‒ р. Пальникшор ‒ хр. Малдыиз ‒ р. Дурная ‒ р. Ниж. Саледышор ‒ временный водоток |
18 км |
|
День 3 |
Временный водоток ‒ хр. Зап. Саледы ‒ р. Джагальябтикшор ‒ хр. Джагальябтикшор ‒ безымянное озеро |
18,5 км |
|
День 4 |
Безымянное озеро ‒ р. Хамбалъю ‒ безымянный приток |
11 км |
|
День 5 |
Безымянный приток ‒ р. Бадъяшор ‒ р. Хамбалъю |
11,5 км |
|
День 6 |
Р. Хамбалъю ‒ пер. Становой ‒ р. Становой ‒ р. Нидысей |
15 км |
|
День 7 |
Р. Нидысей ‒ р. Лунвож-Нидысей |
8 км |
|
День 8 |
Р. Лунвож-Нидысей ‒ пер. Холодный ‒ безымянное озеро |
10,5 км |
|
День 9 |
Безымянное озеро ‒ р. Капканвож ‒ пер. Студенческий ‒ р. Манарага |
12 км |
|
День 10 |
Р. Манарага |
0 км |
|
День 11 |
Р. Манарага ‒ пер. Кар-Кар ‒ озеро с островом |
15,5 км |
|
День 12 |
Озеро с островом ‒ р. Балбанъю ‒ база Желанная |
20 км |
|
День 13 |
База Желанная ‒ Инта |
0 км |
(Проезд на том или ином транспорте в километраже не учтён).
Мы опять поехали на Приполярный Урал. На этот раз заходили по Кожимскому тракту, отказав себе в удовольствии пройти по тракту Сибиряковскому, т. е. по незабвенным Аранецким болотам. Пусть они как-нибудь там без нас.
Сентябрь выдался исключительно тёплым и сухим, по крайней мере, в той части гор, где мы ходили. Это довольно поздняя пора, были некоторые переживания по поводу снега. В 2015-ом году 15 сентября Манарага и многие другие вершины стояли заснеженными. А тут мы только приехали в этот день.
Но погода продержалась в целом ясной, снега не было, дождей тоже почти не было, и ухудшение произошло лишь на 12-ый день (26 сентября). На 13-ый снова стало ясно, но, правда, холодно.
Словом, создались все условия, чтобы снимать прекрасные уральские виды. Но очень не вовремя у меня вышел из строя фотоаппарат. Снимать было можно, но качество выходило приемлемым процентах в тридцати-сорока. Так что фот относительно мало. Некоторые размытые тоже выложены, но для наглядности, а не для красоты.
***
День 1. Печора ‒ ст. 1952 км ‒ р. Нертничаёль ‒ р. Сывъю ‒ р. Ошъёль.
Поезд прибыл в Печору в 5:25. На улице прохладно, ещё не разошлась утренняя облачность. Дождя нет.
Рабочий поезд Печора-Инта отходит только в 7, сидим в зале ожидания. Повсюду много людей с громадными спортивными сумками, наверное, спортсмены вахтовики. Прямо передо мной витрина закрытого кафе, на которой старательно выписан ассортимент. Нежно смотрю на слово «маффины».
Заняться особо нечем. Завидую руководителю: у него в рюкзак уместилась книга ‒ учебник мокшанского. Мне её дают только изредка. Вот и сейчас не дали, поэтому достаю блокнот и ручку и отработанным способом начинаю убивать время: играю сама с собой в «балду». Так что в моей возможной деградации прошу винить руководителя.
Наконец, объявляют о начале посадки, и мы выходим на перрон. У какого-то железнодорожника спрашиваем, а где тут электричка на Инту. На что железнодорожник отвечает, что электричек у них нет. А мы, наверное, имеем в виду рабочий поезд.
Рабочий поезд Печора-Инта ‒ это, на самом деле, один плацкартный вагон. Забираемся внутрь. Тепло, народу мало. Кто-то спит на полках, кто-то собирается пить чай. Садимся возле окна, достаём термос. У нас даже есть хлеб и колбаса, оставшиеся от пищнабора РЖД.
Поехали. Время от времени за окном проплывают клубы дыма из трубы. Иногда поезд издаёт свист. Я предполагаю, что он свистит перед станциями. Руководитель утверждает, что машинист даёт свисток от избытка чувств. Потому что вокруг красиво!
Нам нужно выходить на станции 1952 км. Названия станций объявляет женщина-контролёр, курсирующая по вагону.
К 1952 км вагон почти опустел. Мы, с трудом надев рюкзаки в узком проходе, двинулись к выходу. Платформы на станции нет, пришлось прыгать. Правда, кто-то подставил под ступени перевёрнутую кастрюлю, но выглядело это, прямо скажем, ненадёжно. Рядом толпились на вход мужики, почти столько же, сколько садилось в Печоре.
И вот рабочий поезд ушёл. Мы остались одни. У насыпи стояло несколько машин, хозяев видно не было. Сверившись с картой, пошли вперёд. Параллельно путям должен пролегать тракт, круто отворачивающий к горам метров через 400.
Мы предполагали, что от станции к тракту существует какая-нибудь тропа ‒ ходят же люди? Но вот уже впереди стал виден мост через Кожим, а ни одной тропы не встретилось.
И вот так каждый раз. Самое трудное почему-то ‒ это нормально, по-человечески начать поход.
Мы зашли в сырой лес, постояли на том месте, где на Генштабе (далее ГШ) нарисована дорога. Выбрались обратно к насыпи, дошагали до моста. Посмотрели на Кожим, походили вокруг.
Возле путей стоит несколько строений, видимо, принадлежащих РЖД. Напротив них в высокую траву уходит лесенка. Если по ней подняться, то попадаешь к каким-то домикам и сараям. Похоже на рыбачьи избушки или дачи. Потоптавшись там в надежде хоть кого-то встретить, мы в конце концов по тропинке направились от домиков в сторону Кожима.
Тропинка вскоре приобрела признаки несомненного частого использования и вывела к поляне с остатками кирпичных строений, похожих на фермы. На ГШ здесь указан скотный двор. И вот только отсюда, пройдя несколько десятков метров направо, мы, наконец, попали на Кожимский тракт. Примерно здесь же заканчиваются бетонные плиты, которыми он, видимо, поначалу вымощен.
Уже дома, на спутнике, посмотрела: отходя от путей в лес, мы просто чуть-чуть не дошли до тракта. Сам же поворот к нему от посёлка Кожим находится к западу, а не к востоку от станции.
Красным пунктиром показан наш путь:
А дальше по обычному грейдеру мы шли до самого вечера. Время от времени впереди можно было видеть, как утопают в жёлтом берёзовом море отроги первых предуральских хребтов Обеиз и Малдыиз. Сразу понимаешь, куда и зачем идёшь, но, с другой стороны, нет тут того ожидания, которое сопутствует тебе на Аранецких болотах. Там горы ещё впереди, невидимые, но приближающиеся.
Кожимский тракт:
Тут должно было быть лингвистическое отступление, но руководитель его похерил, мотивируя тем, что не надо плодить дилетантизм.
Если б не грибы, идти было бы гораздо тяжелей. От мысли, что впереди ещё минимум 25 км, отвлекало выплеснувшееся на обочины великое множество млечников, сыроежек, каких-то поганок и Лиофиллума сросшегося. Лиофиллум расстилался просто-таки ковром, никогда такого не встречала.
Лиофиллум сросшийся:
А потом среди придорожных ив и берёзок вдруг начали попадаться Они! Прекрасные рыжие грибы с бархатистыми шляпками и удивительным кольцом. Кольцо поразило меня необычайно: я вертела гриб, как песочные часы, но оно оставалось в том же положении и никуда не отворачивалось.
Но что же это за гриб? Шла напряжённая работа мысли. Идти ей посреди моих познаний было особо некуда, и она грустно блуждала от паутинника к какому-нибудь мухомору и обратно. И только по приезде домой хороший человек Rannar с грибного форума первым определил мне гриб как Феолепиоту золотистую. У такого красивейшего гриба оказалось не менее красивое название.
Погода, надо сказать, стояла хорошая: дождя не было, солнца тоже. Идти легко, правда, сидеть без движения холодновато. После первого привала рюкзак как-то утрясся, и ходить стало почти терпимо.
Первым ручьём, где пришлось надевать сапоги, оказался Нертничаёль под высокой скалой Монах. Моста, обозначенного на 1 км ГШ, уже нет. Т. е. его остатки торчат рядом из берега. Воды немного выше колена, т. е. 50‒60 см. (На листе 500 м ГШ моста нет, а есть именно брод с параметрами 0,5‒10 (глубина‒ширина). Так что тут всё точно).
Нертничаёль:
Иногда на дороге отчётливо пахнет чесноком. Неужели где-то тут растут чесночники? Встретилась одна старая медвежья куча.
По ощущениям первого дня Кожимский тракт определённо лучше Аранецкого. Подъёмы и спуски хоть и бесконечны, но не так утомительны, как сырые мхи и колыхающиеся болота.
Наконец, мы подошли к Сывъю. Это одна из двух рек, от которых можно было ожидать некоторых трудностей при переправе. Параметры брода на ГШ 0,5‒50.
Сывъю:
Сывъю текла широким спокойным потоком. Посмотрели мы на эту гладь и решили, что сапоги скорей всего зальём. Поэтому сняли ботинки и штаны, покороче завернули сапоги, взяли шесты и вступили в сентябрьские воды реки. До середины было всё ещё приемлемо, около 60-70 см. Но ближе к берегу вода стала подступать к самому дорогому ‒ дну рюкзака. Это значит, что глубина там была около метра. Может быть, надо переходить по иной траектории или в другом месте, но, в целом, и так перешли. Самое главное на берегу ‒ быстро снять сапоги с литрами холодной воды. Зад подтоплен, но ботинки и штаны сухие.
И, главное, всё ещё нет дождя!
Со всеми обсыханиями мы отошли от реки около пяти. Уже явно вечерело. К северу от урочища Бараки Обеиз указан родник, и возле него можно было бы встать. Но родник в сгущающихся сумерках обнаружить не удалось. Пришлось идти до ближайшего ручья Ошъёль. Ошъёль оказался небольшим, но шумным потоком, к которому отовсюду стекали ручейки поменьше. Рядом в лесу и встали. Ещё не успели установить палатку, как с дороги послышался шум, и вскоре со стороны гор с рёвом промчались два грузовика.
Грибов, пригодных для ужина, после Сывъю так и не удалось найти.
Вместо намеченных 27 км прошли только 21.