• Авторизация


15 ‒ 27 сентября 2018 г. Приполярный Урал. День 1. 24-10-2018 22:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


15 ‒ 27 сентября 2018 г. Приполярный Урал

 

Маршрут: Печора ‒ ст. 1952 км ‒ р. Сывъю ‒ р. Дурная ‒ р. Джагальябтикшор ‒ хр. Джагальябтик ‒ р. Хамболъю ‒ пер. Становой ‒ р. Становой ‒ р. Нидысей ‒ р. Лунвож-Нидысей ‒ пер. Холодный ‒ р. Капканвож ‒ пер. Студенческий ‒ р. Манарага ‒ пер. Кар-Кар ‒ р. Балбанъю ‒ база Желанная.

Продолжительность: 13 дней.

Протяжённость: 161 км.

 

День 1

Печора ‒ ст. 1952 км ‒ р. Нертничаёль ‒ р. Сывъю ‒ р. Ошъёль

21 км

День 2

Р. Ошъёль ‒ хр. Обеиз ‒ р. Пальникшор ‒ хр. Малдыиз ‒ р. Дурная ‒ р. Ниж. Саледышор ‒ временный водоток

18 км

День 3

Временный водоток ‒ хр. Зап. Саледы ‒ р. Джагальябтикшор ‒ хр. Джагальябтикшор ‒ безымянное озеро

18,5 км

День 4

Безымянное озеро ‒ р. Хамбалъю ‒ безымянный приток

11 км

День 5

Безымянный приток ‒ р. Бадъяшор ‒ р. Хамбалъю

11,5 км

День 6

Р. Хамбалъю ‒ пер. Становой ‒ р. Становой ‒ р. Нидысей

15 км

День 7

Р. Нидысей ‒ р. Лунвож-Нидысей

8 км

День 8

Р. Лунвож-Нидысей ‒ пер. Холодный ‒ безымянное озеро

10,5 км

День 9

Безымянное озеро ‒ р. Капканвож ‒ пер. Студенческий ‒ р. Манарага

12 км

День 10

Р. Манарага

0 км

День 11

Р. Манарага ‒ пер. Кар-Кар ‒ озеро с островом

15,5 км

День 12

Озеро с островом ‒ р. Балбанъю ‒ база Желанная

20 км

День 13

База Желанная ‒ Инта

0 км

 

(Проезд на том или ином транспорте в километраже не учтён).

 

Мы опять поехали на Приполярный Урал. На этот раз заходили по Кожимскому тракту, отказав себе в удовольствии пройти по тракту Сибиряковскому, т. е. по незабвенным Аранецким болотам. Пусть они как-нибудь там без нас.

Сентябрь выдался исключительно тёплым и сухим, по крайней мере, в той части гор, где мы ходили. Это довольно поздняя пора, были некоторые переживания по поводу снега. В 2015-ом году 15 сентября Манарага и многие другие вершины стояли заснеженными. А тут мы только приехали в этот день.

Но погода продержалась в целом ясной, снега не было, дождей тоже почти не было, и ухудшение произошло лишь на 12-ый день (26 сентября). На 13-ый снова стало ясно, но, правда, холодно.

Словом, создались все условия, чтобы снимать прекрасные уральские виды. Но очень не вовремя у меня вышел из строя фотоаппарат. Снимать было можно, но качество выходило приемлемым процентах в тридцати-сорока. Так что фот относительно мало. Некоторые размытые тоже выложены, но для наглядности, а не для красоты.

 

***

 

День 1. Печора ‒ ст. 1952 км ‒ р. Нертничаёль ‒ р. Сывъю ‒ р. Ошъёль.

 

Поезд прибыл в Печору в 5:25. На улице прохладно, ещё не разошлась утренняя облачность. Дождя нет.

Рабочий поезд Печора-Инта отходит только в 7, сидим в зале ожидания. Повсюду много людей с громадными спортивными сумками, наверное, спортсмены вахтовики. Прямо передо мной витрина закрытого кафе, на которой старательно выписан ассортимент. Нежно смотрю на слово «маффины».

Заняться особо нечем. Завидую руководителю: у него в рюкзак уместилась книга ‒ учебник мокшанского. Мне её дают только изредка. Вот и сейчас не дали, поэтому достаю блокнот и ручку и отработанным способом начинаю убивать время: играю сама с собой в «балду». Так что в моей возможной деградации прошу винить руководителя.

Наконец, объявляют о начале посадки, и мы выходим на перрон. У какого-то железнодорожника спрашиваем, а где тут электричка на Инту. На что железнодорожник отвечает, что электричек у них нет. А мы, наверное, имеем в виду рабочий поезд.

Рабочий поезд Печора-Инта ‒ это, на самом деле, один плацкартный вагон. Забираемся внутрь. Тепло, народу мало. Кто-то спит на полках, кто-то собирается пить чай. Садимся возле окна, достаём термос. У нас даже есть хлеб и колбаса, оставшиеся от пищнабора РЖД.

Поехали. Время от времени за окном проплывают клубы дыма из трубы. Иногда поезд издаёт свист. Я предполагаю, что он свистит перед станциями. Руководитель утверждает, что машинист даёт свисток от избытка чувств. Потому что вокруг красиво!

Нам нужно выходить на станции 1952 км. Названия станций объявляет женщина-контролёр, курсирующая по вагону.

К 1952 км вагон почти опустел. Мы, с трудом надев рюкзаки в узком проходе, двинулись к выходу. Платформы на станции нет, пришлось прыгать. Правда, кто-то подставил под ступени перевёрнутую кастрюлю, но выглядело это, прямо скажем, ненадёжно. Рядом толпились на вход мужики, почти столько же, сколько садилось в Печоре.

И вот рабочий поезд ушёл. Мы остались одни. У насыпи стояло несколько машин, хозяев видно не было. Сверившись с картой, пошли вперёд. Параллельно путям должен пролегать тракт, круто отворачивающий к горам метров через 400.

Мы предполагали, что от станции к тракту существует какая-нибудь тропа ‒ ходят же люди? Но вот уже впереди стал виден мост через Кожим, а ни одной тропы не встретилось.

И вот так каждый раз. Самое трудное почему-то ‒ это нормально, по-человечески начать поход.

Мы зашли в сырой лес, постояли на том месте, где на Генштабе (далее ГШ) нарисована дорога. Выбрались обратно к насыпи, дошагали до моста. Посмотрели на Кожим, походили вокруг.

Возле путей стоит несколько строений, видимо, принадлежащих РЖД. Напротив них в высокую траву уходит лесенка. Если по ней подняться, то попадаешь к каким-то домикам и сараям. Похоже на рыбачьи избушки или дачи. Потоптавшись там в надежде хоть кого-то встретить, мы в конце концов по тропинке направились от домиков в сторону Кожима.

Тропинка вскоре приобрела признаки несомненного частого использования и вывела к поляне с остатками кирпичных строений, похожих на фермы. На ГШ здесь указан скотный двор. И вот только отсюда, пройдя несколько десятков метров направо, мы, наконец, попали на Кожимский тракт. Примерно здесь же заканчиваются бетонные плиты, которыми он, видимо, поначалу вымощен.

Уже дома, на спутнике, посмотрела: отходя от путей в лес, мы просто чуть-чуть не дошли до тракта. Сам же поворот к нему от посёлка Кожим находится к западу, а не к востоку от станции.

Красным пунктиром показан наш путь:

[показать]

 

А дальше по обычному грейдеру мы шли до самого вечера. Время от времени впереди можно было видеть, как утопают в жёлтом берёзовом море отроги первых предуральских хребтов Обеиз и Малдыиз. Сразу понимаешь, куда и зачем идёшь, но, с другой стороны, нет тут того ожидания, которое сопутствует тебе на Аранецких болотах. Там горы ещё впереди, невидимые, но приближающиеся.

Кожимский тракт:

[показать]

 

Тут должно было быть лингвистическое отступление, но руководитель его похерил, мотивируя тем, что не надо плодить дилетантизм.

Если б не грибы, идти было бы гораздо тяжелей. От мысли, что впереди ещё минимум 25 км, отвлекало выплеснувшееся на обочины великое множество млечников, сыроежек, каких-то поганок и Лиофиллума сросшегося. Лиофиллум расстилался просто-таки ковром, никогда такого не встречала.

Лиофиллум сросшийся:

[показать]

 

А потом среди придорожных ив и берёзок вдруг начали попадаться Они! Прекрасные рыжие грибы с бархатистыми шляпками и удивительным кольцом. Кольцо поразило меня необычайно: я вертела гриб, как песочные часы, но оно оставалось в том же положении и никуда не отворачивалось.

Но что же это за гриб? Шла напряжённая работа мысли. Идти ей посреди моих познаний было особо некуда, и она грустно блуждала от паутинника к какому-нибудь мухомору и обратно. И только по приезде домой хороший человек Rannar с грибного форума первым определил мне гриб как Феолепиоту золотистую. У такого красивейшего гриба оказалось не менее красивое название.

 

[показать]

 

[показать]

 

Погода, надо сказать, стояла хорошая: дождя не было, солнца тоже. Идти легко, правда, сидеть без движения холодновато. После первого привала рюкзак как-то утрясся, и ходить стало почти терпимо.

Первым ручьём, где пришлось надевать сапоги, оказался Нертничаёль под высокой скалой Монах. Моста, обозначенного на 1 км ГШ, уже нет. Т. е. его остатки торчат рядом из берега. Воды немного выше колена, т. е. 50‒60 см. (На листе 500 м ГШ моста нет, а есть именно брод с параметрами 0,5‒10 (глубина‒ширина). Так что тут всё точно).

Нертничаёль:

[показать]

 

Иногда на дороге отчётливо пахнет чесноком. Неужели где-то тут растут чесночники? Встретилась одна старая медвежья куча.

По ощущениям первого дня Кожимский тракт определённо лучше Аранецкого. Подъёмы и спуски хоть и бесконечны, но не так утомительны, как сырые мхи и колыхающиеся болота.

Наконец, мы подошли к Сывъю. Это одна из двух рек, от которых можно было ожидать некоторых трудностей при переправе. Параметры брода на ГШ 0,5‒50.

Сывъю:

[показать]

 

Сывъю текла широким спокойным потоком. Посмотрели мы на эту гладь и решили, что сапоги скорей всего зальём. Поэтому сняли ботинки и штаны, покороче завернули сапоги, взяли шесты и вступили в сентябрьские воды реки. До середины было всё ещё приемлемо, около 60-70 см. Но ближе к берегу вода стала подступать к самому дорогому ‒ дну рюкзака. Это значит, что глубина там была около метра. Может быть, надо переходить по иной траектории или в другом месте, но, в целом, и так перешли. Самое главное на берегу ‒ быстро снять сапоги с литрами холодной воды. Зад подтоплен, но ботинки и штаны сухие.

И, главное, всё ещё нет дождя!

Со всеми обсыханиями мы отошли от реки около пяти. Уже явно вечерело. К северу от урочища Бараки Обеиз указан родник, и возле него можно было бы встать. Но родник в сгущающихся сумерках обнаружить не удалось. Пришлось идти до ближайшего ручья Ошъёль. Ошъёль оказался небольшим, но шумным потоком, к которому отовсюду стекали ручейки поменьше. Рядом в лесу и встали. Ещё не успели установить палатку, как с дороги послышался шум, и вскоре со стороны гор с рёвом промчались два грузовика.

Грибов, пригодных для ужина, после Сывъю так и не удалось найти.

Вместо намеченных 27 км прошли только 21.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 15 ‒ 27 сентября 2018 г. Приполярный Урал. День 1. | Ferinae_Flamma - | Лента друзей Ferinae_Flamma / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»