День 2. Р. Пра ‒ Деулино ‒ р. Пра ‒ р. Кадь.
Ночь была очень тёплой. Взамен одного нашего огадючившегося друга, коврика Thermarest Neoair All season, который на треть раздулся до состояния шара (напомню, это уже вторая гадюка, третий коврик пока держится), был взят коврик Exped Synmat 7. Пока он показал себя лучше Термареста.
Во-первых, надувать его удобней и, пожалуй, несколько быстрее: если к Термаресту прилагается надувашка на батарейках, после которой всё равно нужно додувать коврик, то в Экспед встроен насос, приводящийся в действие ритмичным нажатием рук.
Во-вторых, сдувать Экспед тоже быстрее, причём намного: нужно просто с усилием провести руками по коврику.
В-третьих, у Экспеда более приятная на ощупь и менее скользкая поверхность, с продольными, а не поперечными, как у Термареста, секциями. И ещё у него угадываются бортики.
В-четвёртых, он не Хрустит, как Термарест, у которого внутри фольга. У Экспеда внутри какой-то синтетический наполнитель.
В-пятых, тут должно быть что-то про тепло ‒ это самое важное. Но в такую жару оценить этот параметр не удалось.
Сегодня утром мы намеревались пересечь вброд Пру (спасибо, не Оку), потом Кадь, а дальше через Новый Кудом и Чарусский выйти к Курше-2. Это уже территория Окского заповедника, обескровленная пожарами.
Брод через Пру действительно указан на Генштабе немного выше устья Кади. Цифры 0,8‒25 (напоминаю: глубина‒ширина) очень воодушевляют и взращивают напрасную надежду.
После завтрака руководитель отправил меня этот брод разъяснить. Весь километр пути до него гусеница надежды прорастала кордицепсами чёрных подозрений. Пра не производила впечатление реки, которую можно вот так просто перебрести, по крайней мере, в это время года.
Личинка какого-то вида стрекоз:
Пилолистник чешуйчатый:
Пилолистник бокаловидный:
Он же:
Достигнув нужного места, я внимательно посмотрела на Пру. Ошибиться было невозможно: брод отсутствовал. Была глубокая и широкая река и прекрасная стоянка на берегу.
Оставалась ещё маленькая надежда на Кадь: ниже её устья на спутнике тянулась широкая песчаная коса, которая (в теории) могла бы как-то помочь переходу Пры. В действительности же косы почему-то не было. То ли она заросла прибрежной растительность. Возможно, её скрыла высокая вода.
В общем, мы отправились в Деулино, где находится ближайший мост.
Береговая дорога вскоре выскочила ещё на одну замечательную стоянку, с лужайкой и маленьким песчаным пляжем. Даже странно, что отсутствовали свежие следы пребывания людей (старый мусор, собранный, правда, в одну кучу, в расчёт не беру). Пройдя немного дальше, поняли, почему. Дорога вдоль Пры, чем дальше в сторону Деулино, тем всё более теряла проходимость. Обширные заводи не оставляли шансов ничему, кроме УАЗов или Уралов. Иногда дорога бугрилась, словно собранный половик, иногда её кусок оказывался смытым Прой, а один раз она превратилась в песчаное ложе водотока, который прорвался сюда, видимо, по весне.
Пра:
Так, время от времени настигаемые ливнем, мы пришли, наконец, к деулинскому мосту.
На другой стороне реки от него начинается прямая дорога общим направлением на северо-восток. Поначалу это бетонные плиты, но через несколько километров ‒ уже просто широкий песчаный тракт. Единственный раз проехал мимо нас на мопеде одинокий рыбак ‒ вот и все люди от Деулино до Култуков.
По этой прямой и скучной дороге, уходящей всё глубже в пустоши, мы и шли весь оставшийся день. Изредка попадались островки сохранившегося леса, но в целом местность представляла собой просто гари, заросшие молодыми берёзками и в той или иной мере заболоченные.
На песке, однако, отпечаталось много следов: кабаньих, лосиных, лисьих и больших трёхпалых, наверное, журавлиных. Кабаны и лисы, судя по следам, предпочитают ходить вдоль по дороге, а лоси почему-то чаще пересекают её поперёк, с обочины на обочину. В окрестностях урочища 1-е Мая много помёта, состоящего почти из одной шерсти, диаметром 2,5‒3 см в самой толстой части (поверьте, это очень скучная дорога). В определителях пишут, что таким бывает лисий или волчий. Следов волка я не нашла или не опознала, хотя были одни очень крупные. С другой стороны, 3 см ‒ это, на мой взгляд, незамутнённый некоторыми сокровенными аспектами физиологии животных, как-то многовато для лисы
Видимо, лось:
Развлекая себя рассматриванием дороги, мы через некоторое время вышли к Кади. Мост через неё, что удивительно, есть. Целым его назвать нельзя, но перейти по железным балкам можно. Вода в Кади похожа на жидкую ржавчину.
В само ур. 1-е Мая деулинская дорога не приходит, а пересекает дорогу на Голованово чуть южнее. За перекрёстком начинаются тяжёлые пески, в которых вязнут ноги.
Впрочем, даже в этих опустошённых краях есть свои оттенки красоты. В придорожных канавах цветёт Белокрыльник болотный, по песчаным обочинам ‒ Астрагал песчаный. Пищевые оттенки тоже есть: один раз удалось набрать горсть земляники, созревшей на южной стороне, один раз встретился нестарый подберёзовик, выросший на сырой обочине.
Ирис жёлтый:
Белокрыльник болотный:
Астрагал песчаный:
В паре километров дальше от перекрёстка есть отворот на юго-восток. Вокруг собраны в кучи чурки, ветки и пни. Рядом в канаве есть вода и (!) построены мостки. Наверное, здесь жили те, кто чистил горельник. Там и встали. Появилось много мошки.
Где-то рядом среди этих гарей долго пел соловей.