День 14. Р. Гольцовка ‒ ст. Имандра ‒ Апатиты. Послесловие.
Погода не изменилась, разве что облаков стало чуть больше. Пользуясь тем, что есть Сеть, посмотрели погоду в Москве: почти такая же, а в иные дни даже чуть холоднее! Вот вам и третье октября в заполярье.

Торопиться в Имандру незачем, потому что поезд прибывает только в пол-двенадцатого ночи, и мы отсиживаемся в палатке. Вчерашних грибов оказалось так много, что за один ужин съесть их не получилось. Осталось ещё на обед.
После обеда всё-таки начали собираться в Имандру, предполагая засесть до прибытия поезда на вокзале.

В Имандре царило запустение. Сгоревшие дома и заколоченные окна можно было наблюдать во множестве. Отыскав здание вокзала, мы выяснили у одной из работниц следующие две важные вещи. Первая: здесь есть магазин. Мы его отыскали. На небольшом деревянном домике висело расписание, согласно которому магазин должен был работать (но отчего-то не работал), и телефон для связи с продавцом (дозвониться не получилось).
И вторая, главная вещь: в Имандре нет вокзала. Здание предназначено только для работников ж/д, и зала ожидания, по сути, нет. Ожидать можно на улице, в остановке.
До нашего поезда оставалось 7 (семь!!) часов. На дворе начало октября. Поезд приходит ночью. Есть от чего впасть в отчаянье. Я сидела, втиснувшись от ветра между двумя рюкзаками, и выстраивала в голове такую последовательность: сначала надену пуховую куртку; потом обмотаюсь спальником; ну, и в крайнем случае, поставлю палатку.
Между тем, на остановку пришли местные жители. Они что-то обсуждали, а потом потянулись к платформе. Руководитель, завидев вышедшую из псевдовокзала работницу, пошёл выяснять, где вообще ближайший человеческий вокзал. Быстро вернулся, сказал надевать рюкзак и идти на платформу. Оказывается, на станцию прибывал рабочий поезд, которого нет в расписании и который как-то по-разному ходит (этот шёл около 17 ч). На нём можно было приехать в Апатиты.
Рабочий поезд представлял собой один вагон, в котором ехали железнодорожники, и куда за 70 рублей пускали не-железнодорожников. Из обрывков разговоров выяснилось, что в Кировске проливной дождь, и вообще, везде в последнее время шли дожди…
В Апатитах мы вышли. Пока я сидела, всё ещё не веря своему нехитрому счастью, в тёплом и безветренном вокзале, руководитель ушёл в город искать магазин и вернулся с уже ставшим традиционным постпоходным набором: хлеб, сыр, масло, селёдка кусочками. Хороших пряников не было, но нашлись хорошие яблоки.
Вернулся он мокрым, потому что в Апатитах шёл дождь.
А горы, кажется, всё это время оставались каким-то оазисом ясной погоды.
***
Поезд мы, конечно, дождались. За шесть часов ожидания я бессчётное количество раз сыграла сама с собой в «Балду», потому что руководитель читал книгу, и нарисовала жирную, но милую собаку с вокзала, которая прикатилась пришла в уголок, вот она:

В купе оказалось невероятно душно, и после свежести и прохлады гор ехать в нём было невыносимо. Даже есть не хотелось.
В Москве что-то моросило. В Рязани шёл дождь.
А в Хибинах…
Осталось подвести некоторые итоги и собрать важные моменты в один список.
Маршрут:

Итоги-мысли:
1. Нам невероятно повезло с погодой. С 20 сентября по 3 октября, не считая первого дня, когда на высоте выпал снег, не пролилось ни одного дождя. Из 14 дней в той или иной степени солнечными были 11, остальные ‒ просто туманными.
2. Удивляет количество, а местами и качество дорог и троп. Некоторые дороги, не побоюсь этого слова, восхищают.
3. Ягоды сохраняются и в октябре. Некоторые грибы тоже.
Важные моменты и замечания.
1. Гадюка. В коврике Thermarest (NeoairAllSeason) начали лопаться внутренние перегородки. Это уже второй случай. Первый коврик огадючился в первый же год, второй ‒ на четвёртый. Гарантийный срок ‒ два года. Термаресту пора искать замену.
2. Из Оленегорска около 10:30 ходит газель до Ревды. Стоимость с багажом 250 руб. Из Ревды до рудника ходит бесплатный рабочий автобус. Мы доехали на такси за 140 руб.
3. На ст. Имандра нет вокзала и зала ожидания. Ходит рабочий поезд, в котором за 70 руб. можно приехать в Апатиты. Мы уезжали на нём около 17 ч, но точного расписания нет.
4. По склону горы на правом берегу Куклухтнюнуая поднимается вездеходка, выходящая из долины Сейдозера на плато. Если б мы знали, что там есть такая хорошая дорога, по Суолуаю спускаться бы не стали.
5. Мост в восточной части Сейдозера (зал. Цетчецаб), по которому можно перейти на южный берег, есть, но он своеобразный: подтёсанное довольно узкое бревно через глубокую часть. Мелкую часть можно перейти вброд, глубина кажется не более полуметра.
6. Если искать лодку для переправы через Умбозеро, стоит идти в губу Северную. В западной, дальней от базы отдыха части посёлка, в крайнем доме можно найти Александра Лукина. Нас переправлял он.
7. По западному берегу Умбозера, как минимум, от Кальйока до Ньюръявров, идёт дорога.
8. На перевале Центр. Лявочорр удобный для спуска кулуар отмечен туром.
Оставшиеся панорамы пусть лежат здесь, под итогами:
Сейдозеро:

Первый Раслак:

Вид с пер. Центральный Лявочорр в сторону Северного Лявойока:

Озеро Гольцовое в разное время:


Ну, вроде всё.