Министерство экономического развития Российской Федерации
Обзор экономики и
внешнеэкономических связей Индии
в 2009/10 финансовом году
1. Введение
Современная Индия – динамично развивающаяся страна, имеющая мощную промышленную базу и развитое сельское хозяйство, значительные трудовые ресурсы и разнообразную минерально-сырьевую базу, растущий научно-технический потенциал и быстро развивающийся сектор услуг, включая информационные технологии, телекоммуникации, финансово-банковское дело, транспорт, строительство, аутсорсинг бизнес-процессов.
Политика правительства страны нацелена на достижение Индией в течение ближайших 20 лет статуса одной из ведущих экономических держав мира. За последние пять лет валовой внутренний продукт Индии удвоился, а его среднегодовой рост составил 8,5%. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис экономика Индии в 2009/10 фин. г. выросла на 7,2%, а в ближайшие годы правительство Индии рассчитывает выйти на темпы ежегодного роста на уровне 9-10%.
Население страны, составлявшее по данным переписи на 1 марта 2001 г. 1,027 млрд. чел. (531 млн. – мужчины, 496 млн. – женщины), увеличивается в среднем на 2% в год. Большая его часть проживает в сельской местности (72%). Молодежь в возрасте до 25 лет составляет 51%, средняя продолжительность жизни – 65 лет, грамотность – 65%, средний класс индийского общества – 250-300 млн. чел. По данным Плановой комиссии Правительства Индии на начало 2010 г., 372 млн. индийцев живет за чертой бедности.
В обзорный период началась проводимая раз в 10 лет перепись населения Индии. Её результаты будут объявлены в 2011 г. Тогда же начнется присуждение гражданам Индии индивидуальных идентификационных номеров (UID). Планируется, что в течение 5 лет UID-карточки, содержащие биометрические и демографические данные, получат более 600 млн. индийцев.
С мая 2004 г. в Индии у власти находится Объединенный прогрессивный альянс (ОПА), ведущей силой которого является центристская партия Индийский национальный конгресс во главе с Соней Ганди. Премьер-министр Индии – д-р Манмохан Сингх. Состоявшиеся в апреле-мае 2009 г. выборы в Парламент Индии укрепили позиции альянса и продлили мандат правительства М.Сингха.
В своей деятельности правительство руководствуется согласованной между членами ОПА общей программой, в которой провозглашается курс на проведение экономических реформ, социальную справедливость и стабильность, равное и конструктивное участие представителей различных социальных слоев в жизни страны, борьбу с бедностью и безработицей, поддержку сельского хозяйства, образования и здравоохранения и т.д.
В целях достижения поставленных руководством страны целей реализуются долгосрочные государственные программы по развитию энергетической, нефтегазовой, металлургической, химической, транспортной отраслей, автомобилестроения, производства полупроводников и др. Создаются специальные экономические зоны, в том числе специализированные в таких сферах, как сельское хозяйство, текстильная промышленность, нефтехимия, информационные технологии, пищевая промышленность.
Правительство Индии последовательно либерализирует промышленную политику, устраняет ограничения в области инвестирования, упрощает бюрократические процедуры, повышает транспарентность в работе государственных органов власти, облегчает доступ иностранных технологий и инвестиций, поощряет государственно-частное партнерство.
На международной арене Индия сохраняет приверженность принципам неприсоединения, неучастия в военных союзах, поддерживает нормальные, конструктивные отношения практически со всеми странами мира, стремится к развитию региональной интеграции.
Индия выступает за реформирование и повышение эффективности работы Организации объединенных наций (ООН), за справедливое представительство в ней развивающихся стран, активно добивается предоставления ей места постоянного члена Совета безопасности ООН.
Индия настаивает на её официальном признании в качестве ядерной державы, при этом воздерживается от подписания договоров о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и нераспространении ядерного оружия.
Исходя из суверенного права на обеспечение собственной безопасности, Правительство Индии продолжает курс на укрепление национального ракетно-ядерного потенциала сдерживания. В обзорный период проведен ряд испытаний ракет разного радиуса действия, в т.ч. способных нести ядерный заряд.
Индия регулярно принимает участие в многосторонних саммитах, в т.ч. «Большой двадцатки», стран-участниц Движения неприсоединения, Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества и Организации многостороннего технического и экономического сотрудничества государств Бенгальского залива. В качестве наблюдателя Индия участвует в саммитах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
15-16 июня 2009 г. премьер-министр Индии М. Сингх принял участие в первом саммите глав государств неформального объединения «Бразилия-Россия-Индия-Китай» (БРИК) и саммите ШОС в Екатеринбурге. Индия выразила заинтересованность стать членом ШОС.
17-18 сентября в г. Чанчунь (КНР) прошел Второй китайско-индийско-российский форум по торговле и инвестициям. Следующий форум должен пройти в России в 2011 г. Стороны договорились расширить его формат, пригласив к участию в нем представителей Бразилии.
27 октября в г. Бангалоре в ходе 9-й встречи министров иностранных дел России, Индии и Китая (РИК) стороны договорились о координации действий по вопросам энергобезопасности и изменения климата.
26 марта 2010 г. в Москве министры сельского хозяйства стран БРИК на первой совместной встрече согласовали меры по укреплению четырехстороннего сотрудничества в агропродовольственной сфере, в т.ч. создание единой сельскохозяйственной информационной базы.
15-16 июля 2009 г. в Шарм-эль-Шейхе (Египет) премьер-министр Индии М.Сингх участвовал в саммите стран Движения неприсоединения.
17-18 декабря в Копенгагене (Дания) М.Сингх принял участие в конференции ООН по проблемам изменения климата. Он выступил против предложенного развитыми странами пакета мер по борьбе с загрязнением окружающей среды, который, по мнению Индии, сдерживает экономический рост развивающихся государств.
Значительное внимание правительство Индии уделяет укреплению позиций страны в мировой торговле товарами и услугамиза счет использования таких конкурентных преимуществ, как значительные трудовые ресурсы, выгодное географическое положение, достижения в развитии информационных технологий, атомной энергетики и космических технологий, фармацевтики, производстве нефтепродуктов и автокомпонентов, обработке алмазов и др.
В условиях неопределенности относительно сроков завершения Дохийского раунда переговоров Всемирной торговой организации в обзорный период Индия активизировала работу по заключению новых торговых соглашений в многостороннем и двустороннем формате.
13 августа 2009 г. Индия и страны АСЕАН подписали соглашение о свободной торговле товарами (первая часть Соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве). Соглашение о торговле услугами и взаимных инвестициях планируется подписать до конца 2010 г.
По состоянию на 31 марта 2010 г. помимо стран АСЕАН Индия подписала соглашения о свободной торговле и всеобъемлющем экономическом сотрудничестве с Южно-Азиатской ассоциацией регионального сотрудничества (СААРК, 2004 г.), Сингапуром (2005 г.), Непалом (2007 г.) и Южной Кореей (2009 г.). Идет подготовка к заключению аналогичных соглашений с Европейским Союзом, Организацией многостороннего технического и экономического сотрудничества государств Бенгальского залива, Японией, Шри-Ланкой, Таиландом, Малайзией и Маврикием. В ходе переговоров на высшем уровне обсуждались перспективы заключения соглашений о свободной торговле с Россией, США, Китаем, Турцией, Израилем, Австралией и другими странами.
В обзорный период в ходе двусторонних переговоров Индия, как правило, поднимала вопросы расширения торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, реформы ООН и международных финансовых институтов, построения надежной системы международной безопасности и борьбы с международным терроризмом, энергетической и продовольственной безопасности, изменения климата, сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, статуса Кашмира и ситуации в Афганистане.
Индия и США продолжили курс на развитие стратегического партнерства, включая торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. По предварительным данным Департамента торговли США, товарооборот между двумя странами в 2009 г. сократился на 15% и составил 38 млрд. долл. США, в т.ч. индийский экспорт – 21 млрд. долл. США, импорт – 17 млрд. долл. США. С 2000 г. американские компании инвестировали в Индию 32 млрд. долл. США.
В обзорный период Индию неоднократно посещали руководители крупнейших американских корпораций, работающих в области атомной энергетики, автомобиле- и авиастроения, ИТ, производства микросхем и электронного оборудования. В течение ближайших 5-10 лет США намерены инвестировать в индийскую экономику более 20 млрд. долл. США в целях расширения производства легковых автомобилей, развития на территории Индии производства энергетического оборудования, микросхем и электронной техники, программных продуктов, проведения НИОКР и т.д. Индия заинтересована в увеличении американских инвестиций в развитие инфраструктуры, подчеркивая, что потребность в них составит в ближайшей перспективе более 1 трлн. долл. США.
26 октября в рамках прошедшего в г. Нью-Дели VI Индо-Американского форума по торгово-экономическому сотрудничеству были обсуждены перспективы подписания нового соглашения о торговле и инвестициях. Рассмотрены также проблемы защиты интеллектуальной собственности, доступа американских товаров и финансовых услуг на индийский рынок, экспорта индийской сельскохозяйственной продукции в США и др.
23-26 ноября в ходе своего визита в США премьер-министр Индии М.Сингх на встрече с членами Индо-Американского совета руководителей предприятий призвал американские деловые круги активно участвовать в реализации инфраструктурных проектов в Индии. В ходе визита подписаны соглашения о сотрудничестве в области энергетики и сельского хозяйства.
17 марта 2010 г.в ходе визита в США министра торговли и промышленности Индии А. Шармы было подписано .
Индия и страны Европейского Союза (ЕС). По предварительным данным, объем взаимной торговли между странами ЕС и Индией в 2009 г. составил около 110 млрд. долл. США. Прогнозируется, что к 2015 г. он увеличится до 240 млрд. долл. США. С 2000 г. страны Евросоюза инвестировали в Индию более 10 млрд. евро.
В соответствии с соглашением от 2004 г. Индия имеет статус стратегического партнера ЕС.
В обзорный период Индия и ЕС продолжили работу по подготовке соглашения о свободной торговле и взаимных инвестициях, начатую в 2007 г. В ноябре 2009 г. в г. Нью-Дели на X саммите «Индия-ЕС» стороны договорились подписать его в конце 2010 г.Соглашение будет охватывать торговлю товарами и услугами, вопросы инвестиций и защиты географических наименований.
В рамках переговоров обсуждаются вопросы отмены или сокращения таможенных тарифов на 90% товаров взаимной торговли, снижения уровня технических барьеров, соответствия санитарным и фито-санитарным нормам, решения споров, поощрения взаимной торговли, сотрудничества таможенных органов. Европейский Союз также рассчитывает решить такие проблемные вопросы как доступ к индийским государственным закупкам, развитие конкуренции, соблюдение прав интеллектуальной собственности, запрет на использование детского труда, соблюдение прав человека и широкое внедрение природоохранных мер. Индийская сторона возражает против включения в соглашения вопросов, не имеющих, по ее мнению, прямого отношения к торговле.
В рамках саммита «Индия-ЕС» стороны обсудили вопросы энергетической безопасности, борьбы с терроризмом, реформирования международных финансовых институтов, изменения климата. Особое внимание было уделено сотрудничеству в области гражданской ядерной энергетики.
В обзорный период началось обсуждение возможности заключения между Индией и ЕС соглашения о сотрудничестве в сфере трудовой миграции (LabourMobilityPartnershipAgreement) с целью создания правового поля для миграции индийской рабочей силы в страны ЕС и обмена информацией в области занятости. В 2009 г. подобное соглашение было подписано между Индией и Данией.
В 2009 г. Индия подписала с Венгрией и Швейцарией соглашения о социальных гарантиях (SocialSecurityAgreement) работающим по контрактам в этих странах. В соглашениях, в частности, предусматривается возможность получения компенсации за социальные отчисления, сделанные индийскими специалистами во время работы в этих странах. Период работы не должен превышать 5 лет для Венгрии и 6 лет для Швейцарии. Ранее аналогичные соглашения были подписаны с Бельгией, Францией и Германией.
12-14 июля в рамках визита премьер-министра Индии М. Сингха во Францию были обсуждены вопросы развития торгово-экономических отношений, в т.ч. сотрудничество в атомной энергетике. Ранее, 2 февраля 2009 г. французская компания «Areva» и «Nuclear Power Corporation of India Ltd» подписали соглашение о поставках в Индию урана.
В декабре в г. Нью-Дели прошел Индо-Итальянский форум по экономическому сотрудничеству с участием представительной делегации итальянских предпринимателей (более 200 чел.). В ходе форума подписаны соглашения о сотрудничестве между Арбитражным и согласительным трибуналом Федерации торгово-промышленных палат Индии и Миланской арбитражной палатой, а также между созданным в сентябре 2009 г. частно-государственным партнерством “Invest India” и Национальным агентством по содействию иностранным инвестициям и развитию предпринимательства “Invitalia”.
1-7 февраля в ходе визита в Индию Президент ФРГ Х.Кёлер обсудил возможность заключения рамочного соглашения об экономическом и технологическом сотрудничестве. Он принял участие в инаугурации Индо-Германского института компьютерных наук и договорился об открытии в Индии Германского центра науки и инноваций.
18 февраля состоялся визит в Индию министра экономики Латвии А.Кампарса, в рамках которого подписано соглашение о взаимной защите капиталовложений.
26 марта Индия и Финляндия подписали межправительственное соглашение об экономическом сотрудничестве взамен действовавшему с 1967 г. соглашению о торговле и экономическом сотрудничестве. Новое соглашение предусматривает создание Индо-Финской Межправкомиссии, в составе которой будут рабочие группы по инновациям, природосберегающим технологиям и переработке отходов, а также профессиональному образованию.
В марте 2010 г. Индия и Норвегия заключили соглашение о сотрудничестве в области рыбного промысла и аквакультуры. Продолжилась подготовка соглашений об избежании двойного налогообложения и социальных гарантиях.
Китай остается одним из главных торговых партнеров Индии. По предварительным данным, товарооборот Индии и Китая в 2009 г. сократился на 17,3% по сравнению с 2008 г. и составил 43 млрд. долл. США (индийский экспорт – 13,6 млрд. долл. США, импорт – 29,4 млрд. долл. США). Ранее стороны ставили задачу увеличения взаимной торговли до 60 млрд. долл. США в 2010 г.
Китай настаивает на заключении с Индией соглашения о свободной торговле и признании рыночного статуса китайской экономики. Индийские деловые круги категорически возражают против каких-либо уступок Китаю, ссылаясь на непрозрачность ценообразования и отчетности в этой стране. В Индии опасаются экспансии дешевых китайских товаров, которых из года в год становится все больше. В настоящее время в Индии действует более 100 антидемпинговых мер в отношении китайских товаров, а введенное 25 марта 2010 г. требование получения одобрения Департамента телекоммуникаций относительно безопасности импортируемого телекоммуникационного оборудования, фактически заблокировало его поставки из Китая.
В правительстве Индии обсуждается введение ограничительных мер против китайских поставщиков энергооборудования (требования к стандартам качества и экологической безопасности, введение 10%-ной импортной и 4%-ной антидемпинговой/защитной пошлин на оборудование, поставляемое для проектов мощностью свыше 1 ГВт). За последние 3-4 года китайские производители получили заказов на энергооборудование совокупной мощностью 33 ГВт, преимущественно от частных индийских компаний.
Несмотря на желание Китая принимать активное участие в развитии индийской инфраструктуры масштабы инвестиционного сотрудничества двух стран остаются сравнительно небольшими (по 400 млн. долл. США с каждой стороны), в основном из-за действий индийской стороны по сдерживанию активности китайских компаний.
Сближению двух стран препятствует неурегулированность ряда политических вопросов, в первую очередь территориальных претензий Китая, а также тесное сотрудничество Китая и Пакистана.
7-10 августа состоялся 13-ый раунд переговоров по урегулированию проблемы спорных территорий между Индией и Китаем.
21 октября в г. Нью-Дели прошел Индо-Китайский симпозиум по разработке национальных планов в области противодействия изменению климата. Было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в данной сфере, в соответствии с которым будет создана специальная рабочая группа.
В обзорный период продолжилось развитие сотрудничества Индии с Южной Кореей. 7 августа 2009 г. подписано соглашение о всестороннем экономическом партнерстве (СВЭП), в основу которого легло соглашение о свободной торговле. Стороны договорились об отмене или сокращении импортных пошлин на 93% тарифных линий индийского экспорта в Южную Корею и на 85% тарифных линий южнокорейского экспорта в Индию. СВЭП предусматривает расширение инвестиционного сотрудничества и торговли услугами, в частности, доступ услуг индийских ИТ-специалистов на рынок Южной Кореи. Индия и Корея намерены удвоить взаимную торговлю до 30 млрд. долл. США к 2014 г. Соглашение вступило в силу с 1 января 2010 г.
Южная Корея проявляет заинтересованность в налаживании сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии и намерена подписать с Индией соответствующее соглашение.
26-27 января 2010 г. в ходе визита в Индию Президента Южной Кореи Л.М.Бака подписаны соглашения о взаимной выдаче преступников, сотрудничестве в области ИТ, мирного исследования космического пространства. Принято решение объявить 2011 год «Годом Кореи в Индии» и «Годом Индии в Корее».
13-16 сентября в ходе визита в Индию президента Монголии Ц.Элбэгдоржа подписаны документы о сотрудничестве в атомной энергетике, культуре и здравоохранении. Индия приняла решение о предоставлении Монголии кредита в размере 25 млн. долл. США для поддержания экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
13-15 октября в ходе визита в Индию президента Аргентины К.Ф. де Киршнер подписаны соглашения о сотрудничестве в области атомной энергетики, науки и технологий, об облегчении визового режима для бизнесменов, а также меморандумы о сотрудничестве в области нефти и газа, торговли, геологоразведки и спорта. Стороны договорились довести к 2012 г. взаимный товарооборот до 3 млрд. долл. США. Этому должно способствовать вступившее в силу с 1 июня 2009 г. преференциальное торговое соглашение между Индией и странами МЕРКОСУР (включает Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай), предусматривающее таможенные скидки на 452 товара индийского экспорта, а также открытие в г. Мумбаи аргентинского Центра содействия торговле.
16-17 ноября в Индии с официальным визитом находился министр иностранных дел Ирана М.Муттаки. Стороны обсудили вопрос возобновления переговоров о строительстве газопровода «Иран-Пакистан-Индия». Ранее заинтересованные ведомства Индии и Ирана начали проработку ирано-индийского проекта строительства в Иране электростанции мощностью 6000 МВт и линии электропередачи между Ираном и Индией протяженностью 1,5 тыс. км.
17 ноября Индию рабочим визитом посетил премьер-министр Канады С.Харпер. В рамках визита парафировано соглашение о сотрудничестве в атомной энергетике, а также меморандум об учреждении совместной исследовательской группы для подготовки соглашения о всестороннем экономическом партнерстве между странами.
28-29 декабря Индию с рабочим визитом посетил премьер-министр Японии Э.Хатояма. Были обсуждены вопросы подготовки Соглашения о всестороннем экономическом партнерстве (СВЭП) и Договора о безопасности. СВЭП будет включать соглашение о свободной торговле, предусматривающее отмену или снижение импортных пошлин на 9000 товаров взаимной торговли, включая продукцию металлургии, машиностроения и фармацевтической промышленности. Соглашение планируется подписать до конца 2010 г.
По итогам переговоров стороны подписали План действий по развитию стратегического партнерства, предусматривающий сотрудничество в сфере обороны, безопасности на транспорте, ликвидации последствий стихийных бедствий, взаимодействие в ООН.
Много внимания уделено участию Японии в реализации проекта строительства Промышленно-транспортного коридора «Дели-Мумбаи» (ПТКДМ). Подписаны два меморандума о взаимопонимании: об участии японских компаний в проектировании и строительстве 24 эко-городов вдоль ПТКДМ и о выделении Японским банком международного сотрудничества кредита в сумме 75 млн. долл. США на создание специального фонда финансирования указанного проекта. На завершающей стадии находится подготовка кредитного соглашения о предоставлении Индии 3,3 млрд. долл. США на реализацию проекта ПТКДМ. Около 30% суммы кредита будет использовано на оплату поставок оборудования и услуг из Японии.
27 февраля-1 мартав ходе визита премьер-министра Индии М. Сингха в Саудовскую Аравию достигнута договоренность об увеличении экспорта сырой нефти из Саудовской Аравии в Индию с 25,5 до 40 млн. т в год.
29 марта 2010 г.в г. Нью-Дели прошли грузино-индийские консультации по вопросам развития двусторонних отношений. По итогам переговоров были подписаны три межправительственных соглашения: о создании межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, о научно-техническом сотрудничестве и о сотрудничестве в сферах образования, культуры, спорта и молодежной политики.
24 марта 2009 г. в г. Нью-Дели состоялась 5-ая конференция по вопросам сотрудничества между Индией и странами Африки. Объем торговли Индии с африканскими странами вырос за последние 5 лет в 6 раз до 39 млрд. долл. США. Планируется довести его до 70 млрд. долл. США к 2014 г. Основными направлениями активизации индийско-африканского сотрудничества являются энергетика, инфраструктура, информационные технологии (участие индийских компаний в создании всеафриканской электронной сети, объединяющей 31 страну), автомобилестроение, ювелирная отрасль, фармацевтика, сельское хозяйство, добывающая промышленность, создание совместных промышленно-научных и технологических парков.
В ходе конференции было отмечено, что индийские компании приобретают сельскохозяйственные земли в странах Африки (Эфиопии, Кении, Мадагаскаре) для выращивания риса, сахарного тростника, масленичных культур, маиса, бобовых, чая, овощей для поставок на рынки стран Африки и в Индию.
Индия изучает целесообразность заключения соглашения о всестороннем экономическом сотрудничестве с Южноафриканским и Восточноафриканским экономическими сообществами (COMESA и EAC).
С 2007 г. идет подготовка преференциального торгового соглашения между Индией и Южноафриканским таможенным союзом (SACU), в состав которого входят Южная Африка, Намибия, Ботсвана, Лесото и Свазиленд. Однако, после четырех раундов переговоры зашли в тупик. Индия предложила таможенные скидки на 30-50% от общего числа 6,5 тыс. товаров взаимной торговли. Таможенный союз предлагает ограничиться 10% товаров двусторонней торговли.
В течение года Индия прорабатывала вопрос о реализации инфраструктурных проектов в Нигерии, на долю которой приходится около 15% индийского импорта нефти. Индия, в частности, предлагает построить в Нигерии 3 ТЭС, работающих на угле, общей мощностью 3500 МВт стоимостью около 2 млрд. долл. США. Взамен Индия рассчитывает на достижение договоренности об импорте до 3 млн. т сжиженного природного газа в год.
В обзорный период Индия и Пакистан продолжали соблюдать режим прекращения огня вдоль линии контроля в шт. Джамму и Кашмир и на всей протяженности индо-пакистанской границы. Однако отношения между двумя странами оставались напряженными. В начале года МИД Индии не исключал даже возможности вооруженного конфликта, если власти Пакистана не примут решительных мер по ликвидации баз террористов, ответственных за серии террористических атак на города Индии.
В марте 2010 г. Индия и Пакистан провели переговоры по одной из самых сложных проблем двусторонних отношений – доступу к ресурсам горных рек, берущих начало в предгорьях Гималаев.
Пакистан выражает заинтересованность в возвращении Индии в проект строительства газопровода «Иран-Пакистан-Индия». Индийская сторона не участвует в переговорах с 2008 г. под предлогом нерешенности вопроса безопасности поставок газа через территорию Пакистана и высокой стоимости транзита.
Обзорный период характеризовался дальнейшим развитием сотрудничества Индии со странами СНГ, в первую очередь, с Россией, Казахстаном и Туркменией.
Казахстан. 21-23 мая в г. Алматы прошла индийская промышленная выставка «Индия ЭКСПО 2009». На мероприятии была представлена продукция 70 компаний.
5 сентября Индия и Казахстан подписали межправительственную программу сотрудничества в области науки и технологий на 2009-2011 гг. Документ предусматривает реализацию совместных научных проектов в сфере био- нано- и ИТ, космических исследований, возобновляемых источников энергии и нефтехимии.
6-8 сентября президент Индии П.Патил посетила с официальным визитом Таджикистан. Были обсуждены состояние и перспективы двустороннего экономического сотрудничества, в частности, в гидроэнергетике Таджикистана, а также вопросы безопасности в регионе.
18 сентября Туркменистан с рабочим визитом посетил министр иностранных дел Индии С.Кришна. Он обсудил состояние и перспективы сотрудничества в энергетике, включая строительство газопровода «Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия» и поставки туркменского газа, фармацевтике и здравоохранении, ИТ. По итогам визита была подписана Программа сотрудничества между внешнеполитическими ведомствами двух стран.
26 ноября в Нью-Дели состоялось первое заседание Азербайджано-Индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
В 2009 г., который был объявлен «Годом Индии в России», продолжились интенсивные российско-индийские контакты на государственном уровне и между деловыми кругами. Состоялись визиты в Россию премьер-министра и президента Индии, в Москве прошел III Российско-Индийский форум по торговле и инвестициям, в Санкт-Петербурге – Индийская национальная выставка.
2-6 сентября президент Индии П.Патил посетила с официальным визитом Россию (гг. Москву и Санкт-Петербург). В ходе переговоров стороны обсудили широкий круг вопросов, включая развитие торгово-экономического сотрудничества.
29 сентября в Москве состоялся 3-й Российско-Индийский форум по торговле и инвестициям. В работе форума приняло участие около 400 представителей двух стран. Были обсуждены вопросы сотрудничества в таких областях как энергетика, обрабатывающая промышленность, инновации, информационно-телекоммуникационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, сотрудничество на уровне регионов.
В период проведения форума подписано новое соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатойРФ и Федерацией торгово-промышленных палат Индии (FICCI).
С 30 сентября по 3 октября в г. Санкт-Петербурге прошла Индийская национальная выставка «Индия Шоу 2009». В ней приняли участие более 150 компаний, представляющих такие отрасли, как машиностроение, химическая промышленность, ИТ, электроника, космические технологии.
21 октября в Москве состоялось 15-е заседание Межправительственной Российско-Индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (МПК).
8-12 ноября прошел рабочий визит в Индию заместителя Председателя Правительства РФ, сопредседателя Российско-Индийской МПК С.Собянина.
6-8 декабря в России с официальным визитом находился премьер-министр Индии М.Сингх. В ходе визита подписано кредитное соглашение между государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и Экспортно-импортным банком Индии.
8декабря состоялось второе заседание Российско-Индийского Совета руководителей предприятий, возглавляемого председателем совета директоров АФК «Система» В. Евтушенковым с российской стороны и главой холдинга «Релайнз Индастриз Лтд» М. Амбани с индийской.
В декабре в г. Нью-Дели прошло третье заседания Российско-Индийской межминистерской Объединенной рабочей группы, созданной для мониторинга выполнения рекомендаций Российско-индийской совместной исследовательской группы, представившей свой отчет в 2007 г.
15-17 февраля 2010 г. в Индии с визитом находились Заместитель Председателя Правительства РФ С.Собянин и Министр промышленности и торговли РФ В.Христенко. Обсуждены вопросы сотрудничества в таких областях, как телекоммуникации, фармацевтика, металлургия, химическая промышленность, авиастроение, атомная энергетика. Достигнута договоренность о создании рабочей группы по разработке нового торгового соглашения между странами.
12 марта в ходе визита Председателя Правительства РФ В.Путина в Индию подписаны соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях и его основных направлениях, о создании совместного предприятия по производству навигационного наземного оборудования для приема сигнала российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, о сотрудничестве в области поставок минеральных удобрений между Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством химических продуктов и удобрений Индии. Подписаны долгосрочные контракты на поставку в Индию российских алмазов и удобрений, а также соглашение между ОАО «Газпром» и госкомпанией “ONGCVideshLtd” о совместной разработке газовых месторождений на п-ове Ямал.
2. Оценка состояния экономики Индии и перспектив ее развития
Состояние экономики Индии, несмотря на воздействие мирового финансово-экономического кризиса, оценивается как стабильное и имеющее положительную динамику. В 2009/10 фин. г., по данным Центральной статистической организации Индии (ЦСО),объем ВВП в текущих ценах достиг 1313 млрд. долл. США (прирост в базовых ценах 2004/05 фин. г. на 7,4%).
В 2009/10 фин. г. в структуре ВВП на долю сектора услуг приходилось 54,7%, промышленности[1] – 28,2%, сельского хозяйства – 17,1%. В обзорный период сектор услуг вырос на 8,5%, промышленное производство – на 10,8%, сельское хозяйство – на 0,2%. Основные показатели экономики Индии за последние пять финансовых годов приведены в Приложении к Обзору.
Воздействие мирового финансово-экономического кризиса на экономику Индии проявилось, прежде всего, в том, что резко снизились заказы на экспортные поставки, существенно осложнились зарубежные коммерческие заимствования, снизился приток иностранных инвестиций, иностранные портфельные инвесторы начали выводить средства, размещенные в индийских корпоративных ценных бумагах.
Кризис доверия в финансово-банковской системе привел к оттоку вкладов населения из частных банков. Рост процентных ставок и ужесточение условий предоставления кредитов сократили объемы потребительского кредитования и затруднили привлечение средств на реализацию новых проектов.
В наибольшей мере мировой кризис затронул экспортные отрасли экономики Индии (текстильная, химическая и ювелирная промышленность, производство нефтепродуктов, металлургия, машиностроение), строительство и транспорт.
Принятые правительством Индии в 2008-2009 гг. меры по повышению ликвидности финансово-банковской системы, поддержке национальных производителей и экспортеров, стимулированию внутреннего потребления способствовали сохранению положительной динамики развития индийской экономики.
Справочно: Начиная с октября 2008 г. Резервный банк Индии (РБИ) последовательно снижал норму обязательного резервирования средств для коммерческих банков (с 7,5 до 5%,), базовую учетную ставку (репо), по которой коммерческие банки берут у РБИ краткосрочные займы (с 9 до 4,75%) и ставку обратного репо, по которой РБИ занимает средства у коммерческих банков (с 5 до 3,25%).
В целях повышения ликвидности коммерческих банков РБИ принял решение об удовлетворении их заявок на получение наличности без учета действовавших ранее ограничений. 250 млрд. инд. рупий (5,1 млрд. долл. США) было выделено на списание долгов и различные схемы по их обслуживанию (сокращение выплат по процентам и/или уменьшение основной суммы долга).
Правительство Индии одобрило три пакета антикризисных мер. Первый из них от 7 декабря 2008 г.предусматривал снижение федерального налога на добавленную стоимость на 4% (за исключением нефтепродуктов, табачных и некоторых других изделий, а также продукции, на которую НДС установлен ниже 4%).
Пакет мер от 2 января 2009 г. включал выделение средств на финансирование наиболее важных текущих инфраструктурных проектов, создание специального фонда в размере 5 млрд. долл. США для финансовой поддержки небанковских финансовых компаний, открытие Резервным банком Индии кредитной линии на 1 млрд. долл. США Экспортно-импортному банку Индии для предоставления кредитов экспортерам по «конкурентоспособным ставкам» и продления схем отсрочки налоговых платежей и компенсационных выплат.
Пакет мер от 24 февраля 2009 г. предусматривал снижение на 2% (с 10% до 8%) базовой ставки акцизного сбора на 90% реализуемых на внутреннем рынке товаров, включая товары, импортируемые в страну (в т.ч. автомобили, бытовую технику, товары повседневного спроса, сталь, компьютеры и периферию, цемент), а также снижение на 2% (с 12% до 10%) базовой ставки налога на услуги (включая, услуги связи, туристические и транспортные услуги, услуги по обслуживанию кредитных/дебетовых карт).
По данным РБИ, принятые антикризисные меры обошлись государству в 2,48 трлн. инд. рупий или около 50 млрд. долл. США.
Антикризисные меры правительства Индииреализовывались в значительной мере за счет снижения ставок НДС и акцизных сборов, роста государственных заимствований. Это привело к увеличению дефицита бюджета страны. По данным Минфина Индии, в 2008/09 фин. г. он вырос более чем в 2 раза до 6,2% ВВП, а в 2009/10 фин. г. – до 6,8%.
Положительные тенденции развития индийской экономики во второй половине 2009/10 фин. г. (рост ВВП более 7%, увеличение объема экспорта начиная с ноября 2009 г., рекордный приток прямых портфельных инвестиций в 2009 г. – 23,2 млрд. долл. США), а также принятие правительством плана по снижению дефицита бюджета до 4,1% к 2012/13 фин. г. способствовали тому, что 14 марта 2010 г. агентство “Standard & Poor’s” (“S&P”) изменило прогноз по долгосрочному и краткосрочному рейтингам Индии по обязательствам в иностранной валюте «ВВВ-» и «А-3» до «стабильного». Это дает возможность индийским компаниям осуществлять зарубежные коммерческие заимствования на более выгодных условиях.
Несмотря на благоприятные среднесрочные перспективы роста индийской экономики (рост ВВП на уровне 8-10%), аналитики “S&P” отмечают достаточно сложное финансовое положение страны. Консолидированный долг Индии составил в 2009/10 фин. г. около 80% ВВП, а платежи по процентам – более 27% доходов правительства.
Действенными средствами снижения дефицита госбюджета правительство Индии считает проведение в 2010 г. государственных аукционов на право распределения частот под создание национальных сетей сотовой связи третьего поколения и широкополосный беспроводной доступ (правительство рассчитывает получить 23 млрд. долл. США), а также реализацию объявленной в 2009 г. программы частичной приватизации прибыльных государственных компаний (160 компаний). В 2009/10 фин. г. правительству удалось получить 315 млрд. инд. рупий (около 6,6 млрд. долл. США) за счет снижения своей доли в таких госкорпорациях, как «NHPC», «OilIndia», «NTPC», «REC» и «NMDC». В 2010/11 фин. г. Правительство Индии планирует получить за счет реализации указанной программы около 400 млрд. инд. рупий (8,4 млрд. долл. США), в частности, за счет снижения доли государства в металлургической корпорации «SAIL» с 86% в настоящее время до 69%.
Сигналом о начале постепенного свертывания правительством Индии антикризисных мер стало повышение в начале 2010 г., впервые после июля 2008 г., базовых учетных ставок Резервного банка Индии.
29 января 2010 г. РБИ повысил норму обязательного резервирования средств для коммерческих банков с 5 до 5,75%, тем самым понизив ликвидность финансово-банковской системы на 7,6 млрд. долл. США.
19 марта 2010 г. РБИ увеличил ставки прямого и обратного репо на 0,25% – до 5 и 3,5%, соответственно.
Основной причиной ужесточения кредитно-денежной политики РБИ называет быстрый рост инфляции. В марте 2010 г. годовая инфляция по индексу оптовых цен в Индии возросла до максимального за последние 18 месяцев уровня – 9,9%. Рост цен на продовольственные товары в конце марта 2010 г. составил 17,7%.
В РБИ полагают, что используемые в настоящее время инструменты монетарной политики больше подходят для решения проблем кризисной ситуации в экономике, нежели для её восстановления. На данный момент политика низких процентных ставок препятствует снижению инфляции и повышает инфляционные ожидания.
Одновременно с постепенной отменой антикризисных мер власти Индии ужесточают регулирование национального финансового рынка. С января 2010 г. усилен контроль за притоком иностранных коммерческих кредитов. Восстановлены отмененные год назад предельные уровни процентных ставок по таким кредитам. Предполагается также вернуться к практике предварительных разрешений на большинство прямых иностранных инвестиций и ввести жесткий контроль за внутрикорпоративным движением иностранного капитала.
Политику свертывания антикризисных мер правительство Индии намерено реализовывать одновременно с оказанием адресной поддержки экспортно-ориентированным секторам индийской экономики, прежде всего, тем, которым не удалось восстановиться до докризисного уровня.
31 марта 2010 г. Минторгпром Индии объявил о принятии пакета мер по поддержке экспорта машинно-технической (34 товара), электронной (128), агрохимической продукции (39) и нефтепродуктов в 15 стран мира (Мексика, Алжир, Нигерия и др.), а также около 300 товаров легкой промышленности и сельского хозяйства, экспортируемых в страны Европейского Союза и США.
За 11 месяцев 2009/10 фин. г. (апрель 2009 г.- февраль 2010 г.) совокупный рост шести ключевых секторов промышленности Индии (добыча угля и нефти, производство электроэнергии, нефтепродуктов, стали и цемента) составил 5,3% (в аналогичный период прошлого года – 2,9%). Добыча угля выросла на 8% до 466 млн. т, производство электроэнергии – на 6,4% (701,1 млрд. кВт-ч), стали – на 4,5% (51,5 млн. т), цемента – на 11% (186,3 млн. т), добыча сырой нефти – на 0,3% (30,7 млн. т). Производство нефтепродуктов снизилось на 0,4% (до 136 млн. т).
Золотовалютные резервы страны по состоянию на 26 марта 2010 г. составили 277 млрд. долл. США (годовой прирост 9,8%).
За 11 месяцев 2009/10 фин. г. объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Индии составил 24,7 млрд. долл. США (аналогичный период предыдущего фин. г. – 25,4, сокращение – на 2,8%). С 1991 г. приток ПИИ в экономику Индии составил 127 млрд. долл. США.
В последние годы Индия активно инвестирует средства в экономику других стран. Общий объем прямых инвестиций индийских компаний за рубеж за 9 месяцев 2009/10 фин. г. составил 14,3 млрд. долл. США (в аналогичный период 2008/09 фин. г. – 16,4 млрд. долл. США, сокращение 12,8%). Основная часть индийских капиталовложений пришлась на Сингапур - 5,2 млрд. долл. США, Маврикий (1,6 млрд. долл. США) и США (1,2 млрд. долл. США). Инвестиции направлялись преимущественно в производство электроники, химических и фармацевтических продуктов, цемента, телекоммуникационных продуктов и программного обеспечения, добычу полезных ископаемых, цветную металлургию, электроэнергетику, нефинансовые услуги и торговлю.
По данным Совета по ценным бумагам и биржам Индии, приток портфельных иностранных инвестиций в индийские ценные бумаги в 2009/10 фин. г. составил рекордные 23,2 млрд. долл. США (в 2008/09 фин. г. отток инвестиций - 9,9 млрд. долл. США).
По данным Минторгпрома Индии, товарооборот Индии с зарубежными странами в 2009/10 фин. г. сократился на 6,9% по сравнению с 2008/09 фин. г. и составил 455,2 млрд. долл. США. Индийский экспорт снизился на 4,7% до 176,6 млрд. долл. США, импорт - на 8,2% до 278,7 млрд. долл. США.
Индийский экспорт товаров начал вновь расти начиная с октября 2009 г. после 11-ти месяцев падения из-за снижения спроса в США и Евросоюзе, на долю которых приходится около 60% экспортных поставок из Индии. Однако, полностью компенсировать сокращение экспорта ряда товаров не удалось. В частности, вывоз машинно-технической продукции по итогам года уменьшился на 21%, электроники – на 13%, продукции народных промыслов – на 41%.
На 2010/11 фин. г. Минторгпром Индии планирует увеличение экспорта товаров до 200 млрд. долл. США, а к 2014 г. – до 500 млрд. долл. США, причем доля машинно-технической продукции в нем должна составлять не менее 20%.
Среди хронических проблем индийской экономики, оказывающих на нее негативное воздействие, можно отметить, в частности, следующие:
- зависимость от импорта сырой нефти, ограниченность запасов коксующегося угля, низкое качество энергетического угля, хронический дефицит электроэнергии;
- вследствие значительного числа бедного населения в стране государство вынуждено расходовать большие средства на обеспечение их минимального прожиточного уровня за счет различного рода пособий, дотаций, субсидий, что ложится тяжелым бременем на бюджет страны;
- "зарегулированность" и бюрократизированность процессов принятия административных решений, широкое распространение коррупции;
- неразвитость инфраструктуры;
- многочисленные проблемы сельского хозяйства, с которым связана жизнь большинства индийцев, в т.ч. преобладание малых землевладений (менее 1 га), низкая механизация сельхозпроизводства, нехватка хранилищ и, соответственно, значительные потери произведенной продукции, высокая стоимость транспортировки сельхозпродукции, доминирование посреднических структур, несоответствие внутренних стандартов качества и безопасности международным стандартам, зависимость от погодных условий, растущие экологические проблемы, связанные с интенсивным использованием удобрений и пестицидов;
- высокий уровень безработицы, который составляет от 9% в сельской местности до 12% в городах.
Комментарии (1):
20-04-2011-21:04
удалить
"Основные показатели экономики Индии за последние пять финансовых годов приведены в Приложении к Обзору." Прошу прощения,я здесь впервые. Скажите,где можно посмотреть данное приложение?
Комментарии (1):
вверх^
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник Обзор экономики и внешнеэкономических связей Индии в 2009/10 финансовом году | Vedanta_ru - Дневник Vedanta_ru |
Лента друзей Vedanta_ru
/ Полная версия
Добавить в друзья
Страницы:
раньше»
|