• Авторизация


перфекционизм 08-11-2023 12:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Поделиться
Вместе с Юлией Соль, клиническим психологом и руководителем института доказательной психосоматики «ЭВИРА», разбираемся, что такое перфекционизм и что делать, если ваш коллега или руководитель — токсичный перфекционист.


Почему стоит становиться начальником: 8 причин, которые вас убедят
Сначала немного теории
Что такое перфекционизм? Это убеждение человека о том, что всё в мире должно быть правильно, идеально, и он — в том числе. Идеальный внешний вид, идеальная фигура, идеально выполненные обязанности по каждой из ролей. Буквально всё должно быть идеально.

Перфекционизм бывает здоровый и нездоровый. Здоровый — эффективный: он прекрасно мотивирует человека развиваться и достигать целей. Нездоровый — «болезненный»: он вредит жизни и способствует выгоранию. Также можно выделить перфекционизм по отношению к самому себе (высокие требования к своей деятельности и к тому, как нужно выглядеть, действовать, говорить, проявлять себя в обществе) и перфекционизм по отношению к другим людям и окружающим предметам.

Перфекционизм — основа выгорания
В основе выгорания лежит состояние бессилия, беспомощности и безысходности.

Человек с нездоровым перфекционизмом тяжело относится к нестандартным ситуациям: когда, например, на работе возникла кризисная ситуация. Так как он действует из внутреннего убеждения, что всё должно быть идеально, а идеально на 100% что-либо получается редко — возникает разочарование, апатия, агрессия на себя и на мир. Эти чувства вовсе не приносят удовлетворение от прожитого дня, недели, месяца и вообще жизни. Наоборот: они создают негативный фон, который увлекает человека в затяжной стресс и впоследствии приводит к выгоранию.

Так как перфекционист часто попадает в состояние внутреннего конфликта, ему хорошо знакомы мысли «Не хочу, но надо» или «Надо, но не могу». Такие противоречия со временем перерастают в общее бессилие, беспомощность, безысходность. А они — основа для развития психосоматических заболеваний, ОРЗ и ОРВИ, кожных проблем, нервного кашля.

Люди каких должностей больше страдают от перфекционизма
Перфекционизм — это личностное убеждение. В профессиональной сфере оно может быть как у руководителя, так и у менеджера или самозанятого. Перфекционисту-руководителю тяжело управлять командой или компанией самостоятельно. Верный признак нездорового перфекционизма со стороны руководства — повышенная текучка, потому что подчиненным предъявляются слишком высокие требования (необходимо всё доводить до идеала). Сотрудники не выдерживают графика, напряжения. Обычно такой руководитель излишне погружается в микроменеджмент — так как включается во все операционные процессы — и впоследствии сам выгорает из-за этого.

Простые менеджеры чаще склонны к перфекционизму. Они также застревают в стремлении сделать всё «правильно» — и развивается внутренний конфликт, который часто приводит к смене работы вообще. Человек начинает искать работу, где ему будет «полегче». Но если у него высокие требования к себе и к своей деятельности — «легче» не будет нигде. Как не будет и радости от хорошо проделанной работы, и наслаждения от деятельности.

Перфекционисты-самозанятые тоже нередко работают сверх меры, включены в процесс развития проекта 24/7 и также страдают от выгорания и сопутствующих психосоматических заболеваний.

Как общаться с перфекционистом
Сначала нужно понять вид перфекционизма и его «направленность». С самоперфекционистом общаться не очень тяжело. В разговоре будут заметны критические нотки по отношению к себе, но в целом, если вам нужно это общение, можно закрыть на эти моменты глаза. Если отношения дружеские, стоит предложить человеку пойти в терапию, поработать над своими претензиями и стремлением к идеальности, если они уже становятся нездоровым проявлением.

Если перфекционизм направлен на окружающих, а тем более на вас, то здесь сложнее. Во-первых, можно поговорить с коллегой, если вы на одном уровне. Предложить ему в отношении вас использовать слово «достаточно»: например, «достаточно хорошо проделанная работа». При этом важно понять, где именно проходит граница, где это «достаточно», чтобы быть довольным результатом.

Если нездоровым перфекционизмом страдает руководитель, то вряд ли вы сможете дать ему совет обратиться к психологу. А именно вам в такой ситуации помогут навыки управления карьерой.

Карьерный стратег Екатерина Горшкова-Бекетова рекомендует придерживаться трех правил, самая важная цель которых — построить коммуникацию с руководителем таким образом, чтобы эта его «особенность» работала на повышение профессионализма подчиненного, а не на понижение самооценки.

Четыре правила коммуникации с руководителем-перфекционистом
1. Получая задачу от руководителя, обязательно узнавайте его ожидания.

Задайте вопросы:

«Что я должен сделать?»
«В какой срок?»
«Как это сделать правильно?»
«Как должен выглядеть результат?»
«В каком формате должен быть предоставлен отчет?»
«Какие точки контроля у нас будут и в какой срок?»
Ваша задача: собрать максимум информации, уточнить все нюансы и мелкие детали. Тогда у вас не будет шанса сделать что-то не так. И в целом такая стратегия позволит перенять лучшие практики у руководителя и подрасти профессионально.

2. Фиксируйте договоренности в письменном виде
По итогам встречи напишите письмо с перечислением поставленных задач, критериями их выполнения, сроками и ожидаемым результатом. Отправьте менеджеру и, если в компании принято, поставьте в копию его непосредственного руководителя.

Этот этап поможет в будущем избежать необоснованных претензий к вам и к результату вашей работы.

3. Формализуйте ваше общение
Если руководитель предпринимает попытки нарушить договоренности, вмешивается в процесс, требует отчитываться как можно чаще, напоминайте ему о точках контроля. И если он всё же настаивает на изменениях условий выполнения задачи, обязательно фиксируйте этот факт и отправляйте письмо в соответствии со вторым пунктом.

Умение формализовать коммуникацию, когда это необходимо, очень поможет вам, если вы собираетесь строить вертикальную карьеру.

4. Выделяйте свой результат
Когда будете отчитываться о результате, следуйте пунктам из письма. Руководитель просто не сможет заявить, что что-то сделано не так, потому что вы вместе всё и проговорили, и прописали.

В конце встречи стоит также задать вопросы:

«Как вы оцениваете уровень выполнения задачи?»
«Как в следующий раз я могу ее сделать лучше?»
Эти четыре правила позволят вам максимально проявить себя, а руководителю, даже токсичному, будет трудно обоснованно придраться.

Помните, руководитель-перфекционист «дает» хороший повод научиться фиксировать и презентовать свои результаты. А это навык, без которого не сработает ни одна карьерная стратегия.


Как справиться со страхами при выходе на новое место работы
Но что делать, если перфекционист вы?
Первый шаг — научиться отслеживать свои состояния: когда и в чем проявляется необходимость быть идеальным? Второй — определить, здоровый это или токсичный перфекционизм: он мотивирует или мешает? Третий — научиться переключаться из состояния «всё должно быть сделано идеально» в состояние «сейчас всё сделано достаточно хорошо». Если вы чувствуете, что не удается справиться самостоятельно, и уже замечаете психосоматические проявления, то стоит обратиться к специалисту.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник перфекционизм | Лариса_Липатова - Дневник Лариса_Липатова | Лента друзей Лариса_Липатова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»