[336x420]Существует мнение, что компьютерная музыка - и не музыка вовсе: в ней нет души, так как электронный инструмент не способен уловить и воспроизвести чувства и мысли музыканта, оттенки и краски его исполнения, а по выразительности игры никакая MIDI-клавиатура не может сравниться с фортепиано. На самом деле все обстоит несколько иначе. А критика электронных способов звукоизвлечения - всего лишь одно из свидетельств того, что не все готовы воспринять и оценить новое. Впрочем, так было всегда.Прародителем фортепиано считается монохорд - инструмент, на котором теоретики Древней Греции вычисляли величину музыкальных интервалов. Монохорд состоял из маленького ящика, в котором натянута единственная струна. В конце XIV века изобретатель, имя которого кануло в лету, догадался приспособить к подобному инструменту клавиши и механизм рычажков для прикосновения к струнам. Так возник клавикорд, которому в XVI - XVIII столетиях отдавали предпочтение и музыканты, и любители музыки. Другой клавишный инструмент того времени - клавесин. В клавесине струны приводились в колебание вороньими перьями, а позже металлическими крючками. Звук клавесина быстро затухающий, суховатый и однообразный. Клавесин был инструментом знати. Короли и королевы часто развлекались игрой на нем.В начале XVIII века было сконструировано первое фортепиано, названное так потому, что на нем можно было извлекать звуки и громкие (forte), и тихие (piano). Инструмент не был оценен современниками в течение нескольких десятилетий. Исполнители должны были изменить стиль, приемы игры и, конечно, многие противились этому. Сильное звучание фортепиано приверженцам клавесина казалось грубым. Вольтер писал: "По сравнению с клавесином, фортепиано - инструмент торговца кастрюлями". Органист Людовика XV говорил: "Никогда этому мещанскому выскочке не удастся развенчать благородный, величественный клавесин". Однако мы-то теперь знаем, что будущее оказалось за фортепиано. И решающее слово в победе фортепиано над клавесином принадлежит великим композиторам, писавшим для него. Моцарт, как известно, был выдающимся исполнителем на новом инструменте. Гайдн и Моцарт сочиняли музыку для обоих инструментов. Бетховен писал уже только для фортепиано.Спасибо Вам, Вольфганг Амадей Моцарт!Какие же средства выразительной игры имеются в распоряжении пианиста? Их совсем не много. Фортепьянная механика позволяет передавать энергию пальца молоточку, ударяющему по хору струн. Механизм правой педали поднимает демпферы, в результате чего становится возможным резонирование струн, и звучание обогащается. Механизм левой педали уменьшает число струн в хоре, звучание становится мягче и глуше. Итак, всего лишь три элемента управления: две педали да клавиши, чувствительные к силе удара. А в итоге хороший концертный рояль способен сгенерировать примерно 4500 различимых на слух тембров, если инструментом управляет умелый музыкант.Подготовленных исполнителей много, так как обучение технике игры на фортепиано основано на сложившихся традициях и организовано очень широко.А теперь взглянем на возможности управления параметрами звука, имеющимися в MIDI-системе.MIDI-нотыОбмен данными между MIDI-клавиатурой и синтезатором происходит посредством MIDI-сообщений. Сообщение представляет собой последовательность двоичных посылок, объединенных в байты. Посылки формирует обычно MIDI-клавиатура. Структура элементарного MIDI-сигнала характеризуется следующими признаками: 7 битов данных, один бит (старший) статусный, один старт-бит, один стоп-бит.Семиразрядное двоичное число может принимать 128 различных значений. Поэтому число 128 в MIDI играет, можно сказать, магическую роль: в стандартном банке 128 MIDI-инструментов, многие регулируемые параметры имеют 128 градаций, максимальный диапазон MIDI-клавиатуры соответствует 128 клавишам…Набор сообщений стандартизирован и чрезвычайно обширен. Сообщения принято записывать в шестнадцатеричной форме. Как известно, в этом случае используются числа от 0 до 9 и латинские буквы от A до F.Начнем с важнейших сообщений. К ним относятся стандартные канальные MIDI-сообщения Note On (включение ноты) формата 9k nn vv и Note Off (выключение ноты) формата 8k nn vv, где k - номер MIDI-канала, nn - номер ноты, vv - скорость (Velocity) перемещения клавиши при нажатии (в Note On), по умолчанию соответствующая громкости звучания ноты, или скорость перемещения клавиши при ее отпускании (в Note Off).Сообщение о включении/выключении ноты MIDI-клавиатуpа генерирует при нажатии/отпускании клавиши, а синтезатор включает/выключает генератор соответствующего звука. В MIDI номер ноты задается абсолютным номером полутона в диапазоне 0-127. Параметр Velocity соответствует силе удара по клавише.Итак, нажав клавишу, вы посылаете синтезатору сообщение о том, какая именно клавиша и с какой силой нажата. Это полностью соответствует той информации, которая используется для управления силой удара по струнам в фортепиано. Но в фортепиано звук не зависит от того, плавно или резко вы отпустите нажатую клавишу, а вот MIDI-система к таким нюансам восприимчива. Кроме того, в номере MIDI-канала, по существу, заложены адреса 16 синтезаторов, каждый из которых можно настроить на свое конкретное звучание.Но и это еще не все. Нажатой клавишей можно продолжать манипулировать. Сообщение Channel Aftertouch, предусмотренное в стандарте MIDI, несет информацию об изменении давления на клавиши после прикосновения к ним. По желанию исполнителя так можно управлять модуляцией, настройками фильтра и т. п.Все под контролемНапомним, что у фортепиано кроме клавиатуры имеется только два элемента управления - педали. В MIDI-системе таких элементов управления (контроллеров) значительно больше. Для работы с ними имеется сообщение Control Change.MIDI-контроллеры делятся на контроллеры непрерывного действия (связанные с рукоятками, движками, регуляторами) и переключатели (педали, кнопки), имеющие два дискретных состояния (включено/выключено). Вот только основные контроллеры, предусмотренные стандартом General MIDI:№ 1 - Modulation - контроллер глубины частотной модуляции;№ 7 - Volume - контроллер громкости звука в канале;№ 10 - Pan - контроллер панорамы;№ 64 - Sustain Pedal - контроллер педали удержания звучания нот (соответствует правой педали фортепиано);№ 66 - Sostenuto Pedal - контроллер педали удержания звучания нот, включенных во время действия педали;№ 67 - Soft Pedal - контроллер педали приглушения звука (соответствует левой педали фортепиано).№ 91 - Reverb Level - контроллер глубины эффекта реверберации;№ 93 - Chorus Level - контроллер глубины эффекта хорового исполнения музыки.А для инструментов, соответствующих стандарту Yamaha XG (eXtended General), определены дополнительные контроллеры. Среди них:№ 71 - Harmonic Content - контроллер глубины резонанса фильтра (используется в эффекте "вау-вау"); № 73 - Attack Time - контроллер времени нарастания звука после включения ноты;№ 74 - Brightness - контроллер частоты настройки фильтра, влияющей на "яркость" звука.Для выбора MIDI-инструмента предназначено сообщение Program Change. Можно задать один из 128 MIDI-инструментов (тембров). А если хочется большего? Тогда следует запастись несколькими банками инструментов. Максимальное число адресуемых банков превышает 32000. Для переключения банков служат контроллеры:№ 0 - Bank Select MSB - контроллер выбора банка (старший байт);№ 32 - Bank Select LSB - контроллер выбора банка (младший байт).Для расширенного управления синтезом предусмотрены регистрируемые (Registered Parameter Number - RPN) и нерегистрируемые (Non-Registered Parameter Number - NRPN) параметры.Не исключено, что найдутся музыканты, которым упомянутых возможностей не хватит. Поэтому в MIDI имеются сообщения, предназначенные для обмена специфической информацией, которая по усмотрению производителя MIDI-устройства может иметь различное назначение, например, сброс установок (Reset), смена типа эффекта и т. п. Это сообщения System Exclusive. Параметром таких сообщений является блок данных - последовательность шестнадцатеричных чисел.MIDI-клавиатуры снабжены добрым десятком регуляторов и переключателей, которые позволяют исполнителю в реальном времени посылать все основные MIDI-сообщения, с высокой точностью управляя множеством параметров синтеза звука.Итак, игра на MIDI-клавиатуре может быть очень выразительной. Ее техника существенно отличается от техники фортепианной игры, но этому пока нигде не учат. Музыканты, которые не хотят или не могут самостоятельно овладеть MIDI-технологией, критикуют ее. А более подготовленные или способные к восприятию нового - не теряют времени, без лишних слов и не без выгоды для себя уже применяют сказочные возможности на практике.